Для детей        15.07.2023   

Поздравления с днем петра и павла. Праздник святых первоверховных апостолов петра и павла Поздравления с днем петра и павла

12 июля - День Петра и Павла (или Петров день, полное название День святых первоверховных апостолов Петра и Павла)

Это христианский праздник в честь святых апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру - с разницей в один год. Празднуется в Русской православной церкви и в других Православных церквях, использующих юлианский календарь, 29 июня (12 июля). День памяти двух апостолов известен со времен раннего христианства и отмечался в Римской империи, как на Востоке, так и на Западе.

Петр и Павел были самые ревностные из учеников Иисуса. Петр был постоянно рядом с Христом и свидетельствовал его преображение. Именно Петр назвал первым Спасителя «Сыном Бога живого». Твердость веры Петра была подобна камню. Павел же изначально не верил Христу, но том прикосновением сделал его своим другом. Павел не был учеником Христа, но его глубокая вера превратила его из гонителей христиан в их защитника и проповедника учения Иисуса. Позже они познакомились, но продолжили проповеди в разных местах. Последняя их встреча была в Риме: Петра вели на казнь, Павла – на допрос. Мученическую смерть они приняли в не в один год, но в один день, который теперь и празднуется как день апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля).

Поздравления с Днем Петра и Павла в стихах

Вас с Петровым днем хочу поздравить очень!
И пусть теперь на час короче день,
Зато какие дни! Какие ночи!
И как приятна И прохладна тень!

Пришла жара, разгар хмельного лета.
Природа празднует с утра и до утра,
Земля лучами теплыми согрета,
Ликует лето, веселится детвора.

Пью солнца свет взахлёб, нетерпеливо
Спешу успеть, волнуюсь опоздать.
Желаю каждому таким же быть счастливым:
Любить, блаженствовать и... просто отдыхать!

Святые апостолы Петр и Павел,
Каждый из них христианство прославил,
Приняли смерть во имя Христа,
Память о них светла и чиста!

Я вас поздравляю с Петровым днем!
Наполните душу и сердце добром,
Я вам желаю, здоровья и счастья,
Пусть стороною вас обходят ненастья,
Как Петр и Павел, с верой живите,
И как себя, ближних любите!

С Днем святых Петра и Павла
Вас, православные, поздравляю,
Счастья, крепкого здоровья,
Я всем искренне желаю!
Пусть апостолы помогут
Свою веру укрепить,
Чтобы с молитвой, добрым словом,
Мы научились в мире жить!
Чтобы деяния благие
Исходили от людей,
Чтобы смогли вы положиться
На своих родных, друзей!

Поздравления с Днем Петра и Павла в прозе

Поздравляю с Днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла! Для наших предков этот день знаменовал конец Петрова Поста и начало жатвы для ряда местностей. Было принято молиться этим святым о благополучии, а в домах наводился порядок. Пусть же и сегодня этот праздник будет точкой отсчета в успешном ведении дел.

Любите близких и за них молитесь Богу, особенно в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В молитвах воздавайте славу и хвалу Христу и последователям его - мудрому Петру и благородному Павлу, что несли Святое Божье Слово людям. Благодарите их за то, что через них творились и творятся чудеса!

Поздравляю с Днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла! Желаю по молитвам святых апостолов Петра и Павла укрепления веры и бодрости духа. Чтобы главной нашей мотивацией в жизни, было служение Богу и ближнему! Святые Апостолы Петре и Павле, молите Бога о нас!

СМС поздравления с Днем Петра и Павла

Короткие поздравления с Днем Петра и Павла

Давайте в этот день, сегодня
Найдем друг другу теплые слова,
Проявим уважение, заботу.
Апостолов мы вспомним, Павла и Петра.

С Днем Петра и Павла поздравляю,
В праздник благ твоей семье желаю,
Пусть в обитель солнышко зайдет,
И любовь к сердцам вашим несет!

В День Петра и Павла желаю Вам, чтобы имена этих святых, являющиеся символом чистоты, искренней веры и ревностного служения Богу, даровали Вам вдохновение для новых светлых свершений. Открытости Вашей душе и мудрости - помыслам!

С Днем Петра и Павла поздравить вас хочу,
Чтобы все проблемы Вам были по плечу!
Чтобы вера в Божьи силы крепчала и росла,
Господняя поддержка всегда Вас берегла!

Вера в Бога, вера славная,
Вера наша – православная,
Петр с Павлом, Христу верные,
Пусть для нас будут примерами.

С Днем Петра и Павла поздравляю Вас!
Пусть святые эти берегут и защищают.
Пусть душа услышит Божий глас,
И смиренно в жизни всё воспринимает.

Голосовые поздравления с Днем Петра и Павла

Поздравления с Днем Петра и Павла на телефон вы можете прослушать и отправить понравившееся получателю как музыкальное или голосовое поздравление на мобильный или смартфон. Заказать и отправить поздравление с Днем Петра и Павла на телефон можно как сразу, так и указав предварительно дату и время доставки аудио открытки. Звуковое поздравление с Днем Петра и Павла на телефон будет гарантировано доставлено на мобильный, смартфон или городской телефон, в чем вы лично можете убедиться, отследив статус получения поздравления, перейдя по полученной ссылке в СМС сообщении после оплаты.

Подождите...

Сегодняшний день в православном календаре является особой датой. День Петра и Павла прославляет святых апостолов, которые даже после распятия Иисуса Христа не отказались от его учения и несли Святое слово людям. Именно Петру первому явился воскресший Спаситель, и вручил ему ключи от Царства небесного. За верность христианской религии этот апостол был распят в Риме в один день с первопристольным апостолом Павлом, бывшим некогда ярым язычником, принимавшим активное участие в гонениях христиан. Вклад обоих апостолов, причисленных к лику святых, в развитие и распространение христианства огромно. Благодаря их труду поднялась церковь и Новый завет приобрел 14 знаменитых посланий.

В образах апостолов объединились смирение и кротость с величием веры в Христа. Их разные человеческие судьбы, разные характеры и даже разные пути, которыми они шли к вере слились в одном - в безграничной любви к Иисусу, сподвигшей их на великий духовный подвиг и мученическую смерть за Христа.

У историков нет единого мнения по поводу даты смерти апостолов Петра и Павла, но существует определенное церковное предание. Святитель Димитрий Ростовский (автор сборник житий святых - «Четьи-минеи») пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год.

Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.

В 324 году, при императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться еще более торжественно и постепенно стал одним из самых известных православных праздников.

Поздравления с праздником Петра и Павла

В День святых Петра и Павла

Я хочу вам пожелать:

Пусть в душе огромной вашей

Живет Божья благодать.

Пусть апостолы святые

Покровительство дают,

От влияния плохого

Вас укроют, сберегут.

С днем Петра и Павла поздравляю.

Утром с чистым сердцем помолись.

Я от всей души тебе желаю,

Чтоб вошла Удача в твою жизнь.

Каждый миг пусть радостью наполнится,

Пусть задор всегда в тебе горит,

И пусть все мечты твои исполнятся

И Господь всегда тебя хранит.

С днем Петра и Павла поздравляю!

Пусть сойдет на Вас их благодать,

Счастья, радости, любви желаю,

Никогда от смеха не устать,

Семьи процветают и крепчают,

Замедляют быстрый ход года,

И глаза от радости сияют,

Улыбок и веселья на века!

День великий и святой настал,

Петра и Павла почитают,

Желаю благ тебе, удачи и добра,

Пусть святость дом всегда твой охраняет.

Пусть горе и беда пройдет,

А свет всю жизнь твою лишь наполняет,

Мечта твоя пусть оживет,

Сомненья душу не терзают!

Смс поздравления с праздником Петра и Павла

Петр и Павел даруют нам милость

Их прославлять мы будет неустанно

Поэтому хочу, чтобы сегодня все свершилось

И жизнь стала такой желанной!

Под защитою Петра и Павла

Да будут наши дни спокойными.

Мы будем верить в них исправно

И жизнь вести, их покровительства достойную.

Под их защитой живем мы, люди,

Нам Петр и Павел откроют рай…

Давайте тоже добрее будем,

Пусть станет чище наш дом и край…

Пусть души наши умеют плакать,

Пусть наши дети растут-растут.

Мы не боимся идти и падать,

Они — поднимут и поведут!

Пусть всегда в твое окно

Птицы счастья прилетают

С Петром и Павлом суждено

Сегодня дружно всех поздравить!

Так много хочется сказать

Но стих так много не вмещает

Петру и Павлу пожелать

Пусть мир во всем сопровождает!

Павел, а Вас от всей души с Днём Ангела!

Пусть св. Апостол Павел — Ваш небесный покровитель

Будет Вам помощником и наставником

во всех Ваших трудах и начинаниях.

Вспомним мы Петра и Павла,

Двух Апостолов Высоких,

И попросим мы у них

Заступничества для одиноких и больных.

Каждого Петра и Павла

Я сегодня прославлю

Пожелаю удачи и радости

Не испытывать в жизни слабости!

Поздравления с Днем Петра и Павла в прозе

Служение и житие святых апостолов является образцом нашей жизни: в вере и поклонении, в святости и кротости, в смирении и радости они проповедовали Истину. В такой великий день весь православный мир вспоминает Петра и Павла - мудрых учителей, послушных сынов Божьих. Так поучимся же у них, чтобы благодать Божья чудесной силою наполнила жизнь нашу.

Поздравляю тебя с замечательным праздником, с твоими именинами. Петр, я хочу пожелать отличного настроения и крепкого здоровья! Пускай позитив, энергичность и целеустремленность помогают тебе добиваться своего в жизни, а Господь всегда слышит твои молитвы!

Павел, сегодня- ваши именины, и я очень хочу поздравить вас с этим праздником! чего пожелать вам? Во-первых, пусть удача улыбнется и жизнь будет яркой, прекрасной, наполненной! Во-вторых, пусть окружают люди, на которых всегда можно положиться!

Желаем вам, чтоб в День Петра и Павла свершались только добрые дела. Чтобы души, устав от вечных метаний, наконец обрели покой. Чтобы уста жаждущего могли воды напиться, изголодавшийся накормлен, а кто без крова – обрёл свой приют. Пусть ваши сердца всегда будут свободны от греха!

Весь христианский люд отмечает праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

История данного праздника ведет своими корнями в древние времена - эпоху раннего христианства. Отмечать его стали сразу же после мученической смерти обоих апостолов.

Как гласит история апостолы Павел и Петр были преданы казни именно в этот день - 12 июля, только с разницей в один год.

Апостол Петр был распят, а Павел, как римский гражданин, обезглавлен мечем.

Апостол Петр

До встречи с Господом Петр вместе с братом Андреем были рыбалками. Но встретив Христа, он отбросил все земные дела и неотступно следовал за своим Учителем. Петр беспрекословно верил каждому слову Иисуса и сразу же вызнал его Сыном Бога Живого.

Только начиная стезю ученичества, Петр хотел во всем подражать своему учителю, но нотки человеческого сомнения, присущие каждому, были не чужды и апостолу. Например случай, когда верный ученик хотел последовать примеру Христа и пошел по воде, но на середине пути испугался и начал тонуть. Не менее показательным было проявления человеческой слабости у апостола, когда он перед казнью Христа трижды отрекся от него. Как же горько он раскаивался в этом и потом после воскресения Иисуса также три раза исповедал свою любовь Господу.

Воскресший Христос снова его призвал к апостольству и предрек мученическую смерть. После вознесения Сына Господня, Петр проповедовал слово Божье, исцелял больных и сотворил множество других чудес. Сила, исходящая от него была настолько велика, что исцелялись даже те, на которых падала тень апостола.

Закончил свой земной путь апостол Петр распятием на кресте. Его последней просьбой было, чтобы распяли головой вниз, поскольку он не считал себя достойным умереть, так как Спаситель.

Апостол Павел

Святой Павел в отличие от других апостолов не был учеником Иисуса. Получив в Иерусалиме образование, и будучи исповедователем фарисейских преданий, он ненавидел христиан и даже был их гонителем. Но однажды, направляясь в Дамаск, его ослепил невероятно яркий свет и в тот же час он услышал голос Христа. Иисус спросил его, зачем он совершает гонения на него и дал повеления, что делать дальше.

Придя в Дамаск, Павел на третий день после встречи с Господом, принял крещение и с того дня стал самым ревностным проповедником гонимого доселе Христа и одним из апостолов. За все годы служения Господу он оставил 14 посланий, которые можно прочитать в Евангелии.

Традиции праздника Петра и Павла

Славянская культура очень богата традициями и приметами, связанными с праздником Петра и Павла. Молодежь в сей день еще до восхода солнца выходила в поле, чтобы увидеть первые лучи небесного светила. Считалось, что в данный день оно переливается особыми цветами. Рыбаки же молили апостола Петра об удачной рыбалке. А селяне никогда на этот праздник не работали в поле, иначе не будет урожая. Весь день от мала до велика веселились, пели песни, водили хороводы, устраивали анимации, гадали, а также проводили многолюдные и веселые ярмарки.


История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел были очень разными. Неученый Петр и получивший прекрасное образование Павел. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел - гонителем христиан. Петр был женат, а Павел - девственник. Но Церковь почитает их одинаково: «Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас! » Апостолы Петр и Павел скончались мученически в один день - 29 июня по юлианскому календарю. Об этом говорится в Римском (IV в.) и Карфагенском (V в.) календарях, мартирологе (списке мучеников) блаженного Иеронима (IV в.) и сакраментарии (служебнике) папы Римского Григория Великого (VI в.). Апостола Петра распяли на кресте головой вниз, апостолу Павлу отсекли голову. По мнению некоторых церковных историков, апостол Павел скончался ровно через год после апостола Петра. Перенесение мощей святых апостолов произошло в 258 году, также 29 июня.

Праздник в честь верховных апостолов известен уже с первых веков христианства. Около 324 года, во время правления Константина Великого в Риме и Константинополе - двух столицах Римской империи, были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени праздник стали отмечать еще торжественнее.

Жизнь апостола Петра

Простые галилейские рыбаки Симон и Андрей, услышав призыв Христа: «Идите за мной!», оставляют сети и становятся апостолами, «ловцами человеков». Симон был одним из ближайших учеников Господа. Свидетель многих чудес, задолго до Воскресения он говорит о своем вероисповедании: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» и слышит в ответ:

Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16-18).

Новыми именами Симона становятся Петр и Кифа - греческое и арамейское слова, обозначающие скалу.

Ближайшие ученики Спасителя - Петр, Иоанн и Иаков - видели его на Фаворской горе, вместе с ним пришли и в Гефсиманский сад и были свидетелями Его ареста. Петр даже отсек ухо одному из стражников. Искренне верующий, бывший свидетелем Божественного Преображения, Петр в ночь страстей Христовых трижды отрекся от своего Учителя, а затем «изшед вон, плакася горце» (Мф. 26, 75). Настолько искренним было его покаяние и горячей вера, что услышал он слова прощения от Господа после Воскресения:

Любиши ли мя?.. Паси овец моих (Ин.21, 15-17).

Именно апостол Петр произнес вдохновенную проповедь после сошествия Святаго Духа в день Пятидесятницы, после чего 3000 человек обратились ко Христу. Через несколько дней вторая его проповедь, после исцеления хромого, обратила к вере Христовой еще 5000 человек. Даже тень его исцеляла болящих (Деян. 5, 15).

Апостол Петр проповедовал в Иудее, странах Малой Азии, Италии. По мнению церковных историков, в Рим он пришел в 67 году. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики уговорили апостола Петра скрыться. Но, выйдя из Рима, на Аппиевой дороге апостол увидел Христа: «Куда идешь, Господи?» Услышав ответ: «В Рим, чтобы снова распяться», апостол вернулся в город, был арестован и заключен в подземелье Мамертинской тюрьмы. На Ватиканском холме, где находился цирк Нерона, для апостола приготовили крест. Из смирения он просил, чтобы его распяли вниз головой. Здесь же, на холме, священномученик Климент Римский и другие ученики погребли тело апостола. Так исполнились слова Господа:

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 18).

Над могилой апостола Петра во II веке христиане воздвигли небольшую часовню. На этом же месте император Константин Великий построил большой храм, освященный в 329 году. Мощи апостола Петра находятся в подземелье базилики. Собор находится на территории государства Ватикан, которым управляет Римский папа - глава католической церкви.

Жизнь апостола Павла

До обращения ко Христу Павла звали Савл. Родился он в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Сеул, в честь которого получил имя. По рождению был он римским гражданином, что давало в те времена огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павл (лат. - малый), вероятно, также получил при рождении, но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.

Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учился в Иерусалиме у Гамалиила - самого авторитетного иудейского учителя того времени. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По пути в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на служение апостольское. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» Он ослеп и упал на землю. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Зрение вернулось во время погружения в воду.

Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как прежде гнал, теперь он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Основал множество поместных церквей, которым направлял свои послания, составившие бо́льшую часть книги Апостол, читаемую за утренней службой в православных храмах.

Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он хорошо знал не только ветхозаветное писание, но и был знаком с греко-римской культурой того времени: философией, литературой, религией, владел приемами риторики. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена прежде всего к язычникам.

Когда апостол Павел в очередной раз посетил Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он водит язычников в Храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованный Павел в узах под конвоем едет в Рим. Разбирательство длилось еще около двух лет. Даже находясь в заключении, он имел возможность видеться с апостолом Петром и римскими христианами.

Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV - первая половина V в. Рим

По преданию, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьме. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и еще 47 узников. Воды для крещения не было, но случилось чудо: забил источник.

На казнь апостолов повели вместе, они простились на Остийской дороге. Петра распяли на Ватиканском холме, Павла увели за город, на Сальвийские воды. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом. На месте, где упала глава апостола, забили три источника, сохранившиеся и до нашего времени.

Тело апостола Павла погребли на том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. В последующем базилику расширяли и украшали. Храм был разрушен при пожаре 1823 года. В 1854 году вновь был построен огромный собор длиной 120 метров.

Служба верховным апостолам Петру и Павлу

В настоящее время в Православии праздник Петра и Павла относится к числу великих, приравненных к . В этот день заканчивается Петров пост, начавшийся через неделю после праздника . Но если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается пища только с рыбой .

Стихеры для службы Петру и Павлу были написаны в VII–VIII веках константинопольским патриархом Германом , святителем Андреем Критским , преподобными Иоанном Дамаскиным , Козмой Маюмским и другими православными гимнографами.

Часть стихер обращена одновременно к Петру и Павлу:

Да́л еси́ утверже́ние Це́ркви Твое́й, Го́споди, Петро́ву тве́рдость, и Па́влов ра́зум, и све́тлую му́дрость, и обою́ богогла́сие и́стинное, е́ллинскую пре́лесть отгоня́щее. Те́мже та́йно науча́еми от обои́х, пое́м Тя́, Ису́се Всеси́льне, Спа́се душа́м на́шим.

Перевод: «Утверждение Твоей Церкви, Господи, Ты дал твердость Петра и Павла разум и светлую мудрость, и обоих истинную божественную проповедь, отгоняющую обман безбожия. Потому мы, научаемые ими обоими тайнам Божественным, поем Тя, Исусе всесильныи, Спасителю душ наших».

Другие стихеры обращены только к Петру:

Тре́тие вопроше́ние, е́же: Пе́тре, лю́биши ли Мя́? Тре́тияго отверже́ния Христо́с испра́вил е́сть. Те́мже и к Тайнове́дцу Си́мон: Го́споди, вся́ ве́си, вся́ зна́еши, Ты́ ве́си, я́ко люблю́ Тя́. Те́мже к нему́ Спа́с: паси́ о́вцы Моя́, паси́ избра́нныя Моя́, паси́ а́гнцы Моя́, я́же Свое́ю кро́вию снабде́х во спасе́ние. Того́ моли́, Богоблаже́нне апо́столе, дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Перевод: «Троекратным вопросом: «Петр, любишь ли ты Меня?» троекратное отречение Христос исправил. Потому и Ведающему тайное Симон ответил: «Господи, Ты все ведаешь, все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Тогда Спаситель обратился к нему: «Паси овец Моих, паси избранных Моих, паси агнцев Моих, которых Своею кровию приобрел Я во спасение!» Его моли, Богоблаженныи апостоле, даровать нам великую милость».

Есть в службе и такие стихеры, которые обращены к одному Павлу:

Я́же по вся́ гра́ды у́зы и ско́рби твоя́, кто́ ска́жет, сла́вныи апо́столе Па́вле? Труды́, боле́зни и бде́ния, я́же во а́лчи и в жа́жди злостра́стия. Я́же в зиме́ и наготе́, ко́шницу и жезлы́ бие́ния. Ка́менное мета́ние и презре́ние. Глубины́ истопле́ния. Позо́р бы́сть А́нгелом и челове́ком. Вся́ у́бо претерпе́л еси́, о укрепля́ющем тя́ Христе́, да ми́р приобря́щеши, о Христе́ Ису́се, Го́споде свое́м. Те́мже мо́лим тя́, творя́щии па́мять твою́ ве́рно, непреста́нно моли́, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: «Во всех городах узах и скорби твои кто перечислит, славный апостол Павел? Труды, борения, бдения, страдания голода и жажды, холода и наготы, корзину и удары палками, побивание камнями и презрение людей, глубину, в которой тонул при кораблекрушении. Зрелище ты стал для Ангелов и людей. Все ты претерпел за укрепляющего тебя Христа, чтобы весь мир приобрести, во Христе Исусе, Господе твоем. Потому мы просим тебя совершая память твою с верою: Непрестанно моли о спасении душ наших».

Величание святым апостолам:

Величаем вас апостоли Христовы Петре и Павле. Иже весь мiр ученьми своими просветивших, и вся концы ко Христу приведших.

За вечерней службой накануне праздника читаются паремии - отрывки из соборного послания апостола Петра. Поскольку читаются тексты новозаветной книги, молящиеся слушают их стоя (обычно на паремиях можно сидеть). На утрени читаются два канона, написанные преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Один канон обращен к апостолу Петру, другой - к Павлу.

Библиотека Русской веры

Народные традиции праздника Петра и Павла

День святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду был известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носил даже название «рыболова». Петровым днем заканчивалась весенняя и начиналась летняя рыболовная пора: в этот день завершались расчеты по весеннему лову и заключались новые сделки на лето. Рыбаки молились апостолу Петру, служили молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно, в день 29 июня, собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом. У прочего же населения день св. апостолов не считался первостепенным и не связывался с какими-либо особыми религиозными обрядами.

В круговороте земледельческих работ Петров день считался началом покоса трав, хотя почти не связывался с какими-нибудь особыми приметами. Говорили только, что «с Петрова дня зарница хлеб зарит» и что «если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку». «Ключарь-апостол», которому, по стародавнему преданию, передан Господом ключ от Царства Небесного, считался одним из самых надежных - после «Николы-Милосливого» - покровителей засеянных хлебом полей.

Деревенская молодежь еще с вечера накануне праздника уходила в поле и здесь, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко»: по народному понятию солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресенья, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга. В некоторых местностях сходились в Петров день на три ключа-родника, умывались «петровой водицею» и угощались при этом хмельными напитками. Устраивали Петровские хороводы, «гулянки-Петровки», в некоторых селах девушки ходили в лес «крестить кукушку».

В крестьянской среде Петровский пост соблюдали во всей строгости церковного устава, а дни «заговин» и «разговин» считались праздничными. Например, в Вологодской губернии существовал даже обычай общих разговин всем миром. Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекли, жарили и варили, так как все имели в виду прием гостей и родственников, которые в Петров день приезжали даже из дальних деревень. Если же праздник попадал на среду или пятницу, то в народе говорилось, что «мясоед с постом побратался».

Святые апостолы Петр и Павел. Иконы

Иконографическая традиция изображения святых апостолов Петра и Павла пришла на Русь из Византии.

Апостолы Петр и Павел. Донце поминального сосуда. Византия, IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Апостолы Петр и Павел. Фрески в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV - первая половина V в. Рим. Совмещенные фрагменты Апостолы Петр и Павел. Иконы из деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Андрей Рублев, 1425–1427 гг.

В Русском государстве она творчески перерабатывалась. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтыри. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III - начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.



Лики апостолов Петра и Павла. Базилика Космы и Дамиана (Санти-Косма-э-Дамиано). Первая треть VI в.


Апостолы Петр и Павел. Деталь фрески. Монастырь Ватопед. Конец XII в.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон - из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир, а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой XI в. - возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иоанн IV вместе с другими чтимыми святынями вывез ее из Новгорода в Москву.

Икона верховных апостолов Петра и Павла из Новгородского Софийского собора. Середина XI в.

Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины XX в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород. После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник. В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра - свернутый свиток - символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (Ин. 21:15-17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами, чуть выше, словно в отдалении - оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу XII - началу XIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний - книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет. Этот иконографический тип также получил на Руси распространение: примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.

Апостолы Петр и Павел. XII - первая половина XIII вв. Из Воскресенской церкви в Белозерске. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Апостолы Петр и Павел. Середина - вторая половина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная. Примеров дальнейшего развития первого - «новгородского» иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простертыми ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом. Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина. Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными, как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.

В Новгородском музее-заповеднике хранятся иконы начала XVI в. из деисусного чина Михаило-Архангельской церкви села Подчевары Кирилловского уезда Новгородской губернии (чин был вывезен к выставке XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и поступил в НГОМЗ из Новгородского епархиального древлехранилища).

Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла - книга, которую он поддерживает левой рукой, а пальцами правой готовится перелистать.



Апостолы Петр и Павел. Из деисусного чина. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Иконы деисусного чина главного иконостаса Софийского собора Великого Новгорода, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 г. (об этом имеется запись в Новгородской четвертой летописи: «В лето 7017. Повелением господина Преосвященного архиепископа Серапиона дописан бысть Деосус в Софеи святой сысполна, а мастеры писали Ондрей Лаврентьев да Дерма Ярцев сын» (ПСРЛ, т.4,ч. 1, с. 461). В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью. Иконы деисусного чина из церкви св. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра - с Вознесением. Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения.

Апостол Петр. Из деисусного чина. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. 1509 г. Собор Святой Софии, Новгород

На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы - это, скорее, монгольский тип лица. Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым; определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток.


Апостол Павел. Первая половина - середина XVI в. Из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Достаточно редко встречаются изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах; иконографически это все те же деисусные иконы - как, например, на царских вратах монастыря святого Павла на Афоне. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая рука сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.


Петр и Павел с житием. XVI в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.

Апостолы Петр и Павел. Середина XIV в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Апостол Павел. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва
Апостолы Петр и Павел, пророк Илия и св. Власий. Середина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Апостолы Петр и Павел. Последняя четверть XVII в. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Святые апостолы Петр и Павел. Картины

Известные живописцы, такие как Эль Греко (1541–1614 гг.), В.Л Боровиковский (1757–1825 гг.), Н.Н. Ге (1831–1894 гг.) и другие в своих произведениях изображали апостолов Петра и Павла.

Апостолы Петр и Павел, Эль Греко. Между 1587-1592 гг.
Святые апостолы Павел и Иоанн. Боровиковский Владимир Лукич. 1770-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Апостол Петр. Ге Николай Николаевич. 1863 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры

Апостол Петр. Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия
Апостол Петр. Иван (Джованни) Витали. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент
Апостол Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим

Петропавловские храмы и монастыри

Издавна на Руси строились храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла . Пожалуй, самый древний сохранился в Смоленске. Его строила в 1140-1150 годах княжеская артель. Освящал Симеон, первый смоленский епископ. Впоследствии несколько раз храм перестраивался, первоначальный вид восстановил П.Д. Барановский. Церковь, построенная из кирпича, представляет собой образец крестово-купольного одноглавого древнерусского храма. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Храм этот похож на владимиро-суздальские и раннемосковские, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы новгородской и псковской архитектуры.


Храм апостолов Петра и Павла на Городянке в Смоленске. Построен в 1146 г.

Несколько древних церквей в честь апостолов Петра и Павла сохранились в Великом Новгороде. В конце XII века была построена церковь Петра и Павла на Синичьей горе . Ее строительство велось в 1185-1192 годах. Возможно, храм был построен на месте более древнего. При нем были женский монастырь и кладбище. Место это находилось за городом. На монастырь в 1611 году напали шведы. В 1764 году обитель упразднили. С 1925 года и по настоящее время храм недействующий, находится в аварийном состоянии. В 1992 году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Великий Новгород

Еще одна церковь - храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках, 1406 года постройки. Это одноглавый четырехстолпный новгородский храм на улице Бредова-Звериной, у южной части бывшего Зверина Покровского монастыря.


Храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках. Великий Новгород

Храм Петра и Павла на Славне построен в 1367 году, рядом со старообрядческой церковью во имя пророка Илии (ул. Знаменская). Сейчас церковь заброшена.


Храм Петра и Павла на Славне. Великий Новгород

В Брянске князь Олег в 1275 году основал Петропавловский монастырь , в котором и сам постригся, оставив княжение. При Екатерине II обитель лишили всех угодий и она пришла в упадок. Упразднена в 1830 году. Позднее монастырь восстановили как женский общежительный. До настоящего времени сохранились несколько жилых зданий и собор Введения Богородицы, построенный в начале XVIII века на месте старинной деревянной церкви.

На берегу Онежского озера в поселке Повенец в 1600 году был построен собор во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла. Упразднен около 1945 года.


Собор Петра и Павла в пос. Повенец. Рисунок из журнала «Всемирная Иллюстрация»

В г. Пскове существует храм Петра и Павла с Буя. Первоначально на месте существующей церкви в 1373 году стоял храм, здание было восстановлено в 1540 году в месте схождения основных улиц города. Храм поставлен на месте древнейшего городского кладбища - Буя, у крепостной стены среднего города. В 1810 году были разобраны два ветхих придела и звонница, к западному притвору достроено крыльцо.


Храм Петра и Павла в Пскове

Старообрядческие Петропавловские храмы

Традиция строить и освящать храмы во имя апостолов Петра и Павла сохранилась и в старообрядчестве. Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. , г. Нижегородской области, с. Дубянской , Стрипишкской и общин (Литва).


Храм РДЦ во имя Петра и Павла в г. Касли Челябинской области

Издавна праздник Петра и Павла почитается и в общине Русской Православной старообрядческой Церкви села Костромской области, где бывает крестный ход, как и на престольный праздник Покрова Богородицы.

Города, названные в честь апостолов

Название Петропавловска носит и несколько городов. Один из них, основанный 12 июля 1752 года как военная крепость, находится теперь в Казахстане. Здесь сходились торговые пути из России и Средней Азии. В конце XVIII лека в Петропавловской крепости принес присягу на верность русскому правительству султан Средней Киргизской Орды Вали. В 1896 году рядом с городом была построена станция Петропавловск транссибирской железнодорожной магистрали. В 1920 году образована Киргизская республика, впоследствии Казахская АССР, к которой отнесли и Петропавловск. Стоит заметить, что этот город в советские годы не переименовывали.

Петропавловском называется и один из самых первых русских городов на Дальнем Востоке. Острог основали казаки в 1697 году. В 1740 году сюда прибыла экспедиция Беринга, корабли которой назывались «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел». На месте острога заложили поселение, которое является теперь столицей Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.

Праздник апостолов Петра и Павла – на какое число он выпадает в 2017 году? Об этом Вы узнаете, прочитав статью на портале “Православие и мир”.

Праздник апостолов Петра и Павла в 2017 году – 12 июля

Петр – рыбак, человек глубокой веры, веры горячей, может, даже излишне горячей, о чем Господь говорит ему: ты отречешься от Меня, потому что сейчас на эмоциональной волне исповедуешь верность, а потом на этой же эмоциональной волне испугаешься и отойдешь в сторону.

Апостол Павел – человек ясного и трезвого ума и очень больших знаний. Фарисей, книжник, прошедший очень серьезную богословскую школу у известного книжника и фарисея Гамалиила – учителя с большой буквы.

В раннехристианской общине проходила дискуссия о том, что должно входить в провозвестие веры Христовой, какие на человека в Церкви налагаются обязательства, что он должен делать, как жить, должен ли принимать на себя все бремена неудобоносимого ветхозаветного закона, иудейского обряда или от них надо отказаться.

Эта дискуссия особенно интересна, потому что Петр, который представлял народ, причем народ не самый богатый и, может, не так образованный, как апостол Павел, не спешил с тем, чтобы благовестие вышло за рамки Израиля. Он считал, что прежде всего надо идти к погибающим овцам Израиля – к иудеям, к тем, кто знает пророков, жаждал спасения, грезил о Мессии. И поэтому Петр как раз не спешил отказываться от ветхозаветных обрядовых установлений, боясь, что этот отказ может оттолкнуть кого-то из иудейской общины, из тех, кто мог бы прийти в Церковь, стать христианином.

Апостол Павел, у которого был колоссальный багаж ветхозаветного знания, знания об обрядах, дотошном следовании букве закона, оказывается гораздо более радикальным. Он отказывается от этого багажа, провозглашая свободу во Христе и обращая свое слово к язычникам – к людям иных культур, иных традиций. Ради того, чтобы они могли прийти в Церковь, ко Христу, он расчищает этот путь от всего вторичного и непринципиального.

Мы знаем, что апостол Петр прошел с Христом долгий путь, три года был рядом с Ним, восшел на гору Фавор, видел Преображение Господне.

Видел ли апостол Павел Христа в Его земной жизни, неизвестно – из Нового Завета это не следует, – но его Господь призывает за пределами Церкви, там, где действует призывающая благодать. И именно Павел, которому Господь открывает Себя уже Воскресшего, в славе, Павел, который ради своих иудейских представлений гнал Церковь Христову, искренне преследовал христиан, считая христианство ересью, считая, что насилием можно остановить это «нечестие», понудить людей отказаться от веры в воскресшего Галилеянина, который объявил себя Богом, вот этот Павел, увидев Христа в видении, придя в Церковь и получив там исцеление, войдя в число проповедников, оказался мостиком, переброшенным от Христа, апостолов, ранней Церкви к людям иным, внешним, очень далеким от Израиля и иудейских представлений.

Мне кажется очень важным, что Лука, ученик и сподвижник апостола Павла, в своем Евангелии, а потом в Деяниях апостольских подчеркивает, что ко Христу приходили не только иудеи, что любовь Христа простиралась на всех, что Христос в каждом человеке, независимо от его веры или отсутствия веры, прозревал образ Божий и надеялся, что сердце человеческое откликнется, душа встрепенется и человек придет к Богу, станет сыном или дочерью – чадом Божьим.

Мне кажется очень важным, что при всей разнице путей Церковь празднует память этих апостолов в один день, памятуя не только о важности отеческих преданий, важности Ветхого Завета для всех христиан, но и о том, что многие наслоения – мелочи, обряды – могут стать для людей преградой, иногда непреодолимой, на пути к Богу.

Здесь нужна ревность апостола Петра и открытость и мудрость апостола Павла. И самое главное – помнить, что Петр и Павел вместе жизни свои положили ради Того Слова, Которым мир был сотворен и в Котором стоит, непрестанно пребывали в общении с Богом, имели дар внутренней молитвы, передали свои дары и знания ученикам, и через Церковь – таинство богослужения, – через опыт святых это знание и ведение Бога приходит к нам.

Поэтому каждый может войти в радость апостола Павла и апостола Петра. Каждого Господь призывает приобщиться к нетварному Божественному свету, призывает разделить радость Пасхи Христовой, стать христианином не только по имени и внешней атрибутике, но и измениться, преобразиться внутренне и войти в Царство Божие и жизнь вечную. Аминь.