Праздники        02.06.2023   

Схемы опытов для детей 4 5 лет. Игры- экспериментирования в детском саду

Игры- экспериментирования в детском саду Воспитатель «Детский сад № 16 г. Выборга» Филиппова Н. Ф.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование в ДОУ.

С какого возраста предполагается начинать игры- экспериментирования в детском саду? Со второй группы раннего возраста (2– 3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. В младшей группе (3– 4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов

Экспериментирование в средней группе (4– 5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Используя экспериментирование в старшей группе (5– 6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. В подготовительной к школе группе (6 -7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» . Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Цели игры-экспериментирования: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие словаря. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи игры- экспериментирования Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.). Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами предмета исследования; Формировать умение делать открытия и выводы; Обучать плавному направленному выходу на предмет. Развивающие задачи: Развивать экспериментальную деятельность; Развивать речь детей; Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику; Развивать внимание, мышление, память Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и активность Воспитывать умение слушать друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость. Воспитывать аккуратность в работе.

Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте: — опыты с растениями; — опыты с животными; — опыты с объектами неживой природы; — опыты, объектом которых является человек. По месту проведения опытов: — в групповой комнате; — на участке; — в лесу, в поле и т. д. По количеству детей: — индивидуальные (1 -4 ребенка); — групповые (5 -16 детей); — фронтальные или коллективные (вся группа). По причине их проведения: — случайные; — запланированные; — поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру мыслительных операций: — констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); — сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); — обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) По характеру познавательной деятельности: — иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); — поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); — решение экспериментальных задач. По способу применения в аудитории: — демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами); — фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).

Структура игры-экспериментирования Постановка, формулирование проблемы; Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей; Проверка гипотез; Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей

Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования

Оборудование для экспериментирования в ДОУ: уголок природы с разнообразными комнатными растениями. — специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) — природный материал (камешки, песок, семена) — утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.) — прочие материалы (лупы, термометры, весы) — домашний огород — дидактический материал

МЛАДШАЯ ГРУППА ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: — ЛУПЫ, СОСУДЫ ДЛЯ ВОДЫ, «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ» (ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК), ЗЕРКАЛЬЦЕ ДЛЯ ИГР С «СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ», КОНТЕЙНЕРЫ ИЗ «КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ» С ОТВЕРСТИЯМИ, ВНУТРЬ ПОМЕЩЕНЫ ВЕЩЕСТВА И ТРАВЫ С РАЗНЫМИ ЗАПАХАМИ. — «БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ»: ВЕРЕВКИ, ШНУРКИ, ТЕСЬМА, КАТУШКИ ДЕРЕВЯННЫЕ, ПРИЩЕПКИ, ПРОБКИ — НА ВИДНОМ МЕСТЕ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. — ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ- («ПОЧЕМУЧКА») ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. — КАРТОЧКИ-СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ): СТАВИТСЯ ДАТА, ОПЫТ ЗАРИСОВЫВАЕТСЯ.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ; — СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ; — КНИГИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АТЛАСЫ; — ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ; — КОЛЛЕКЦИИ — МИНИ-МУЗЕЙ (ТЕМАТИКА РАЗЛИЧНА, НАПРИМЕР «ЧАСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ: «, «ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ». — СИТО, ВОРОНКИ — ПОЛОВИНКИ МЫЛЬНИЦ, ФОРМЫ ДЛЯ ЛЬДА; — КЛЕЕНЧАТЫЕ ФАРТУКИ, НАРУКАВНИКИ, РЕЗИНОВЫЕ ПЕРЧАТКИ, ТРЯПКИ; — МИНИ-СТЕНД «О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»; — ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ; — КАРТОЧКИ-ПОДСКАЗКИ (РАЗРЕШАЮЩИЕ — ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ) «ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ» ; — ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛЁННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ — («НЕЗНАЙКА») ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДНЕВНИК КАРТОТЕКА ОПЫТОВ СХЕМА ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ МИНИ-СТЕНД- « О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»

В своей работе мы использую карточки – схемы проведения игр — экспериментов. Эти карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием. «Угадай по запаху» 1. Ребенку завязать глаза. 2. Приготовить продукты с выраженными запахами: лук, чеснок, лимон, апельсин, яблоко, шоколад и др. 3. Дать понюхать каждый продукт: его можно узнать по запаху.

«Имеет ли воздух вес? » 1. Делаем самодельные весы. 2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика. 3. Вес одинаковый. 4. Один из шариков надуваем. 5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. 6. Проткнем надутый шар. Что произошло? «Растворение веществ в воде» 1. Берем стакан воды и кусок сахара. 2. Кладем сахар в стакан. 3. Размешиваем. Что произошло? 4. А что будет, если положить еще больше сахара?

«Загадочная бумага» 1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги. 2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло? 3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась. 4. Складываем тот же лист гармошкой. 5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий. 6. Что произошло? Почему?

«Волшебный магнит» 1. Взять стакан с водой. 2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки. 3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

«Дружба красок» 1. Берем три банки гуаши (красный. , желтый, синий) 2. Берем три стакана с водой. 3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый. 4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый. 5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?

«Как получить белый цвет или волшебный волчок» 1. Берем волчок (или делим круг на три равные сектора и раскрашиваем в три цвета: синий, зеленый, красный). 2. Раскручиваем волчок на поверхности стола. Если рисовали на круге, то в центр круга вставить тонко заточенный карандаш, который будет выполнять роль оси волчка. 3. Волчок крутится, визуально поверхность его становится белой: цвет не видно. «Растения пьют воду» 1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения. 2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета. 3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.

«Нефтяная речка» 1. Берем контейнер. Делаем отверстие, вставляем трубочку, закрепляем её пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду. 2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество) 3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку. В банку сливается не смешанная с маслом вода. Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.

ВИТАМИНЫ С ГРЯДКИ » Что за зелень у окна. Ведь за окном у нас зима. Поговаривают что лук, Полезен от семи недуг. Малыши лучок сажали. Урожаем угощали, Витаминов целый клад Приходите все к нам в сад.

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента: — дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания — идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации — развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы — происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А

Запомните самое ГЛАВНОЕ правило во время химических опытов — никогда не облизывать ложку… :). А теперь серьёзно…

1. Самодельный телефон
Возьмите 2 пластиковых стаканчика (или пустые и чистые консервные банки без крышки ). Сделайте из пластилина толстую лепешку размером немного больше дна и поставьте на нее стаканчик. Острым ножом сделайте в донышке отверстие. То же самое проделайте со вторым стаканчиком.

Протяните один конец нитки (ее длина должна быть около 5ти метров) сквозь отверстие в донышке и завяжите узелок.

Повторите опыт со вторым стаканчиком. Вуа-ля, телефон готов!

Чтобы он работал, нужно натянуть нить и не касаться других предметов (в том числе, пальцев). Приложив стаканчик к уху, кроха сможет услышать, что вы говорите на другом конце провода, даже если вы будете шептать или беседовать из разных комнат. Стаканчики выполняют в этом опыте роль микрофона и динамика, а нить служит телефонным проводом. Звук вашего голоса проходит по натянутой нитке в виде продольных звуковых волн.

2. Волшебное авокадо
Суть эксперимента: Воткните в мясистую часть авокадо 4 шпажки и поместите эту почти инопланетную конструкцию над прозрачной ёмкостью с водой - палочки будут служить плоду опорой, чтобы он держался наполовину над водой. Поставьте емкость в укромное местечко, каждый день подливайте воду и наблюдайте за тем, что будет происходить. Через некоторое время из нижней части плода прямо в воду начнут расти стебли.

3. Необычные цветы
Купите букетик гвоздик /роз белого цвета.

Суть эксперимента: Каждую гвоздику поместите в прозрачную вазочку, предварительно сделав на стебле срез. После этого добавьте в каждую вазочку пищевой краситель разного цвета - наберитесь терпения и совсем скоро белые цветы окрасятся в необычные оттенки.

Какой делаем вывод? Цветок как и любое растение, пьют воду, которая идет по стеблю по всему цветку по специальным трубочкам.

4. Цветные пузыри
Для этого опыта нам понадобится пластиковая бутылка, подсолнечное масло, вода, пищевые красители (краски для пасхальных яиц).

Суть эксперимента : Наполните бутылку водой и подсолнечным маслом в равном соотношении, при этом треть бутылки оставьте пустой. Добавьте немного пищевого красителя и плотно закройте крышку.

Вы будете с удивлением наблюдать, что жидкости не смешиваются - вода остается на дне и окрашивается, а масло поднимается наверх, потому что его структура менее тяжелая и плотная. А теперь попробуйте встряхнуть нашу волшебную бутылку - через несколько секунд все вернется на круги своя. А теперь завершающий трюк - убираем ее в морозильную камеру и перед нами еще один фокус: масло и вода поменялись местами!

5. Танцующая виноградинка
Для этого эксперимента нам понадобится стакан газированной воды и виноградинка.

Суть эксперимента: Бросьте ягоду в воду и наблюдайте, что произойдет дальше. Виноград немного тяжелее воды, поэтому сначала он опустится на дно. Но на нем сразу будут образовываться пузырьки газа. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится. Ягодка вновь опустится на дно и снова покроется пузырьками газа, опять всплывет. Так будет продолжаться несколько раз.

6 . Решето – непроливайка
Проведем простой опыт. Возьмем сито и смажем его маслом. Затем встряхнем, нальем в решето воду так, чтобы она текла по внутренней стороне сита. И, о чудо, решето заполнится!

Вывод: Почему вода не вытекает? Ее держит поверхностная плёнка, она образовалась из-за того, что ячейки, которые должны были пропустить воду не намокли. Если вы проведете по дну пальцем и разрушите пленку, вода начнет вытекать.

7. Соль для творчества
Нам понадобятся чашка с горячей водой, соль, плотная черная бумага и кисточка.

Суть эксперимента: Добавьте в чашку с горячей водой пару чайных ложек соли и перемешайте раствор кистью, пока вся соль не растворится. Продолжайте добавлять соль, постоянно перемешивая раствор до тех пор пока в нижней части чашки не образуются кристаллы. Нарисуйте картину, используя раствор соли в качестве краски. Оставьте шедевр на ночь в теплом и сухом месте. Когда бумага просохнет, проявится рисунок. Молекулы соли не испарились и образовали кристаллы, рисунок из которых мы и видим.

8. Магический шарик
Возьмите пластиковую бутылку и воздушный шарик.

Суть эксперимента: Наденьте его на горлышко и поместите бутылку в горячую воду - шарик надуется. Это произошло потому что теплый воздух, состоящий из молекул, расширился, возросло давление и шарик надулся.

9. Вулкан в домашних условиях
Нам понадобятся пищевая сода, уксус и ёмкость для опыта.

Суть эксперимента: Поместите в тазик столовую ложку соды и налейте немного уксуса. Пищевая сода (бикарбонат натрия) обладает свойством щелочи, а уксус — кислоты. Когда они оказываются вместе, то образуют натриевую соль уксусной кислоты. При этом выделятся углекислый газ и вода и получится настоящий вулкан — действо впечатлит любого малыша!

10. Крутящийся диск
Материалы понадобятся самые простые: клей, крышка от пластиковой бутылки с носиком, компакт-диск и воздушный шарик.

Суть эксперимента: Приклейте крышку от бутылки к компакт диску, так чтобы центр отверстия в крышке совпал с центром отверстия в компакт-диске. Пусть клей подсохнет, после этого приступайте к следующему этапу: надуйте шарик, перекрутите его «горлышко», чтоб воздух не вышел и натяните шарик на носик крышки. Поставьте диск на плоский стол и отпустите шарик. Конструкция будет «плавать» по столу. Невидимая воздушная подушка действует, как смазка и уменьшает трение между диском и столом.

11. Волшебство аленьких цветочков
Для эксперимента следует вырезать из бумаги цветок с длинными лепестками, затем с помощью карандаша закрутить лепесток к центру — сделать завитушки. Теперь опустите ваши цветы в емкость с водой (таз, суповую тарелку). Цветки оживают у вас на глазах и начинают распускаться.

Какой делаем вывод ? Бумага намокает и становится тяжелее.

12. Облако в банке.

Понадобится 3-х литровая банка, крышка, горячая вода, лёд.

Суть эксперимента: Налейте в трехлитровую банку горячую воду (уровень - 3-4 см), сверху прикройте банку крышкой/противнем, на него выложите кусочки льда.

Теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Да, вот так образуются облака.

А почему идет дождь? Капли виде нагретого пара поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к дружке, становятся тяжелыми, большими и… снова возвращаются на родину.

13. Умеет ли фольга плясать?

Суть эксперимента: Разрежьте кусочек фольги на тонкие полоски. Затем возьмите расческу и причешитесь, после чего приблизьте расческу к полоскам - и они начнут двигаться.

Вывод: В воздухе летают частички- электрические заряды, которые друг без друга жить не могут, они притягиваются друг к другу, хотя и разные по характеру, как «+» и «-».

14. Куда исчез запах?

Понадобится: банка с крышкой, кукурузные палочки, парфюм.

Суть эксперимента: Возьмите банку, капните на дно немного духов, положите сверху кукурузные палочки и закройте плотной крышкой. Через 10 минут откройте банку и понюхайте. Куда исчез запах духов?

Вывод: Запах поглотили палочки. Как им это удалось? За счет пористой структуры.

15. Танцующая жидкость (нетривиальная субстанция)

Приготовьте простейший вариант этой жидкости — смесь кукурузного (или обычного) крахмала и воды в соотношении 2:1.


Суть эксперимента: Хорошо перемешайте и начинайте развлекаться: если вы медленно опустите в нее пальцы, она будет жидкой, стекающей с рук, а если со всей силы ударите по ней кулаком, то поверхность жидкости превратится в упругую массу.

Теперь эту массу можно вылить на противень, поставить противень на сабвуфер или колонку и громко включить динамичную музыку (или какой-нибудь вибрирующий шум).

От разнообразия звуковых волн масса будет вести себя по-разному — где-то уплотняясь, где-то нет, отчего и образуется живой танцующий эффект.

Добавьте несколько капель пищевого красителя и вы увидите, как своеобразно окрасятся танцующие «червячки».

16.










17. Дым без огня

Постелите на небольшое блюдце простую бумажную салфетку, сверху нее насыпьте небольшую горку марганцовки и капните туда же глицерин. Несколько секунд спустя, появится дым, и почти сразу вы увидите яркую синюю вспышку пламени. Это происходит при соединении перманганата калия и глицерина с выделением теплоты.

18. Может ли быть огонь без спичек?

Возьмите стакан и налейте туда немного перекиси водорода. Туда же добавьте несколько кристаллов перманганата калия. Теперь опустите туда спичку. С легким хлопком спичка вспыхнет ярким пламенем. Это происходит за счет активного выделения кислорода. Таким образом вы сможете объяснить ребенку на практике почему при пожаре нельзя открывать окна. Из-за кислорода огонь будет разгораться ещё больше.

19. Марганцовка в соединении с водой из лужи

Возьмите воду из стоячей лужи и добавьте туда же раствор марганцовки. Вместо обычного фиолетового окраса – вода будет с желтым оттенком, это происходит из-за погибших микроорганизмов в грязной воде. Кроме того, так ребёнок точнее уяснит почему надо мыть руки перед едой мыть.

20. Необычные змеи из глюконата кальция ИЛИ Фараонова змея

В аптеке купите глюконат кальция. Возьмите аккуратно таблетку пинцетом (внимание, ребёнку самостоятельно это делать ни в коем случае нельзя!), поднесите её к огню. Когда начнет происходить разложение глюконата кальция, то начнется выделение оксида кальция, углекислого газа, углерода и воды. А будет это выглядеть, как будто из маленького белого кусочка будет появляться черная змея.

21. Исчезновение пенопласта в ацетоне

Пенопласт относится к газонаполненным пластмассам и многие строители, кто соприкасался бы хоть раз с этим материалом знают, что рядом с пенопластом ацетон нельзя ставить. Налейте ацетон в большую миску и начните понемногу опускать в нее кусочки пенопласта. Вы видите, как забурлит жидкость и пенопласт будет исчезать как по волшебству!

22.

Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.

Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Невидимые чернила

Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Лимон надувает воздушный шар

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Лимон запускает ракету в космос

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.

1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.

2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.

4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.

5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!

Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Могучая скорлупа

Для проведения опыта вам понадобятся: 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, несколько полных консервных банок.
1. Обернём липкую ленту вокруг середины каждой половинки яичной скорлупы.

2. Ножницами отрежем излишки скорлупы так, чтобы кромки были ровными.

3. Положим четыре половинки скорлупы куполом вверх так, чтобы они составили квадрат.
4. Осторожно кладём сверху банку, затем ещё одну и ещё... пока скорлупа не лопнет.

Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.

Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

"Наживка" для льда

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Может ли "кипеть" холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Соломинка-флейта

Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы.
1. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.
2. С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, "флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты", звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию.

Соломинка-рапира

Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.
1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.
2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.

Птичка в клетке

Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.
1. Вырезаем из картона круг любого диаметра.
2. Иголкой прокалываем на круге по две дырки.
3. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см.
4. На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку.
5. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.

Как квадрат превращается в круг?

Для проведения опыта вам понадобятся: прямоугольная картонка, карандаш, фломастер и линейка.
1. Положим линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны.
2. Поставим фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга.
3. Проткнём острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий).
4. Уприте карандаш в стол вертикально, придерживая его рукой. Картонка должна свободно вращаться на острие карандаша.
5. Раскрутим картонку.
На вращающейся картонке появляется круг. Это всего лишь зрительный эффект. Каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. Ближайшая к острию точка двигается медленнее всего, её-то след мы и воспринимаем как круг.

Сильная газета

Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета.
1. Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.
2. Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола.
3. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.
В чём же фокус? Все предметы испытывают давление воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной?

Могучее дыхание

Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга.
1. Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке.
2. Повесим вешалку на бельевую верёвку.
3. Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения.
4. Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуем ей вслед. И так несколько раз.
Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

Рекордный вес

Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!

Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания. Известно, что ребёнок познаёт окружающий мир через исследование или опыт. Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни.
Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмёт этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность. «...Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать неудачи и достигать успеха, умение оценивать, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — готовность прийти ему на помощь».
Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обогатив свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Эта идея была не понята и не принята, потому что все считали ведущим видом деятельности игру. Еще Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Н.Н. Подъяков доказал, что если детей дошкольного возраста лишить экспериментирования, то у них возникают серьезные психические нарушения, которые негативно сказываются на развитии ребёнка в дальнейшем и способности обучаться. Он доказал, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы жизни, в том числе и игру. Но авторитарная педагогика этого открытия не признавала, а детская самостоятельность в экспериментах расценивалась как нарушение дисциплины. В действительности же экспериментирование — эффективный способ обучения детей.
В рамках инновационной экспериментальной площадки ДОУ («Экологическое воспитание дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» - на уровне ДОУ) выделяется три уровня реализации инновационного «исследовательского обучения»:

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.
  2. Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (на этом уровне даётся самостоятельный поиск).
  3. Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

Эти уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребёнка. Наглядно это можно представить в виде схемы модели опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности с детьми в ДОУ (Приложение №1).
Приложение №1
Схема модели опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности с детьми в ДОУ
Цель: расширить и углубить знания педагогических работников по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в вопросах опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности.
Задачи:

  1. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогических работников ДОУ по развитию познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную, поисково-исследовательскую деятельность.
  2. Сформировать мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Приложение №2

Картотека опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста

Картотека опытов для детей 5—6 лет

Тема опыта/эксперимента

Условия для жизни растений

«Дыхание растений»

Познакомить детей с тем, что все живые организмы дышат, как и человек. Если закрыть нос и рот, сколько времени может продержаться человек? А сколько времени без воздуха проживет растение? Потом на веточке смазывают лист растения. Поры, через которые дышит растение, закупориваются. Дети наблюдают, как через какое время лист засохнет, делают выводы

«Солнечный свет в жизни растения»

Для эксперимента берут 2 одинаковых растения. Одно из них накрывают колпаком, не пропускающим свет. Через 2 недели снимают колпак и смотрят, что произошло с растением

«Тепло в жизни растений»

Эксперимент лучше проводить в зимнее время. С прогулки приносят веточки растений и ставят в воду у батареи, между стеклами окна. Наблюдают, что происходит с веточками на улице, у батареи и между стекол. Делают вывод: где тепло, там появляются листики

«Где растению лучше жить»

Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну — в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет

«Как расселяются растения?»

Эти наблюдения лучше проводить на экскурсии. Дети рассматривают одуванчик и определяют, для чего его семенам нужны «парашютики». Потом рассматривают семя подорожника. Почему подорожник индейцы называли «следом белого человека»? Рассмотреть с детьми колючки репейника. Для чего они нужны растению? Желательно найти в парке такое место, где появилось маленькое дерево, но человек его не сажал. Как оно могло появиться здесь?

«Вслед за солнцем»

Понаблюдать с детьми за растением, стоящим на подоконнике. Куда тянутся листья или цветы? Развернуть горшок другой стороной. Посмотреть, что будет с растением

Вода

«Ласты» — познакомить детей с предметом, который облегчает плавание в воде

Эксперимент лучше проводить летом. Предложить взять в руки дощечки и грести. Как легче держаться на воде? А если на руки надеть ласты? А если на ноги? Почему так происходит? На что похожи ласты? У кого человек позаимствовал такое изобретение?

«Почему птицы плавают в воде? »

Рассмотреть перья разных птиц. Чем они отличаются и в чем сходство? Опустить перья в воду. Почему они плавают? Положить на воду тонкий лист бумаги и понаблюдать, что с ним происходит. Потом смазать лист жиром и тоже опустить на воду. Птицы плавают, потому что их перья смазываются жиром

«Что такое пар»

Над кипящей водой подержать холодный предмет и понаблюдать, что будет происходить на его поверхности. Пар — это новое состояние воды. При охлаждении из пара получается вода

«Как напиться»

В стакан наполовину наливают воду. Как напиться из стакана, не беря его в руки? Если в стакан опускать не растворяющиеся в воде и тонущие предметы, то вода будет подниматься. Когда она поднимется до самых краев, тогда можно будет и напиться

Ткань

«Изучаем ткань» — познакомить с разными видами ткани

Предложить детям несколько видов ткани. Что делаем с тканью? Пробуем на ощупь, мнем, рвем, режем ножницами. Рассказать, из какой ткани какую одежду шьют

Бумага

Познакомить детей с разными видами бумаги

Собрать коллекцию бумаги и познакомить детей с ее разновидностями. Рассказать, как изготовляют бумагу

Познакомить детей с этим видом бумаги. Научить делать копию рисунков

Сахар

Растворение сахара

Спросить детей, что происходит с сахаром, если его опустить в воду? Сравнить, в какой воде (горячей или холодной) быстрее растворяется сахар

Картотека опытов для детей 6—7 лет

Вода

«Невидимки» — закрепить знания детей о том, что многие вещества растворяются в воде

В банку с водой на нитке опустить гвоздик. Нитку можно прикрепить к карандашу, который ложится на горлышко банки. Потом добавлять гуашь, пока гвоздик станет невидим в воде

«Взрыв» — познакомить детей со свойством пара

Пробирку наполовину наполнить водой и плотно закрыть пробкой из сырого картофеля, зажать пинцетом или прищепкой и нагревать над спиртовкой или сухим спиртом. Как только вода начнет кипеть, часть ее превратится в пар и пробка выскочит из пробирки. Пар занимает много места, поэтому пробка вылетает из пробирки

«Кап-кап-кап» — смоделировать получение дождя

В тарелку положить снег и подержать ее над кипящим чайником. Пар от чайника при соприкосновении с холодной тарелкой превратится в капли воды

«Фильтрование воды»

В воронку положить бинт, сложенный в несколько раз, и через нее пропускать мутную воду. Вместо бинта можно использовать вату. Рассказать детям, что в природе роль фильтра выполняет песок

«Плавающее яйцо»

Этот опыт можно показывать друзьям, как фокус. В две одинаковые емкости налейте воды. В одну из них добавьте несколько ложек соли и хорошо разме-

шайте. Положите яйцо в емкость с простой водой, оно опустилось на дно. Достаньте яйцо и опустите его в емкость с подсоленной водой, оно плавает. Соль повышает плотность воды, и предметы, погруженные в соленую воду, выталкиваются. Поэтому в морской воде легко плавать

«Рисование цветной водой по снегу»

Приготовить для каждого ребенка брызгалки из пластиковых бутылок, налить в них крашенную гуашью воду и показать детям, что можно рисовать на снегу такой водой

Игры с тенью

Игра «Угадай, что это?»

Воспитатель показывает детям, как при помощи рук можно получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои

Театр теней

Воспитатель показывает детям персонажи сказок, а дети озвучивают героев

«Угадай, какой предмет»

Воспитатель показывает предметы, а дети по тени узнают, что это

Воздух

«Где живет воздух»

1.Сделать глубокий вдох и вы-
дохнуть на руку.

2.Положить мелкие кусочки бумаги на край стола и взмахнуть листом бумаги над ними.

3.Надуть воздушный шар, зажать конец и опустить в воду, разжав то, что зажали рукой.

4.Взвесить на весах 2 шара.

Надуть один шар и заменить пустой шар надутым. 5. Опустить пустой перевернутый стакан вверх дном в воду (дно стакана должно быть параллельно дну емкости), потом наклонить стакан

«Почему железо тонет, а корабли плавают»

Дать детям возможность самостоятельно поэкспериментировать с металлическими предметами и сделать вывод, почему же металлический корабль плавает

«Для чего растениям нужен воздух»

Вырастить зеленый лук. Потом накрыть его большой банкой, а дно загерметизировать при помощи пластилина. Понаблюдать за растением и сделать вывод

«Почему летает парашют»

Научить детей делать и запускать «парашют». С помощью наблюдения за полетом игрушки сделать вывод, почему летает парашют

Парафин

«Почему горит свеча» — познакомить детей со строением свечи и свойством парафина — плавлением

Рассмотреть с детьми устройство свечи, попробовать парафин на ощупь. Показать детям воск. Чем они схожи с парафином, а чем отличаются? Рассмотреть горящую свечу. Почему она горит? Если плавленый парафин капнуть в воду, что с ним произойдет? А если парафин опустить в горячую воду, что с ним случится?

«Рисование по воску»

Дать детям кусочки свечи, краски и познакомить с техникой рисования по воску

Тайнопись

«Чернила из молока» — познакомить детей со свойствами органических соединений

Для того чтобы написать тайное письмо, потребуются бумага, ватные палочки, молоко и настольная лампа или утюг. Обмакнув ватную палочку в молоко, напечатать слово, дать ему подсохнуть, а потом подержать письмо над настольной лампой, пока не проявятся слова. Можно прогладить лист горячим утюгом

«Чернила из лимона»

Сок из лимона выдавить в чашечку с водой. Ватной палочкой написать слова с помощью «чернил». Технология проявления «невидимых чернил», как и в первом случае

Фокусы

«Поющий бокал»

Взять за ножку бокал из тонкого стекла. Указательный палец свободной руки смочить водой и, надавливая на края бокала, водить пальцем по его краям. Вы услышите, как бокал запоет. Появление звука зависит от силы нажатия, поэтому придется поэкспериментировать

«Волшебная вода»

В банку налить обычную воду, накрыть крышкой. Сказать волшебные слова и встряхнуть банку, вода поменяет цвет. Не забудьте на дно крышки насыпать красящее вещество (пищевой краситель, сухой напиток или густую гуашь)

«Танцующая монетка»

Бутылку со стеклянным горлышком положить на несколько минут в морозильник. Вытащить и быстро закрыть горлышко такой монеткой, которая не провалится внутрь бутылки. Скоро монетка начнёт подскакивать и издавать звук. Воздух при нагревании в тёплой комнате вырывается из бутылки и монетка подпрыгивает

«Повелитель воздушных шаров»

Возьмите несколько шаров и надуйте их. Воткните иголку в шар, он лопнет. Но если на шарик наклеить прозрачный скотч и воткнуть иголку вместо наклеивания скотча, а потом вытянуть её, то скотч склеит дырку и шар не лопнет

«Волшебные веточки»

Приготовьте веточки. Они могут послужить хорошим новогодним украшением. Приготовьте перенасыщенный соляной раствор: на 2 л воды 1,5 кг соли, вскипятить и остудить. В приготовленный раствор опустить срезанные веточки деревьев или кустарников. При остывании раствора соль начнёт осаживаться на веточках. Когда вытащите из воды веточки, они создадут эффект инея

«Шипящая вода»

В стакан с водой всыпать чайную ложку пищевой соды и размешать, добавить ложку уксуса. Вода мгновенно зашипит. Пищевая сода вступила с уксусом в реакцию и выделился углекислый газ

«Воздушный шарик надулся самостоятельно!»

Если предыдущий опыт повторить не в стакане, а в бутылке и успеть быстро на горлышку надеть шарик, пока не прекратилась реакция, то углекислый газ надует воздушный шарик

Список литературы:

  1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. СЛ. Новоселовой. 3-е, изд. испр. М.: Просвещение, 1997.
  2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование (старший дошкольный возраст). Батайск, 2002.
  4. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. 2-е изд., перераб. СПб.: Акцент, 1996.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1999.
  6. Опыты без взрывов/ сост. А.Г. Мадера, А.П. Пятикоп, С.А. Репьев. М.: Карапуз, 2000.
  7. Шапиро А. Научные забавы // Детский сад со всех сторон. 2001.

Эти веселые научные опыты для детей дошкольного и младшего школьного возраста собрал и подготовил Егор Белько. Увлечь ребят познавательными и развивающими экспериментами можно на свежем воздухе в любое время года.

Правила безопасности:

  • Нельзя пробовать на вкус вещества для экспериментов, даже если это продукты питания.
  • Если в опытах используется огонь, нужно делать их только под наблюдением взрослых.
  • Если вещества попали на кожу, промойте водой с мылом.
  • Не вдыхайте пары происходящих реакции.

Опыт для ребенка № 1 Воздушные пузыри на морозе

Нам понадобится : раствор для мыльных пузырей, соломинка, холодильник, зима.

Что делать : Баночку с раствором мыльных пузырей поставьте в морозилку на несколько минут. Мыльный раствор не должен замерзнуть! А лишь охладиться. Выйдите на улицу и через соломинку, аккуратно выдуйте большой мыльный пузырь.

В чем суть : Как будет вести себя мыльный пузырь на морозе? Мыльный пузырь быстро, на ваших глазах, превратиться в ледяной шар. Это произойдет потому, что в мыльном растворе содержится вода, она на морозе превращается в лед. А происходит это так быстро по причине тонких стенок мыльного пузыря. Красивое зрелище! Кстати, если аккуратно выдуть пузырь на снег или лед, то замерзать он начнет из точки их соприкосновения.

Опыт для ребенка № 2 Вода из травы

Нам понабиться: полиэтиленовая пленка или пакет, лопатка, чашка, камешки, свежая зеленая трава, солнечная погода.

Что делать: Нарвите пучок сочной зеленой травы. Выкопайте ямку в земле, глубиной в две чашки, шириной не шире пакета. Положите траву в ямку. В центр поставьте чашку. Накройте ямку пленкой и по краям положите камешки, чтобы плотно прижать пленку к земле. В центр пленки, над чашкой, положите небольшой камушек, чтобы пленка немного продвинулась внутрь. Теперь подождите несколько часов.

В чем суть опыта для ребенка : Где взять воду, если рядом нет ее источника? Когда вы уберете пленку, в чашке обнаружите прозрачную воду. Трава состоит из воды более чем на 60 %. Когда солнечные лучи нагревают ее, то выпаривают воду. Пар, поднимается вверх, где его задерживает полиэтиленовая пленка. На ней он конденсируется, превращаясь в капельки воды. Влага скатывается к середине, где пленка вдавлена внутрь и капает в чашку. Этот полезный опыт может помочь туристу в сложной ситуации, когда нет поблизости воды.

Опыт для ребенка № 3 Соль и лед

Нам понабиться: поваренная соль, цветной мел, мороз, снег и лед на улице.

Что делать: Смешайте соль с толченым цветным мелом. Отправляйтесь на улицу и найдите замерзшую лужу. Обильно посыпьте ледяную поверхность цветной солью. Подождите 10 минут и наблюдайте как крупинки соли разъедают лед, образовывая в нем цветные тоннели.

В чем суть опыта для ребенка : Почему не замерзает соленая вода, а сухая соль плавит лед? При соединении льда (замерзшей воды) и соли, получается смесь которая имеет температуру замерзания ниже, чем чистая вода. Следовательно, лед начинает таять. Процесс таяния будет продолжаться до тех пор, пока концентрация соли не ослабнет от количества растаявшей воды.

Опыт для ребенка № 4 Песчаная пена

Нам понабиться: ведерки и формочки для песка, сода, уксус, пульверизатор (бутылочку с дыркой в крышке), цветные мелки.

Что делать: В бутылочку пульверизатора налейте уксус. Разомните в разных ведерках цветные мелки. Добавьте в каждое ведро одинаковое количество соды. Далее насыпайте в ведра песок. Его должно быть в 2-3 раза больше чем смеси соды и мела. Перемешайте. Получился цветной песок. Постройте что-нибудь при помощи фигур для песка. Далее самое интересное. Брызгай из пульверизатора на песчаные фигуры и увидишь, как их будет обволакивать большой цветной пеной.

В чем суть эксперимента : Происходит реакция нейтрализации соды и уксуса, с обильным выделением углекислого газа. Он то и образует множество пузырьков, которые красиво подкрашены мелом.

Опыт для ребенка № 5 Ракета из шарика

Нам понабиться: длинный и круглый воздушные шарики, небольшой пластиковый стаканчик, нитка, ножницы.

Что делать: Отрежьте ножницами дно у стаканчика. Надуйте длинный шарик (не полностью). Вставьте шарик в стаканчик. Придерживайте отверстие шарика, чтобы воздух не вышел раньше времени. Теперь поместите круглый шарик внутрь стаканчика и надуйте его. Он должен плотно зажать хвостик длинного шарика. Аккуратно завяжите на бантик отверстие круглого шарика. Выходите на улицу, на открытое пространство. Прицеливайтесь конструкцией вверх. Развязывайте бантик на круглом шарике.

В чем суть опыта : Своя собственная двухступенчатая ракета — это ли не мечта мальчишки? Как только герметичность шарика нарушится, воздух вырвется наружу. Ракета будет двигаться в противоположную от выходящего воздуха сторону — это принцип реактивной тяги. Когда закончится воздух в круглом шарике, откроется отверстие в длинном шарике и ракета продолжит свое движение.

Опыт для ребенка № 6 Выращиваем сосульки

Нам понабиться : маленькая елочка на улице, пластиковые бутылки, вода, красители, шило.

Что делать: В крышках от пластиковых бутылок, сделайте небольшие отверстия, при помощи шила (попросите родителей). В бутылки налейте воду и добавьте красители, перемешайте. Выходите на улицу и идите к елочке, которую хотите украсить разноцветными сосульками. Выращивать сосульки нужно несколько дней. Аккуратно полейте веточку елочку цветной водой, затем другую ветку водой другого цвета. Через пару часов, повтори процедуру, а затем еще раз через 2-3 часа. Уже на следующий день ты увидишь красивые сосульки, свисающие с веток дерева.

В чем суть опыта : А вы знаете, что сосулька — это сталактит. И образуются они постепенно, капелька за капелькой. Мороз замораживает воду и следующая капля, застывает на предыдущей — вырастает сосулька.

Опыт для ребенка № 7 Желтые листья

Нам понабиться : фольга, ножницы, скотч, растение с широкими листьями, лето.

Что делать: Выберите на улице растение с зелеными листьями. Из фольги вырежьте любую фигуру, размером поменьше зеленого листа. Приложите фольгу к листку на растении, закрепив ее скотчем. Через 3-4 дня, когда вы удалите фольгу с листка, увидите желтый отпечаток в форме фигурки. Почему же желтеют листья?

В чем суть опыта : Листья зеленые, за счет особого вещества, которое называется хлорофилл. Как вы знаете, растения имеют важное предназначение, они перерабатывают углекислый газ в кислород — это фотосинтез. Для этого процесса нужно вещество хлорофилл и солнечный свет. Приложив фольгу, мы лишаем часть листка воздействия солнечных лучей и прерываем процесс фотосинтеза. Растение увядает — желтеет.

Опыт для ребенка № 8 Огонь в банке

Нам понабиться : трехлитровая стеклянная банка, длинные спички или лучина, растение во дворе.

Что делать: С утра выходите на улицу, прихватив с собой банку. Найдите невысокое растение, например цветок. Накройте его сверху банкой. Вечером, вместе взрослые и ребенок, возьмите спички и отправляйтесь к месту эксперимента. Сначала зажгите спичку, затем быстро поднимите банку с земли и вставьте лучину с пламенем внутрь банки. Вы заметите, как увеличится пламя в размере. Из маленького огонька он превратится в сильное, яркое пламя.

В чем суть опыта : Этот опыт показывает ребенку, что растение производит кислород. За счет того, что банка не давала кислороду улетучится, он накопился внутри резервуара. А огонь горит при наличии кислорода.

Находясь на природе, даче с ребенком, можно устроить увлекательные эксперименты:

  • Сделать солнечные часы
  • Понаблюдать как муравьи перетаскивают конфету в муравейник
  • Посмотреть как растения тянутся к солнышку и поворачивают к нему листья в течении дня