Сценарии        02.06.2023   

Весенние народные праздники в беларуси. Традиции беларуси

Белорусы накапливали свое духовное богатство не один век, от чего оно и настолько разнообразно и привлекает к себе окружающих. имеет очень древние корни, при этом традиций и обычаи, хоть и в дополненном и немного видоизмененном варианте, дошли и до нашего времени.

Духовная культура Белоруссии

Формирование общества на протяжении столетий принесло хорошие плоды. На сегодняшний день культура Белоруссии настолько красочна, насыщена и всесторонне развита, что она является всемирным достоянием. Белоруссия также популярна своими реалиями, которые со временем перешли к символам самобытности страны. Наиболее популярными являются слуцкие пояса, резьба, многоцветный кафель, ажурная вытынанка и многое другое.

Религия Белоруссии

Что касается религиозных верований, то выделяют три направления. Основная и ведущая религия Белоруссии – это христианство. По данным 2012 года православие исповедует 77 % населения, всего 10 % католиков и 1,5 % исповедует другие религии, среди которых ислам, иудаизм, бахаизм и индуизм.


Экономика Белоруссии

По объему ВВП Белоруссия занимает 64-е место мирового рейтинга. Экономика Белоруссии развивается в основном за счет экспорта. Тем не менее, рост экономики связан также и со сферой услуг, сельским хозяйством и туризмом. На сегодняшний день валюта – белорусский рубль.


Наука Белоруссии

Страна развивается в разных направлениях, не исключением стала наука. Сегодня в центре научного центра Белоруссии проводятся исследования по вопросам политики, идеологии, управления. Наука Белоруссии и достижения в этой области отражены в журнале «Проблемы управления».


Искусство Белоруссии


Обычаи и традиции Белоруссии

Существующие традиции и обычаи, которые устанавливались еще в древние времена, довольно разнообразны и тесно соприкасаются со всеми славянскими странами. Обычаи и традиции Белоруссии тщательно соблюдаются. Главными праздниками считаются пасха, коляды, громницы, масленица и прочие.


Спорт Белоруссии

Культуре тела в Белоруссии отводится особое внимание. Отличным подтверждением тому стали спортивные достижения. В стране были возведены мирового класса сооружения. Спорт Белоруссии включает в себя совершенно все существующие виды.

Обряды и праздники белорусов - совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Сейчас, с более пристальным изучением прошлого, они переживают второе рождение. Возникли праздники давно, ещё до церковно-религиозных. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов. Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов. В ней, как нигде, проявляется вековая культура нации. Ведь обряд - это и песня, и танец, и драматическое действо.

1. Коляды (Каляды)

2. Громницы (Грамніцы)

3. Масленица (Масленіца)

4. Кликанье весны (Гуканне вясны)

5. Пасха (Вялікдзень)

6. Радуница (Радаўніца)

7. Юрьев день (Юр"я)

8. Троица (Сёмуха)

9. Иван Купала (Купалле)

10. Петров день

12. Зажинки (Зажынкі)

13. Толока (Талака)

14. Дожинки (Дажынкі)

15. Яблочный Спас

16. Покров (Пакровы)

17. Деды (Дзяды)

18. Сорочины

19. Родины (Радзіны)

20. Белорусская свадьба (Вяселле)

1. Коляды (Каляды)

Коляда - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов).

Слово «Коляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство.

Коляды в Беларуси.

Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца (до Нового года - 14 января), чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день 6 января постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар. В вечер перед новым годом кутья подавалась с сытою - водой, подслащённой медом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар (своеобразный компот) обычно делался из сушеных яблок и груш.

В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников - носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску - и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку».

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей. Отражены коляды и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днем плющит». «Пришли колядки - блины да оладки». «Колядки - хозяйские порядки».

На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.

На Щедрец выбирали самую пригожую девушку - щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки - те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Бытовые и языческие корни коляды.

Наряду с языческими и христианскими мотивами видную роль играют мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - «дим звеселити», прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские коляды отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец - любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П.В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского).

Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков. Как праздник в честь рождения солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк; у скандинавов julblock; у французов caligneau, la souche de Noel; в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба, обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубками в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печется ещё козулька, имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из году в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин. Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Белоруссии. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу. Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белоруссов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» летописца; наиболее замечательна женитьба цярэшки - игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №18 г. Борисова»

Внеклассное мероприятие

Тема:

«Традиции белорусского народа»

Подготовила: учитель

начальных классов

М.Ф. Виниченко

Тема: Традиции белорусского народа

Цель: углубление знаний детей о белорусских традициях; воспитание ува­жения к историческому прошлому Беларуси.

Задачи:

    способствовать формированию у учащихся понятий «традиции», «обычай», чувства гордости за свою страну;

    приобщать учащихся к истокам белорусской народной культуры;

    воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям белорусского народа.

Оборудование: иллюстрации с различными праздниками белорусов, фильм.

Ход занятия

    Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях белорусского народа. История белорусского народа и его быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающимися из поколения в поколение. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе. Белорусскому народу дороги его традиции, праздники. Историк древности Геродот сказал так: «Если бы предоставить всем народам на свете, выбирать самые лучшие обычаи и нравы, то каждый народ выбрал бы свои собственные, так как каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни лучшие». Обряды и традиции, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет.

Учащиеся читают стихотворение:

Радзіма наша – Беларусь,

І колькі не шукай,

Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі

Мілей, чым гэты край.

Не знойдзеш ты такіх людзей,

Іх сэрцы – дабрыня;

Яна струменіць, льецца ў свет

Крынічкаю штодня.

Таму ў жыцці не трэба быць

Няшчырым, сквапным, злым.

Не забывай, ты – беларус,

І заставайся ім.

    Современные правила поведения белорусов вытекают из традиций и об­ычаев, которые исторически сложились на нашей территории.

Традиция - это то, что переходит от одного поколения к другому; то, что унаследовано нами от наших предков: порядок, нормы поведения.

Обычаем мы называем какие-либо установившиеся правила. Это общеп­ринятый, давно заведенный порядок в общественных отношениях.

В каждой стране есть сложившиеся традиции встречи праздников: Рож­дества, Нового года и др.

Традиции и обычаи белорусского народа нашли свое отражение в посло­вицах и поговорках. (Учитель читает пословицы и поговорки.)

Нічога само не зробіцца.

Не так легка зрабіць, як сказаць.

Сумленная праца - наша багацце.

Работу словам не заменіш.

Праўда даражэй за грошы.

Пры сонейку цёпла, пры матулі добра.

Устанеш рана - зробіш многа.

Спачатку падумай, потым гавары.

    Ребята, на некоторое время в предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будете не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине.

Каждое красивое слово надо объяснить.

Сінявокая (или синеглазая) – у нас много красивых рек, озер. В полях цветут синие васильки.

Зеленая – очень много лесов, лугов и полей.

Лучшая – потому что – это наша Родина.

Дружелюбная – белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный.

Белая – белый – цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные рубашки.

Красивая – у нас красивые города, деревни, улицы, площади.

Трудолюбивая – в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые делают много необходимых вещей.

Лесная – много лесов, боров, пущ.

Чудесная – у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные игрушки.

Мастеровая – в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют.

Щедрая – белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.

Толерантная – в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других людей, считаются с их мнением. У них много друзей.

Партизанская – в годы Великой Отечественной войны в белорусских

лесах было много партизанских отрядов, которые сражались за Родину.

    Замечательная картина получилась у вас.

    У каждого народа есть еще одна святыня – его родной язык. А с языком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков со своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами, играми, песнями, сказками. Расскажите о стародавних обычаях наших предков, о которых вы читали или слышали от взрослых.

(Ребята рассказывают о каком-либо обряде.)

1. Чтобы быть здоровым весь год, надо было в Чистый четверг перед Пасхой

обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье.

2. На Троицу свой дом украшали ветками липы, березы или клена.

3. На Купалу плели венки, пускали их по реке, водили хоровод и искали на счастье «папараць-кветку».

4. На Пасху молодежь и дети качались на качелях. Верили, чем выше подни-

мались качели, тем длиннее будут стебли льна.

    Каждый праздник у белорусов был связан с определенными обряда-

ми, песнями, приметами. Сегодня мы поговорим об обрядах, обычаях праздников зимних, которые недавно прошли.

    Православное Рождество в Беларуси является государственным праздником. Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, православные верующие отмечают 6 января.

    Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа.

    В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. По календарю православной конфессии в Беларуси Рождество Христово отмечает более 80% всего верующего населения. Традиционно с дохристианских времен в Беларуси 6-7 января - Первая Коляда - конец шестидневного Пилиповского поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния.

    Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась в предвестие Нового года, а третья Кутья завершала праздники Коляды. Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество).

    Первый день Коляд ясный - будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет - урожайный. Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд - летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град - горох будет большой, если снег - будут хорошо роиться пчелы.

    Традиция отмечать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января возникла после 1918 года, когда было введено новое летоисчисление. А когда-то этот день приходился на 1 января.

    Вечер перед Новым годом называется Щедрым вечером. Это название праздник получил от щедрой кутьи - обрядовой еды, которая готовится на Новый год. В отличие от «постной» (6 января по новому стилю) эта кутья действительно была щедрой: на стол ставились жареные колбасы, свеженина, сыр, яичница, блины с подливкой, кровянка. В центре новогодней обрядовой еды находилось мясо свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ урожайности. Каждая хозяйка стремилась наготовить к Щедрому вечеру как можно больше блюд, потому что, согласно стародавнему поверью, как человек проводит старый год и встретит новый, таким будет для него и весь наступающий год.

    На богатую кутью, когда уже все праздничные блюда стояли на столе, хозяин открывал окно или двери и приглашал на праздничный ужин мороз, стремясь тем самым подействовать на силы природы.

    Мороз! Мороз! Приходи отведать кутьи! Не приходи летом, иначе мы побьем тебя железными хлыстами.

    Хозяйка, набрав ложку кутьи и подойдя к окну, должна была постучать и обратиться к морозу.

    Мороз, мороз, приходи отведать кутьи, чтобы не морозил рассаду, огурцы, тыквы, морковь, свеклу и все, что мне нужно посеять.

    Для того чтобы куры неслись дома, а не по чужим дворам, после праздничного ужина приносили в дом обруч, выкладывали в него остатки ужина (особенно кутьи) и кормили в этом обруче кур.

    Встреча Нового года обязательно сопровождалась щедрованием. Щедровщики, группки молодежи по 5-7 и больше человек, обходили все дома в деревне, поздравляя хозяев с праздником песнями, в обмен на которые хозяева должны были угостить колядующих.

    Центральным «действующим лицом» щедрующей компании была «коза» - подвижный, способный к танцам парень, одетый в вывернутый кожух. Он держал в руках сделанную из дерева или бумаги голову козы. «Козу» сопровождал поводырь, который был должен уметь складно говорить. Поводыря, или «деда», одевали в старую одежду, приделывали ему бороду из пеньки, давали в руки посох. Остальные поддерживали главных действующих лиц.

    В народе верят, что в ночь с 13 на 14 января вернее всего сбываются гадания. Вместе с тем, Белорусская Православная Церковь призывает молодых людей отказаться от традиции святочных гаданий, которые противоречат православной вере.

    18-19 января - праздник Крещение (Вадохрышча), третья (постная, «водяная») кутья. Христианская религия связывает Крещение с крещением Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. В церквях в этот день происходит крещение воды, которую берут из ближайшей реки, высекая на льду большой крест.

    В полночь перед Крещением хозяйки ходили на речку или на озеро и черпали воду, которая потом хранилась весь год как лечебная. Крещеную воду давали пить больным, опрыскивали ею поле перед посевной, домашних животных, новый дом перед заселением, гроб, перед тем как положить туда покойника.

    На Крещение ходили в церковь и стремились как можно быстрее вернуться домой - тогда урожай хозяин соберет первым. Сено, на котором на протяжении Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным как защитное средство от болезней и от негативного воздействия ведьм. Подсохший верх кутьи снимали и отдавали курам, «каб добра неслi».

    Существовал уникальный обряд под названием «Цягнуць Каляду на дуба». Жители волочили по улицам борону, на которой стоял горшок с кутьей. На окраине деревни они выбирали самое высокое дерево, как правило, дуб. Мальчик оставлял горшок с кашей на самой верхушке дерева. Кутья символизировала жертву природным стихиям и душам предков. В старину верили, что собранный в этот день снег отбеливает холстину и кожу девушек, обладает целебными свойствами. Если бросить его в колодец, то он сохранит в нем воду в засуху.

    Участники колядных гуляний и ворожбы стремились, невзирая на сильный мороз, три раза окунуться в проруби и тем самым очиститься от грехов.

    По поверьям, ясный и холодный день на Крещение указывает на засушливое лето. Хмурое небо и снег - к большому урожаю.

    Сейчас посмотрим фильм о том, как проводят праздники в белорусских деревнях.

Просмотр фильма

Итог:

    Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в истории нашей страны. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей, то вы откроете и другие страницы.

(Ребята угощаются белорусскими национальными блюдами).

Белорусская культура - одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий.

Праздник Дожинки

Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию посевных работ. В Беларуси довольно плодородные районы, богатые урожаем. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков. В России эта красивая традиция нашла свое отражение в ежегодном празднике Сабантуй. На нем выбирают лучших тружеников и дарят им подарки.

Праздник Купалье

Это День Ивана Купалы. Считается, что происходят необычные вещи: звери начинают разговаривать, деревья оживают, а в реках и озерах можно наблюдать, как плавают русалки. День наполнен большим количеством преданий. И никто не может выяснить, что правда, а что ложь. Проводится с шестого на седьмое июля. Этот праздник является самым древнейшим из обычаев. Он имеет языческие корни.

Наши прадеды связывали Купалье с поклонением солнцу. «Купало» - означает горячее, яркое создание, кипящее злостью. В давние времена народ благодарил огонь, воду, землю в купальскую ночь. По обычаю, молодые люди прыгали через костер. Так проходил обряд очищения. Язычество и христианство после принятия христианского верования стали тесно связаны. Полагалось, что именно в день летнего солнцестояния и появился на свет Иоанн Креститель. А слово «купало» произошло от слова "купать", так как крещение проводилось в воде. Существует предание, что именно в эту ночь все, что чудилось во сне, становилось явью. Оживали души умерших в виде русалок, купающихся в реке. Их можно было разглядеть в чистой воде.

Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. Это растение – не единственный цветок, которому поклонялись наши прадеды. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд – очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось.

Коляды

Этот праздник у белорусов был самым красивым среди зимних. Сначала он проводился с 25 декабря по 6 января. С принятием христианства этот праздник перенесли на день рождения Христа. Святки длились с 6 января по 19 января. По языческому верованию «коляда» появилось от слова «коло», то есть солнце. Здесь имеется в виду день зимнего солнцестояния и постепенное увеличение дня. Еще «кол-яда» означает «круговая еда». Народ собирается большой компанией и заглядывает в каждый двор с песнями и танцами. За это их благодарили вкусной едой. Затем люди собираются в одном месте и угощают друг друга собранными яствами. Коляды - особый обычай. К его празднованию готовились заранее, хорошенько мылись в бане, проводили уборку дома, вышивали новую одежду. В это день народ был чист душой и телом. В наше время колядуют с 7 по 8 января. Эти традиции белорусского народа больше относят к розыгрышу. Переодеваются в различные наряды и ходят в гости к близким.

Праздник Гуканне вясны

Это самый веселый и радостный из всех праздников. Так белорусы называют проводы зимы. Нужно было красиво проводить зиму и встретить красавицу-весну. Этот обычай уходит своими языческими корнями глубоко в старину. Люди зовут весну, чтобы ускорить ее приход. Празднество проходит в начале апреля. Аист - самая главная птица на нем. Люди делают их из теста, из бумаги, из картона. Украшают птицами деревья. На эту еду из теста слетались все пернатые в округе. Тем самым птицы несут с собой весну на крыльях. Было поверье: на чей дом сядет больше птиц, тот дом и будет самым счастливым. Народ веселился в этот день, плясал, пел, водил хороводы.

Белорусская свадьба

Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы.

Белорусы - открытая и гостеприимная нация. Интересные традиции белорусского народа сохранились по сей день. Это делает общение с ними исключительно приятным и непринужденным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Белорусские обряды и праздники

Введение

Обряды и обычаи белорусов -- совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов.

Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов.

Коляды -- один из самых популярных праздников у белорусов, отмечались с Сочельника до Щедреца. По домам ходили ряженые, распевающие колядки -- специальные песни, они водили с собой «козу», иногда и «медведя» -- переодетых людей, которые разыгрывали представление возле каждого двора, получая за это различные угощения и мелкие деньги. Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой. В эту пору наши предки старались совершить благородные дела. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Хозяева сидели за столом со специальными колядными блюдами, незамужние девушки гадали на будущее и суженого.

На Щедрец выбирали самую пригожую девушку -- щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки -- те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер». На Щедрец обязательно пеклись блины. Первый из них, только что с печи, брала девушка и бежала с ним под окна хаты, где много детей. Она слушала, не крикнет ли кто на ребенка, и если да, то в этом году она замуж не пойдет. За ворота, например, бросали сапожок с левой ноги: куда носок сапога смотрит, там и суженый живёт. Две иглы натирали салом и опускали в чашку с водой. Если они потонут -- плохо, если сойдутся вместе -- будет скорое замужество.

2. Масленица (Масленіца)

Праздник масленицы в некоторых местах Беларуси называют ещё и маслёнкой, сырницей.

В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, без особенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел, олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к ним лишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания. Соседи-литовцы пекли блины на поминки, и в масленицу, поминая своих покойных предков, приходили на кладбище.

Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просят прощения у близких.

Неделя перед Пасхой называется вербной. Каждый из семьи старается встать пораньше и приготовленными веточками вербы будить остальных, приговаривая: «Не я б"ю, вярба б"е, за тыдзень вялікдзень» (Не я бью, верба бьет, за неделю пасха). Вербою же выгоняли коров пастись.

Как и громничные свечи, верба играла не последнюю роль в жизни белорусского крестьянина. С началом недели все отправлялись в церковь, чтобы вербу освятить. Причем некоторые несли чуть ли не целые пуки.

Какие же волшебные свойства признавались за освященной в эти дни вербой? Во-первых, хозяин сразу же съедал одну пупырышку -- чтобы летом уберечься от молнии. Затем, придя из церкви, он стегал вербным прутиком каждого члена семьи, говоря: «Верба крест бьет до слез, не я бью, верба бьет, пускай на здоровье живёт!». То же самое делали и с ним. Потом он обходил хозяйственные пристройки, втыкая в щель каждой прутик, хлеща легонько по три раза скотину. С другим прутиком обходил огород, озимое поле, опять же по три раза хлеща в разных местах и втыкая после прутик в землю. То же делали на кладбище на могиле свояков.

Оставшиеся веточки хранились до будущей вербницы и лишь тогда сжигались в понедельник перед пасхой. Но всегда этот пучок был под рукой -- в красном углу божницы. При грозе его ставили на окно, чтобы отвести молнию. Когда кто-то заболевал, больного обкуривали вербой, а истолченной веточкой посыпали раны.

Если доводилось перебираться в новый дом, вербный пучок делили пополам и одну часть оставляли. В первую среду после вербницы мыли в хатах все деревянные вещи -- иначе станут гнить. В четверг перед пасхой все шли в баню. Этот четверг так и звался в народе -- чистый.

Со времен язычества -- это праздник встречи тепла, солнечных дней. Потом уже он слился с церковным праздником Воскресения Христова, или Пасхи. На Беларуси его в основном называют Вялікдзень, иногда вяличка, В зависимости от календаря выпадает он на разные дни -- между 4 апреля и 8 мая. Накануне ничего нельзя было делать, иначе год пройдет без пользы. Считалось, что с этого дня до Вознесенья по земле бродят Христос с апостолами в виде нищих, награждая добрых людей и осуждая плохих.

В белорусских деревнях полагали, что в этот день «солнце играет», то есть переливается. Молодежь ходила на пригорки, взбиралась на звонницу, чтобы увидеть восход, ладила качели, водила хороводы.

Обязательно накануне пекли пасху -- высокий круглый хлеб из пшеничной муки, на верху его выкладывали из теста крест. Оставшиеся корки потом сушили, толкли и клали в водку -- это оберегало от нечистой силы.

Символом праздника были яйца. Их отваривали в луковой шелухе, потом освящали в церкви. Освященное яйцо, придя, домой, клали в воду, водой этой после умывались, а девушки яйцом гладили лицо, чтобы быть красивыми.

Очень любили в эти дни играть в битки -- чье яйцо крепче -- и катать яйца: катившееся с бугорка яйцо ударялось о чьё-нибудь и играющий забирал его.

В первый пасхальный вечер по селам под окнами пели пасхальные (волочебные, от слова волочиться) песни. Песенников называли волочебниками, а запевал починальниками.

Первая песня обычно адресовалась хозяину и хозяйке, в ней восхваляется порядок в хате, достаток, упоминают, что святой Юрья (Георгий) запасает им коров, святой Микола -- коней, святой Илья -- урожай. После каждого куплета восклицали: «Христос воскресе!»

4. Радоница

Белорусы справляют радуницу на 9-й день после пасхи.

На радуницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухе яйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на который ставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились, выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

У белорусов этот праздник называется называется Сёмухой или Зелёными святками. Понедельник после Троицы -- Духов день, или «Брэзжыны»: именно тогда, по преданию, на апостолов снизошёл Святой Дух, подвинувший их на проповедь христианства. Это богословский смысл праздника. Обрядность же его исходит из глубин язычества.

Окна и двери хат украшали берёзовыми вениками или аиром. В церковь к обедне тоже несли веточки берез и луговые цветы. Потом их высушивали и хранили за иконами, за печью. Считалось, если на сёмуху походить босым по земле -- не будут болеть ноги.

Из рощ в деревню приносили берёзки и сажали их на выгоне, где обычно гулял народ, убирая разноцветными лентами.

Происходила, собственно, встреча лета и проводы весны. И берёзовые ветки с почками, ранними листочками символизировали возрождение живого, расцвет природы. Эти берёзки называли «май» и сохраняли их до Купалы, сжигая потом в купальском костре.

В Духов день под вечер все девушки шли в рощу завивать веточки берёз в венок. Каждая завивала их по числу своих близких. После этого прыгали вокруг деревьев и пели:

В воскресенье девушки идут смотреть на свои венки. Радуется та, чей венок не засох -- суждена долгая жизнь. Засохшие венки бросают в воду: плывущие обещают минимум год жизни, потонувшие -- скорую кончину. Венки развивали, иначе дерево обидится.

На второй день сёмухи во многих местах Беларуси затевался «куст». Самую красивую девушку в деревне убирали в березовые и кленовые веточки с листочками и во главе с нею и с песней шли на панский двор. Им давали денег, еды. Все собранное несли к кому-нибудь в хату, и начиналась вечеринка. В сёмуху заводили свои игрища русалки, живущие в лесах и озёрах. Были они без одежды, с длинными черными волосами и такого же цвета глазами. Русалки бегали по полям, качались на ветках. У видевшего их близко лицо навсегда сводилось гримасой. В народе считалось, что русалки -- это девочки, умершие некрещеными.

6.Илья (Ілля)

Илья (Галляш) -- праздник народного календаря в честь ветхозаветного пророка, которому поклонялись как божеству. Отмечается 20 июля (2 августа). Согласно библейскому преданию, Илья творил чудеса и живым вознёсся на небо. После принятия христианства Илья в народном воображении слился с языческим богом Перуном, впитав в себя его черты и функции. В мифологии, древних верованиях и в фольклоре белорусов Илья -- распорядитель дождей и гроз, покровитель земледелия, защитник от нечистой силы, но раздосадованный может наслать грозы, град и засуху. Поэтому день Ильи белорусы праздновался повсеместно. В засушливую погоду Илье служили молебны, в качестве жертвы клали яйца в борозды между гряд. Илья, согласно поверьям, ездит по небу в золотой колеснице, и от её колёс раздаётся гром, а от ударов конских копыт получаются молнии. Если всё время лил дождь, говорили, что Илья зажёг одежду и заливает огонь водой из туч, а во время засухи -- что Илья сушить одежду после пожара. День Ильи считался окончанием сезона у пчеловодов, так как пчёлы уже не роятся.

7.Дожинки (Дажынкі)

Пречистая была настоящим праздником урожая, подводила итог труда крестьянина: «Свята Прачыста -- поле ўрачыста». С особым уважением говорили о новом хлеб: «Прачыстая прынясе хлеба чыстага» (Пречистая принесет хлеба чистого), «Спажа -- хлеба дзяжа» (Спажа -- хлеба дежа). На Пречистую в церквях освящали новый хлеб, разные овощи, фрукты. Осветив в церкви жито, его перемешивали дома с остальным и откладывали до следующего сева, чтобы новое зерно хорошо росло. На Случчине встречалось такое поверье: если кого донимает на поле осот, его стебли надо связать в букет, освятить, привезти обратно и на поле посадить -- он тогда не будет расти. Если кому удавалось до праздника не только успеть убрать злаки, но и начать запахивать, то тому хлеборобу это должно было принести в будущем больший урожай: «Да святка араць -- лішнюю капу нажаць» (До праздника вспахать -- лишнюю копну нажать). О дыхание осени говорилось: «Прыйшла Прачыстая -- зусім паціснула». Сразу после праздника начиналась посев озимых, и хозяин должен быть подготовлен: «Успленне -- ці гатова насенне?» На Полесье начинали копать картошку: «Успленне -- цягні бульбу за карэнне».

8.Яблочный Спас

Этот день отмечают 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). Христиане отмечают в этот день Преображение Господа Бога. В этот день освящают плоды (яблоки, груши, сливы), мед, и колоски нового урожая. Начиная с этого дня, все можно было употреблять в пищу. После Спаса начинали сеять озимые.

В этот день проводился обряд уничтожения клопов.

Традиционная белорусская народная свадьба, как обычай, имеет много общего со свадьбами других славянских народов. Все начиналось со сватовства. Родные жениха посылали сватов к родителям невесты с просьбой выйти замуж. Те приглашали их за стол, ставилась выпивка и начинался иносказательный разговор: «У вас красный товар, а у нас купец…». Наконец, родители или соглашались или отказывали. В первом случае призывалась невеста, и её спрашивали о согласии.

Договоренность о приданом и времени свадьбы согласовывалась на заручинах, которые проводили в доме невесты. Невеста одаривала родителей и родню жениха, потом все садились за стол, выпивали и закусывали, пели песни. Если после заручин одна из сторон отказывалась от брака, она должна была покрыть расходы.

После заручин следовала суборная суббота (девичник). Девичник устраивали у невесты накануне свадьбы: приходили её подруги, родня, невесту наряжали, заплетали ей косу, плели венки и пели песни. В Полесье к суборной субботе приурочивали обряд завивания свадебного деревца: берёзовую, вишневую или еловую ветку -- символ девичества -- украшали цветами.

Наконец, за невестой приезжали друзья жениха, начинался праздничный обед в доме невесты, дележ каравая и одаривание молодых. После всего этого свадебный поезд со сватами и дружками отправлялся в дом жениха. Там начиналось застолье. Свадебные чины -- кубельники -- привозили в кубле или сундуке приданое невесты. Празднование свадьбы сопровождалось величанием молодых, песнями, драматизированными сценками, танцами, шутками. Известный русский этнограф Е. Р. Романов назвал белорусскую свадьбу «своеобразной оперой».

Собственно свадьба кончалась обрядом «сладкой водки» -- восславлением молодой, сберегшей девичью честь. Обряд проходил в доме жениха после брачной ночи. Устраивая застолье, в честь молодой подслащали водку медом, славили невестину родню.

Через неделю после свадьбы молодые навещали родителей невесты. Это называлось перезвы. Некоторые элементы традиционной белорусской свадьбы бытуют и сейчас в деревне.

9.День Победы

9 мая Беларусь празднует победу над фашизмом в Великой Отечественной войне (Второй мировой). В стране это одна из самых почитаемых дат, так как победа досталась огромной ценой - погиб каждый третий белорус.

Ветераны войны в Беларуси пользуются особым почетом, поэтому торжественные шествия ветеранов - главное праздничное мероприятие Дня Победы. Они проходят по всей стране.

10.День Независимости

праздник белорусский обряд

В Беларуси День Независимости - главный государственный праздник. Он отмечается 3 июля - в день освобождения в 1944 году города Минска от немецко-фашистских захватчиков.

Главное мероприятие праздника - торжественный парад. В Минске он проводится на проспекте Победителей и напоминает о том, что белорусский народ ценой немыслимых потерь завоевал свободу страны, а также демонстрирует достижения суверенной Беларуси.

11. Праздники и памятные дни в Беларуси

23 февраля - День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. Хотя главные герои этого дня военнослужащие, в Беларуси он считается праздником всех мужчин.

8 Марта - День женщин. Праздник был учрежден вскоре после революции 1917 года. В современной Беларуси 8 Марта является праздником Весны и днем, когда чествуют женщин.

Заключение

Праздники были «не просто эмоциональной разрядкой» от трудовых будней, а своеобразным итогом прожитого отрезка времени и одновременно «подготовкой» к следующему. Как «итог», так и «подготовка» осуществлялись через определенные обряды и ритуальные действия... В центре календарных праздников -- «мотивы продолжения человеческого рода, плодородия земли, плодовитости скота, птиц».

Крестьяне, в большинстве своем даже в конце XIX в. плохо понимали причины явлений природы и смены времен года. Так, приход весны они объясняли прилетом птиц и, желая приблизить это время, обращались к жаворонкам, ласточкам с просьбой вернуться в родные края, подражали птичьему щебетанию, выпекали фигурки птиц. Земледельцы считали, что на зиму земля засыпала, а в начале лета была беременна урожаем, страдала (отсюда, возможно, «страда»), рожая хлеб, лен (отсюда «урожай»).

Крестьянин был уверен, что особой силой воздействия на природу обладает слово. Поэтому в обрядовых текстах можно найти много повелительных обращений: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!», «Жаворонки, летите, весну-красну принесите!». Соединенное с музыкой и пением, слово приобретало еще большую силу. Отсюда в обрядовых действиях так много песен, музыки, ритмических плясок.

С магией слова были связаны и обрядовые песни; описывая изобилие, довольство, они призывали их в реальную жизнь. В песнях-пожеланиях, величаниях воспевались неправдоподобное благополучие, идеальные семейные отношения. С такими пожеланиями обходили дворы колядовщики на Святки, во время Масленицы, первого выгона скота.

Выполняющие такой обход выступали не скромными просителями, а коллективом людей, магический обряд которых должен был вызвать желаемое в будущем. Поэтому ватага колядовщиков просила не смиренно и покорно, а требовала угощения.

Список использованных источников

1. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. -- М.: «Школьная Пресса», 2003. -- 144 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 36).

2. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. -- М.: Школьная Пресса, 2004.-- 128 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 52.)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Связь праздников с солнцеворотами, равноденствием, с циклами сельскохозяйственных работ, с языческими и христианскими основами веры. Система церковных праздников. Традиционные календарные праздники и обряды русского народа: коляда, масленица, И. Купала.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2009

    Система традиционного семейно-бытового фольклора жителей Кубани. Современные обряды и праздники; историческая и генетическая связь календарного и внеобрядового фольклора. Народная фразеология, значение оберегов, пародий, розыгрышей; жертвоприношения.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

    История поселения армян в Крыму. Трудовая деятельность. Национальная армянская одежда. Религия и церковные праздники: Хачверац, Варага Сурб Хач, Гют Хач и Еревман Хач. Семья, брак, свадебные и семейные обряды. Похоронная обрядность. Праздники и обряды.

    реферат , добавлен 17.08.2008

    Исследование русского народного календаря, составляющих его сезонных праздников и обрядов. Систематизация сведений и характеристика праздников, история их становления и языческие корни. Разработка материалов для изучения народных праздников в школе.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2009

    Языческая Масленица, принятая после крещения Руси православной. Красная горка - последний день пасхальной недели. ивана Купала и купальские обряды в канун праздника. Медовый, яблочный и ореховый спас, обряды, сохранившиеся в праздновании дня Перуна.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2009

    Обрядность - неотъемлемая часть народной культуры мордвы, сохранение и развитие этнического самосознания. Исторические корни традиционной обрядности. Классификация обрядов. Земледельческая обрядность мордвы: зимние праздники, весенне-летние и осенние.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2008

    Обычаи и обряды кыргызского народа. Особенности традиционной одежды, национальных жилищ, праздники и развлечения кургызов. Проявление древних традиций народа в их национальной кухне. Рецепты приготовления наиболее популярных блюд кыргызской кухни.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Система праздников и церемоний кетской народности. Антропологическая и этническая оценка кетов, изолированное положение кетского языка в лингвистической классификации, влияние культуры русских переселенцев. Свадебные и погребальные обряды, праздники.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Выявление специфики праздничной культуры. Семейные обряды, ориентированные на создание торжественного, художественно-выразительного действа. Праздник и обряд: общее и особенное. Обрядовая поэзия в праздниках. Ряжение и колядование, их связь с игрой.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2013

    Народные праздники как специфический вид народной культуры. Виды праздников в дохристианский период и в период после принятие христианства. Хороводы, песни и посиделки как важные части молодёжных гуляний. Рождество и рождественско-святочная обрядность.