Сценарии        02.06.2023   

Тест для родителей: проверьте, какая самооценка у вашего ребенка. Тест для определения детской самооценки «Ступеньки Характерные ошибки родителей

Здравствуйте, дорогие друзья! В продолжении темы прошлой статьи хочу предложить вашему вниманию тесты на определение самооценки у детей.

1. Тест "Лесенка"

Его можно проводить с детьми от трёх лет и старше.
На листе бумаги рисуется лесенка из семи ступенек, можно её вырезать. Среднюю ступеньку №4 выделите (поставьте галочку или обозначьте другим цветом).

Ребёнку нужно показать эту лесенку и объяснить, что, если на этой лесенке расположить всех ребятишек, то на верхней ступеньке должны стоять самые хорошие, послушные, лучшие во всём.

На 2-3 ступеньках-хорошие, на серединке 4 -ни хорошие, ни плохие. На 5-6 -плохие детишки, а на самой нижней седьмой -самые плохие (злые, непослушные, завистливые).

Убедитесь, что ребёнок вас понял и после этого спросите, на какой ступеньке должен стоять он сам, пусть нарисует человечка или поставит галочку.

Расшифровка теста Лесенка

♦ Если ребёнок определил для себя самую верхнюю ступеньку, то у него завышенная самооценка.

♦ Если он поставил себя на 4 ступеньку-немного заниженная.

♦ На ступеньки- 5 и 6 - низкая.

♦ Ступенька №7 - очень заниженная.

2. Тест "Дерево с человечками"

Этот тест на определение самооценки можно использовать для ребёнка дошкольного и школьного возраста.

Предложите сыну (или дочке) картинку дерева с человечками (предварительно распечатайте её из интернета) и попросите внимательно рассмотреть.


Объясните, что на картинке изображено дерево, а рядом человечки с разным настроением и положением, каждый занят своим делом.

Сначала попросите раскрасить ствол и ветки дерева карандашом или фломастером коричневого цвета.
Скажите, что во время раскрашивания нужно обратить внимание на каждого человечка, подумать, какое у него настроение, чем он занят.

А затем предложите раскрасить синим цветом человечка, на которого бы он хотел быть похож в будущем.

Расшифровка теста Дерево:

♦ Если ваш ребёнок выбрал человечков 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19, то у него адекватная здоровая самооценка.

♦ Номер 20 выбирают детки с завышенной самооценкой и лидерскими качествами.

♦ А 5, 8, 13, 14, 16, 17, 21 - дети с низкой самооценкой.

♦ Если более подробно, то дети, выбравшие человечков № 2, 11, 12, 18 и 19 - общительные и умеют дружить.

♦ Дети, которых не пугают трудности, легко преодолевающие препятствия на своём пути, выбирают номера 1, 3, 6, 7.

♦ Под номером 4 обычно выбирает ребёнок, которого всё устраивает, он хочет добиться успехов, не затрачивая никаких усилий.

♦ Детишки застенчивые, стеснительные, быстро утомляющиеся, физически слабые, обычно выбирают человечка под номером 5.

♦Легко адаптирующиеся к новым условиям, прекрасно чувствующие себя в детском коллективе дети выбирают № 10 и 15.

♦ Человечек №8 означает уход в себя, отстранённость.

♦ Номер 9 олицетворяет тягу к развлечениям.

♦ Под номерами 13 и 21 выбирают детки замкнутые и тревожные.

♦ Кризисное состояние и внутренний страх отражает человечек № 14.

♦ Ребёнок, подстраивающийся под чужое мнение и готовый на жертвы, выбирает № 16.

♦ Человечка под номером 17 обычно выбирает ребёнок, не умеющий справляться с возникающими трудностями.

Надеюсь, эти тесты на определение самооценки у детей вам пригодятся.

Если у вашего ребёнка низкий уровень самооценки, то узнайте, как можно её поднять .

Если эта информация была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей

Привет, привет, родители!

В малыше с двух лет уже начинает формироваться самооценка, он начинает понимать и осознавать всю важность своего прибытия и может в некотором смысле нести ответственность за свои поступки и даже действия.

В будущем это непосредственно скажется на его жизненном статусе, его социальном положении, взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка, как взрослого человека, так и маленького ребенка играет непосредственную роль в его жизни и напрямую связана с его личными успехами и достижениями. Безусловно, немаловажную роль в этом играет и .

Поэтому, так важно отнестись к ее формированию именно в дошкольный период, когда закладывается фундамент. Если не будет слишком перекошена в ту или иную сторону, можно скорректировать в последующие годы.

Но как, говорится, лучше все делать вовремя и меньше нужно будет исправлять в последствии.

Из чего же складывается самооценка маленького ребенка? От чего зависит ее перекос? Как не наделать ошибок или исправить имеющиеся? Как узнать самооценку ребенка?

Как формируется?

Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания , когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является , это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.

Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой.

Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло.


Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.

Как определить?

Чтобы определить самооценку своего ребенка совсем не обязательно быть детским психологом, в помощь вам подойдут всевозможные тесты, игры, да и само поведение ребенка расскажет вам об этом.

У ребенка и у взрослого человека может быть завышенной, заниженной и адекватной.

При нормальной (адекватной) самооценке человек оценивает свои силы и возможности так, какие они на самом деле, без каких-то обид на себя или окружающих. Это не приводит к дискомфорту. Взрослый, зная свои слабые и сильные стороны, может использовать в своих личных целях. Такие люди жизнерадостны и оптимистичны.

Признаки заниженной самооценки


Заниженная самооценка приносит много печали и горя своему обладателю. Ребенок превращается в закоренелого пессимиста.

  1. Очень раним и обидчив, часто капризничает, плачет. Его переполняет неуверенность в себе и своих силах. Испытывает стеснение, волнение, тревогу, чаще уединяется или замыкается.
  2. Обратите внимание, какие слова он использует в разговоре: я не могу, у меня не получится, они сделают лучше.
  3. Даже не пытается проявить инициативу, уверен, что все равно у него не получится или кто-то другой сделает лучше него.
  4. Не участвует в общественных мероприятиях и командных играх. Ребенку трудно находиться в коллективе, играть и контактировать с другими детьми.
  5. Нет настойчивости, стремления, нет цели.

И чем дольше так происходит, тем еще сильнее падает самооценка. Обратите внимание, в каком обществе вращается ваш ребенок, кто его друзья, какие у них отношения с вашим ребенком?

Признаки завышенной самооценки

Завышенная самооценка ничем не лучше заниженной, поскольку оборотная сторона все той же медали. Противоположная крайность.


Самооценка может меняться в течение жизни, но ее основное формирование происходит в раннем возрасте, что бывает достаточно проблематично изменить. Здесь закладываются детские комплексы, обиды, несбывшиеся надежды и мечты.

Вариантов определения самооценки ребенка множество. Ознакомившись с ними, можете просто время от времени наблюдать за своим ребенком, но делать конкретные выводы можно после шести лет. Тогда ребенок уже может воспринимать себя как отдельную личность, отвечать и осознавать свои поступки, оценивать свои силы. Наблюдайте и прислушивайтесь к своему ребенку:

Смотрим, какого человечка ребенок выбрал красным, а какого зеленым. каким он хочет быть и каким является на самом деле. Чтобы было понятно, человечки пронумерованы.

Выбор человечков под номерами 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 - хорошие отношения с окружающими, общительность.

№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 - мотивация на развлечения.

№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 - отстраненность, уход в себя.

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 - кризисное состояние, депрессия.

№ 20 часто выбирают дети с завышенной самооценкой.

Если ребенок выбрал человечка №16 или №17, обязательно уточните, что именно ребенку видится. Здесь важно: что №16 несет на себе №17, а не то, что они играют или обнимаются.

4. Методика оценки «Кружочки». На рисунке ниже нарисованы кружки. Представь, что эти кружки — люди. Каким кружком ты видишь себя?


Если ребенок указывает на третий — четвертый круг слева, значит адекватно воспринимает особенности своего « Я -образа», осознает свою целостность и принимает себя.

При указании на первый круг, имеет завышенную самооценку.

Характерные ошибки родителей

Развитие самооценки ребенка происходит постепенно и складывается путем наложения нескольких факторов. В первую очередь, если идет дисбаланс, то в этом непосредственную роль играют близкие члены семьи: его родители, братья и сестры, бабуси и дедуси:


И таких примеров можно привести миллиарды, даже порой мы не придаем им особого значения, они происходят как бы сами собой. Но ребенок все та же губка, которая все впитывает и впитывает.

Так же если ребенок старался, делал поделку или рисовал, радостно с вдохновением показывает маме свое творение, но мама, занятая домашними делами, не проявила достаточного интереса. Ребенок разочарован, он думает, что маме не понравилось, теряется стимул для дальнейшего творчества, если подобное происходит регулярно.

В школьные годы ребенка начинают оценивать не только близкое окружение, но и учителя, тренера и другие люди. Происходит сравнение его с другими ребятами, их отношение к нему. Как много у него друзей и есть ли они вообще, их взаимоотношения. Все это приводит к формированию мнения о себе.

Как правильно сформировать самооценку у ребенка

Оценивайте поступки, а не самого ребенка , не переходите на личности. Ты не помыл посуду, получил двойку, не сделал уроки — значит ты плохой. Ты погулял с собакой, убрался в квартире, сходил в магазин — ты молодец! Так важно понимать и отделять сами поступки от ребенка. «Мне не нравится твой поступок, ты поступил неправильно», — так ребенок учится контролировать именно свои действия и не проецировать переживания на себя, как на личность.

Всегда проговаривайте, что вам нравится, что не нравится, как нужно делать, как не следует поступать. В раннем возрасте, до 5 лет, ребенок интуитивно отождествляет свои поступки с реакцией взрослых. Если ему не сделали замечание, не объяснили, значит это не плохо, нормально.

Всегда объясняйте ребенку, как можно поступать, а как не следует и почему. Ребенок должен услышать это от вас, а не читать ваши мысли и догадываться и самостоятельно делать ошибочные выводы.

Оценивайте поступки правильно . Не нужно чересчур восхищаться и нахваливать ребенка за обычные повседневные дела. Да сделайте акцент, что он вам помог — теперь у вас появится время, чтобы вместе поиграть, это хорошо. За хорошие поступки хвалите, за проказы — поправляйте и корректируйте поведение. Знайте меру.

Не манипулируйте, не угрожайте ребенку, не шантажируйте своими чувствами: если он не сделает, то вы его не будете любить, если сейчас же не приберешься в своей комнате, не поедешь на выходные в лагерь.


Чаще давайте ребенку различного характера просьбы : помочь вам почистить картошку, вынести мусор, прибраться в квартире. Это делает ребенка более самостоятельным и ответственным, что в формировании самооценки играет не последнюю роль.

Просите ребенка делать то, что ему по силам, то что он сможет сделать . Тогда он будет помогать вам с удовольствием. Если вы будете давать ребенку постоянно непосильные задачи, то это скажется отрицательно на формировании его самооценки.

Если ребенок провинился, контролируйте свои эмоции, речь и тон . В порыве мы можем наговорить разного. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми, не обобщайте что произошло: ты как всегда не смотришь под ноги, ты все время грязный.

Если все же не удержались, наговорили — имейте смелость извиниться даже перед самым маленьким ребенком. Это вызовет его доверие, и на вашем примере будет понимать, что нужно и можно извиняться, в этом нет ничего предосудительного.

Уважайте вашего ребенка не смотря на его возраст . Учитывайте его мнение и желание, но не путайте с ленью и наглостью.

Работайте над ошибками вместе . Если ребенок сделал что-то неправильно, или не получается сделать, подбадривайте его: давай сделаем в следующий раз по-другому и обязательно получится.

Помните, что самооценка маленького ребенка напрямую зависит от влияния взрослого окружения. Любите вашего ребенка, не бойтесь говорить ему теплые слова и обнимать ежедневно.

В заключение хочется отметить, что в дошкольном возрасте все еще можно поправить. Если обнаружили тревожные звоночки, не впадайте в панику, это положение вещей на текущий момент и примите меры по коррекции.

С возрастом самооценка ребенка может формироваться и без вашего участия, ведь ребенок вращается не только в кругу семьи, у него появляются свои друзья и знакомые, свои победы и неудачи.

В ваших же силах все решить и исправить, дорогие родители!

Пока, пока, до новых встреч!


Чтобы узнать самооценку ребенка, достаточно провести с ним несложный тест «Ступеньки». Его результаты могут стать неожиданностью даже для самых внимательных родителей, ведь детская личность формируется под влиянием множества социально-психических факторов.

ВАЖНО: Результаты теста показательны при работе с детьми от 4 до 10 лет.

Как начать тест?

Попросите ребенка порисовать вместе с вами. Возьмите чистый лист бумаги и вместе нарисуйте лесенку из 10 ступенек. Скажите ребенку, что на самой верхней ступеньке находятся самые послушные, умные, добрые, красивые дети. А на самой нижней – невоспитанные, глупые и злые драчуны. Те, кто сидят чуть выше – не совсем плохие, а те, кто почти добрался до самого верха – немного не дотягивают до «лучших».

ВАЖНО: Ребенок должен понять смысл «лесенки», в противном случае результаты теста будут недостоверными.

Ребенок рисует себя

Теперь на этой лестнице должен появиться сам ребенок. Попросите его нарисовать самого себя и обратите внимание, какую ступеньку он для себя выберет. Возможно, он примостится на самой нижней ступеньке – это значит, что самооценка сильно хромает. Если ребенок решит, что его место на самой верхней ступеньке – самооценка его несколько завышена.

Ребенок рисует семью

Дополнительно попросите нарисовать на лестнице маму, папу и братьев с сестрами. Посмотрите, кому в семье ребенок отводит «главные» роли. Часто на верхних ступеньках рисуют маму, а на нижних папу. Дети находятся между ними – на 6,7,8,9 ступеньках.

ВАЖНО: Также можно узнать о том, считает ли себя ребенок здоровым или больным, веселым или грустным, счастливым или несчастным.

Анализ результатов теста

Несколько завышенная самооценка нормальна для детей младшего возраста. Ребенок объясняет свой выбор так: «Я самый лучший» или «Здесь стоят самые хорошие дети, и я хочу быть с ними».
Адекватная самооценка – выбор 6 – 8 ступенек. Можно с уверенностью говорить о том, что ребенок доволен собой, своим положением в обществе и семье.

Ступеньки 3 – 5 должны насторожить родителей. Тот, кто оказывается на этих ступеньках, наверняка имеет проблемы в семье или коллективе . Попросите ребенка подробнее рассказать, почему он выбрал именно это место.

Самые низкие ступеньки говорят о заниженной самооценке . Если она не вызвана определенной ситуацией (ребенок поругался с товарищем, не поделил игрушку с младшей сестренкой, получил плохую отметку и т.п.), следует обратиться к психологу. Нервное состояние таких детей находится на грани, на психику оказывается постоянное негативное разрушающее влияние.

«Дети, что цветы, уход любят», - гласит народная мудрость. Действительно: в добрых, заботливых руках дитя расцветает, а в нетерпеливых, грубых - вянет. Секрет кроется в его сформировавшейся самооценке: адекватной, завышенной или заниженной.

Личностная самооценка напрямую зависит от самоуважения, и это важное условие для полноценного развития ребенка. То, как личность умеет оценить себя, оказывает влияние и на то, какое место она занимает в окружающем пространстве, и как успешно сумеет пойти по жизни.

Наши советы могут помочь родителям воспитать успешного ребенка с адекватной самооценкой.

Детская самооценка формируется благодаря похвале.

Поощрение и похвала - важные аспекты закладывания самооценки у ребенка. В раннем возрасте похвала - это единственный метод различия, что хорошо, а что плохо. Когда ребенок делает успехи, совершает правильные поступки и это поощряется взрослыми, то у него поднимается настроение и появляется отличный стимул для того, чтобы и впредь поступать таким же образом.

Детская самооценка и конструктивная критика.

Ребенок, желающий достичь определенной цели, всегда просит поддержки и помощи у родителей. Однако обычная похвала не может быть достаточным стимулом для дальнейшего успешного развития. Нужно применять конструктивную критику, которая отражает положительные моменты прилагаемых усилий и стараний ребенка, что способствует самосовершенствованию. С помощью конструктивной критики и похвалы, ребенок учится успешнее преодолевать возникающие трудности, кроме того, самооценка у него существенно возрастает. В первую очередь, отмечайте, что ребенок проделал хорошую работу, а затем подскажите, каким способом ее можно усовершенствовать или изменить к лучшему. Например, ребенку трех лет можно сказать: «Ты постарался, солнышко получилось круглое красивое, а если ты добавишь лучики, оно сможет светить ярче, и согреть больше людей». Ребенку 10 лет: «Я так благодарна тебе за твою заботу, ты помыл посуду и у меня больше времени для общения с тобой. В следующий раз попробуй разложить ее по местам» и др.

Детская самооценка без слова «но».

Обсуждая с ребенком проделанную работу или какой-то поступок, отражающий определенные отрицательные и положительные стороны, избегайте употребления слова «но». Это слово побуждает ребенка неосознанно выделять для себя только негативные стороны произошедшего. Образуется некая стена между сделанным и тем, что можно поправить. Например, можно сравнить два предложения, в которых вкладывается единый смысл, но для ребенка они звучат по-разному: «Прекрасно, что ты выполнил до конца все домашнее задание, но последнее упражнение сделано неправильно»; и «Хорошо, что ты выполнил всю домашнюю работу. Обрати внимание на последнее упражнение». В первом случае фраза указывает на то, что работа выполнена неправильно. А второе предложение отражает похвалу за сделанную домашнюю работу и пожелание внести исправления в неправильно выполненное задание. Согласитесь, второй вариант звучит более убедительно и не понижает самооценку ребенка.

Детская самооценка и самостоятельность.

Предоставляя ребенку самостоятельность, мы повышаем его самооценку. Не следует постоянно управлять действиями ребенка. Иначе он всегда будет ожидать ваших или чужих наставлений, так и не научившись принимать самостоятельные решения, не обретет уверенность. Проявить самостоятельность и выразить себя может даже маленький ребенок. Предоставить малышу возможность выбрать одежду или посоветоваться с ним, куда поставить его столик для рисования совсем не трудно для взрослых, и очень полезно для формирования адекватной самооценки ребенка.

Как проверить самооценку ребенка.

Проверить самооценку можно примерно после 6 лет: когда ребенок уже пытается оценить свои и чужие возможности; способен дать характеристику поступкам окружающих людей; может продумывать свои действия.

На листе бумаги проводятся несколько вертикальных линий, которые обозначают крайние проявления свойств: добрый - злой. Таких шкал может быть много или всего две в зависимости от возможностей ребенка оценивать себя. Отмечается середина каждой шкалы.

Например,

Сильный ! Добрый ! Веселый !

Слабый ! Злой ! Грустный !

Задание. На каждой шкале ребенку предлагается отметить как у него проявляются названные черты или свойства. По окончании задания следует предложить ему другим карандашом отметить, где ему хотелось бы сейчас оказаться.

Значение. Если первая отметка у детей до 8 лет находится на уровне от середины до самого верха, это означает завышенную самооценку, свойственную детям в этом возрасте. Не надо стесняться спросить, почему ребенок так себя оценивает. Второй показатель должен быть выше первого - ребенок должен стремиться к лучшему.

Для детей старше 8 лет первый показатель на середине шкалы будет свидетельствовать об адекватной самооценке, а выше середины о завышенной самооценке.

Если ребенок в любом возрасте видит себя ниже середины, это свидетельствует о заниженной самооценке.

Самый популярный вариант теста “Лесенка”, который родители могут использовать для диагностики самооценки своего ребёнка:

Стимульный материал: белый лист бумаги А4 с нарисованной лесенкой, состоящей из шести ступеней, простой карандаш или ручка.

Для детей дошкольного возраста понадобится фигурка человека, соответствующая полу ребёнка, участвующего в исследовании.

Инструкция для дошкольника:

“Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй - хорошие. На третьей - ни хорошие, ни плохие. На четвёртой - не очень хорошие дети. На пятой - плохие. На шестой сидят самые плохие дети”.

Попросите ребёнка повторить только что сказанное вами, чтобы убедиться, что он понял и запомнил значение ступеней. Затем объясните, что кукла, находящаяся у него в руках, это он сам. Попросите поставить её на ту ступеньку лесенки, где бы он хотел стоять.

Инструкция для младшего школьника:

“Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй - хорошие. На третьей - ни хорошие, ни плохие. На четвёртой сидят не очень хорошие дети. На пятой - плохие. На шестой сидят самые плохие дети. Возьми в руки карандаш (ручку) и нарисуй кружок на той ступеньке, на которую ты хочешь себя поставить”.

Методика Лесенка - интерпретация результатов:

После тестирования необходимо провести беседу с ребёнком. Попросить рассказать, почему он поставил себя на ту или иную ступень. Бывает, что дети неправильно понимают задание и из-за этого неверно выполняют его.

Кроме того, оценивание себя бывает ситуативным. Например, если незадолго до начала тестирования произошла ссора с другом, то ребенок может поставить себя на четвертую и пятую ступень просто потому, что считает в данный момент времени себя плохим (обидел друга).

  • Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка. Для детей младшего школьного возраста и для дошкольников является нормой. Дошкольники часто ещё не способны адекватно оценивать себя и свои поступки. Дети же младшего школьного возраста оценивают себя подобным образом, исходя из своих достижений: “Я очень хороший, потому что получаю хорошие оценки”.
  • Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка.
  • Ребёнок поставил себя на третью ступень: адекватная самооценка.
  • Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень.
  • Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка.
  • Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.

Если результат теста “Лесенка” выявил заниженный, низкий или крайне низкий уровень самооценки вашего ребёнка, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту в случае невозможности самостоятельно скорректировать ситуацию.

Материал подготовлен специалистом по соц.работе Центра

Колышкиной Татьяной Валерьевной