Оформление        27.08.2023   

Остовы дизелей для сс алагез. Свой юбилей отпраздновало спасательное судно тихоокеанского флота "алагез"

Зачем водолазам «дворники»? Сколько весят их галоши? Чем отличается батискаф от подводной лодки? И как проводят досуг подводники в барокамерах? Обо всем этом читайте в очередном материале проекта «Посторонним В».

Еще десять лет назад поисково-спасательное судно «Алагез» стояло в порту Владивостока. Уникальный корабль «в самом расцвете сил» готовили к списанию: в 90-е годы российский флот переживал не лучшие времена. Так и разобрали бы «Алагез» на металлолом, если бы не случился август 2000 года.Трагедия произошла в Баренцевом море. 12 августа затонула подводная лодка «Курск». На Северный флот хотели отправить «Алагез», но это было невозможно: почти всю материально-техническую часть корабля к тому моменту уже сдали. Нельзя сказать, что катастрофа подводной лодки «Курск» стала основной причиной, но, так или иначе, с 2002 года «Алагез» начали восстанавливать, а к 2010 году спасательный корабль был полностью готов выполнять своё предназначение. В день 26-й годовщины поднятия военно-морского флага на борту «Алагеза» побывала съемочная группа проекта «Посторонним В».

Справка

Поисково-спасательный корабль «Алагез» проекта 537, шифр «Осьминог».

  • - водоизмещение - 14 тысяч тонн;
  • - длина - 178 метров;
  • - ширина - 27 метров;
  • - осадка - 7,5 метров;
  • - скорость - до 24 узлов;
  • - предназначен для базирования одного вертолета Ка-27 ПС;
  • - автономное плавание - до 60 суток;
  • - экипаж корабля - более 200 человек;
  • - первый командир корабля - капитан 2 ранга Игорь Гулевич;
  • - сейчас командир спасательного судна «Алагез» - капитан 2 ранга Валерий Лепетухин.

Судно заложено в декабре 1979 года на «Судостроительном заводе имени 61 коммунара» в городе Николаеве (Украина) по заказу ВМФ СССР. Корабль спустили на воду 28 апреля июля 1984 года, вступил в строй 30 декабря 1988 года. Флаг поисково-спасательной службы ВМФ на его борту подняли 15 января 1989 года. С 1993 года «Алагез» - флагман тихоокеанского спасательного флота .

«Алагез» предназначен для спасения личного состава кораблей, потерпевших аварию, поиска затонувших подводных лодок и спасения их экипажей, обеспечения глубоководных испытаний и выполнения многих других важных задач.

«Аналогов «Алагеза» в военно-морском флоте России и других вооруженных сил нет, - рассказал временно исполняющий обязанности командира спасательного судна «Алагез», капитан третьего ранга Дмитрий Кошевой . - Мы были задуманы для длительного пребывания в море и для обеспечения безопасности наших подводных сил во всех точках мирового океана. Судно предназначено для тушения горящего топлива на акватории, а также близи береговых сооружений, поиска приводнившихся космических аппаратов, спасения их экипажей, а также для буксировки судов. «Алагез» уникален и тем, что может становиться на глубоководный якорь, и, при этом вести спасательные работы на аварийном объекте».

Наша экскурсия по «Алагезу» началась с эллинга. Это огромное помещение предназначено для хранения и обслуживания обитаемых подводных аппаратов. Здесь одновременно могут находиться четыре таких.

Этот аппарат, похожий на мини-подводную лодку, называется глубоководным обитаемым подводным автономным снарядом АС-27. Его вес - около 75 тонн. Ширина - 3, длина - 13 метров. Аппарат может опускаться на глубину до 1000 метров. Его «руки»-манипуляторы способны поднимать предметы весом до 500 килограммов.


- Дмитрий Сергеевич, чем этот аппарат отличается от подводой лодки или батискафа?

Дмитрий Кошевой: - Батискаф проходит один цикл: он подготавливается к погружению, погружается, работает на глубине, всплывает, после чего требуется снова готовить его к погружению. А у этого аппарата - по-другому: подготовился к работе, погрузился, поработал, всплыл, погрузился, еще поработал, всплыл и так пока не выработается заряд батареи. Обычно её хватает на 10 часов и более. После чего аппарат надо поднять на борт и снова зарядить батарею. А подводная лодка - самостоятельный автономный объект, который уходит в плаванье не на часы, а на сутки и более.

- Круглые «окошки» сбоку - для чего?

Это прожектора. Для освещения.

«Это единственная на Камчатке действующая железная дорога», - шутит Дмитрий Сергеевич.

Нам демонстрируют, как снаряд готовят к погружению. Из эллинга на палубу эта махина выезжает по рельсам, причем местами стопорится. «Это необходимость, так как, когда корабль находится в море, аппарат должен выкатываться постепенно, иначе мы его просто не удержим», - поясняет капитан третьего ранга.

«Именно этот аппарат не предназначен для спасения экипажа подводных лодок, которые терпят бедствие, он - для выполнения подводных технических работ, - рассказывает начальник поисково-спасательной службы «Алагеза» Дмитрий Гордеев . - Подобный спасательный аппарат АС-28 и АС-30 может принять на борт одновременно 25 подводников с корабля, который терпит бедствие».

В этом случае аппарат подходит к подводной лодке, становится к комингс-площадке (специальное устройство для стыковки с аварийным подводным объектом) и, как говорят военные, «прилипает». Процедура похожа на стыковку космических аппаратов, только из образованной «буферной» зоны откачивается вода, когда камера становится герметичной, открывают люк и подводники могут подняться на борт спасательного аппарата.

- Сколько времени занимает процедура спуска на воду этого аппарата?

Дмитрий Гордеев: - По нормативу мы укладываемся в 50 минут.

- Сколько человек в его экипаже?

- Как вы между собой называете эту штуковину?

Так и называем «спасательный аппарат» или АС-27.

- Этот аппарат - для проведения технических работ, а где такие спасательные аппараты?

Они в настоящий момент на спасательном судне «Георгий Козьмин», которое находится на дежурстве.

С погодой нам не очень повезло: из-за выпавшего снега аппарат не стали выкатывать на палубу дальше ворот эллинга.

Выходим из эллинга на палубу «Алагеза».

- Как правильно произносится название корабля: «Алагез» или «Алагёз»?

Дмитрий Кошевой: - «Алагёз» - это тюркское название горы Арагац в Армении. У нее множество разных названий. Вот в русском языке это слово произносится «АлагЕз».

За этой аппарелью скрывается один из «помощников» водолазов.

«А это наш Тигрёнок!», - представляет нам своего «подопечного» старший инженер ТПА ПСС (телеуправляемых подводных аппаратов поисково-спасательной службы) Николай Селецкий .

«Тайгер» (Tiger) - телеуправляемый необитаемый подводный аппарат. Он предназначен для поиска и наблюдения за подводными объектами, а также для совместной работы с водолазами и глубоководными аппаратами на глубине до 1000 метров. Вес - 140 килограммов. Манипулятор (механическая рука) может поднять до 20 килограммов.

«Дальность обнаружения гидролокатора кругового обзора - до 100 метров. Одна видеокамера - цветная, вторая - черно-белая», - рассказывает Николай.

- В реальных условиях часто приходится применять «Тайгер»?

Дмитрий Гордеев: - Частенько. «Тайгер» - помощник водолазов. Он может перерезать трос своим манипулятором, подать какой-то инструмент. К примеру, чтобы подняться на поверхность, водолаз должен потратить какое-то время, а «Тайгер» всплывает буквально за 3-5 минут, берет в «лапу» себе необходимый инструмент, опускается вниз и отдает водолазу. Также с помощью этого аппарата руководитель водолазных работ всегда наблюдает за водолазами с корабля. Это своего рода страховка. А еще, так как у «Тайгера» есть локатор, он может «проводить» водолаза к нужному месту.

- Что-то необычное находил этот аппарат?

- «Тайгер» - аварийные (так называемые, «черные») ящики самолета, который потерпел крушение…

- А что-то из того, что не искали, но нашли?

Клады мы, к сожалению, не находили. (Смеется ). А из необычного… находили остов какого-то деревянного судна в Татарском проливе. Очень старый корабль. После шторма находили брошенные автомобили на глубине 50 метров.

По соседству с «Тайгером» размещается еще один глубоководный телеуправляемый аппарат. Его название - «Пантера Плюс». На «Алагезе» аппарат пока «в командировке», - шутят моряки. Осенью 2015 года, по плану, этот аппарат получит на борту спасательного корабля постоянную «прописку».

- Чем «Пантера» отличается от «Тайгера»?

Николай Селецкий: - «Тайгер» - обследовательский аппарат, «Пантера» - рабочий. К примеру, сначала обстановку на глубине разведывает «Тайгер», потом уже спускается «Пантера» и выполняет свои задачи. Она и по весу больше, и функциональней. У «Тайгера» - один манипулятор, у «Пантеры» - две «клешни». Одна непосредственно рабочая, вторая - трубохват. «Пантера» может перерезать тросы, специальную болгарку на нее можно ставить…

- Сколько весит «Пантера»?

Около 500 килограммов (без утяжеления). Вообще это мобильный комплекс: он состоит из двух контейнеров, которые можно погрузить на грузовой автомобиль. В одном контейнере - пункт управления, во втором - дизель-генератор. То есть аппарат может работать автономно.

- Почему названия такие нетипичные для корабля - кошачьи?

Это к производителям вопрос. (Смеется ).

- Будет ли поступление новых моделей?

Ждем. Но они будут не совсем такие: в 10 раз меньше, модернизированные. Старые комплексы был похожи на луноход. Они себя изжили.

А вот и пост управления глубоководным телеуправляемым аппаратом «Тайгер». Для «Пантеры» есть свой пост управления.

«На этих экранах картинка с глубоководного аппарата. Идет имитация стыковки с подводной лодкой, на которую «садится» спасательный аппарат. Глубина - 64 метра. Задача выполнена: стенд-макет обнаружен», - говорит Николай.

- Зачем нужна черно-белая камера?

Дмитрий Гордеев: - Когда аппарат работает под водой, бывает много ила или планктона, из-за чего на цветные камеры идет «отсветка»: изображение сливается. А черно-белая камера - высококонтрастная, на ней можно разглядеть изображение в таких условиях.

Продолжаем прогулку по палубе.

Эта быстроходная лодка БЛ 680 рассчитана на 12 человек. «На другом борте - подобная лодка вместимостью 17 человек, - продолжает экскурсию Дмитрий Гордеев. - А здесь спасательный катер. Он может взять на борт 25 человек. Все они нужны для того, чтобы быстро подойти к аварийному объекту. Скорость у них 25-32 узлов».

Водолазный «колокол» - своеобразный лифт, с помощью которого глубоководники достигают дна всего за несколько минут. Водолазы могут работать на глубине более 200 метров.

А вот наконец-то и сами водолазы! Они готовы продемонстрировать нам два вида костюмов для погружения.

Водолазу Артёму Сальникову всего 20 лет. Он из Москвы, на «Алагезе» проходит срочную воинскую службу.

- Вы с детства хотели быть водолазом?

Артём: - Случайно получилось. (Застенчиво улыбается ). Попал сначала в Севастополь, там предложили пройти обучение в школе водолазов…

- Когда впервые погрузились на большую глубину страшно было?

Нет, страшно не было. Изначально всё это было интересно. Я и до этого увлекался нырянием с ластами и трубкой.

- Во всех костюмах умеете работать?

Да, во всех.

- Давно на Камчатку прибыли?

Чуть больше месяца назад. Сначала мы месяц находились в учебной части во Владивостоке, потом сюда привезли.

- На Камчатке уже совершали погружения?

Нет еще.

- В «боевой» обстановке были уже?

Только учебные спуски совершали.

- Как вам на Камчатке?

Интересно. Красиво…

Первым костюм с официальным называнием СВУ-5.1 (снаряжение водолазное универсальное) примерит Игорь Ермолаев . Он тоже срочник из Москвы. Снаряжение предназначено для спуска на глубину до 60 метров. Вес костюма - 34 килограмма.

«Этот водолазный костюм стали использовать буквально пять лет назад, и он положительно себя зарекомендовал на флоте, - рассказал командир группы водолазов-глубоководников Александр Полянин . - Это аналог импортного водолазного костюма Superlite».

Снаряжение водолаза внешне похоже на костюм космонавта. К нему подведены несколько проводов: через синюю трубку подается воздух, оранжевый кабель - для видеосвязи с водолазом, красный - для голосовой связи, желтый - глубиномер.

Снаряжение может работать по открытой схеме дыхания (воздух подается водолазу с поверхности) и в аварийном режиме (от резервного дыхательного аппарата или вентилируемым способом).

На глубину до 60 метров водолазов спускают в так называемой водолазной беседке, на бóльшие глубины их «доставят» с помощью водолазного колокола.

Александр Сергеевич дает команду водолазу: «Надеть водолазный костюм!».

Артёму предстоит облачиться в легендарный трёхболтовый водолазный костюм, проще говоря, «трёхболтовку». Это снаряжение - классика. На флоте его используют с 19 века. С его помощью можно работать на глубине до 60 метров. «Оно самое надежное! Очень хорошо себя зарекомендовало, - восклицает Александр Полянин. - Мы немного модернизировали комплекс: установили камеры, светильники».

Самостоятельно надеть «трёхболтовку» у водолаза вряд ли получится: снаряжение весит 86 килограммов. Медный водолазный шлем крепится к манишке тремя болтами (отсюда название). Толщина стёкол иллюминаторов - 12 миллиметров.

Кстати, шлем от трёхболтового костюма весит - 16 килограммов, шлем СВУ-5.1 - 11 килограммов. Чтобы подолгу находиться в таком костюме, нужно обладать отменным здоровьем. Сами глубоководники говорят, что раньше по показателям здоровья водолазы уступали лишь космонавтам. Да и сейчас средний вес водолаза-срочника - 70-80 килограммов. «А еще шея нужна потолще и запястья, - шутят водолазы, - Иначе гидрокостюмы могут протекать». Женщин-водолазов на борту «Алагеза» нет, сами понимаете, что не женское это дело…

«На большой глубине водолазы дышат смесью азота, гелия и кислорода», - рассказывает Александр Сергеевич.

- Почему у водолазных перчаток всего три пальца?

Александр Полянин: - Они так и называются: «трехпалые». Это удобно для работы. К примеру, ту же сварку выполнять…

- А зачем водолазу нож?

Если запутался или что-то нужно перерезать. Можно сказать, рабочий инструмент.

- Где водолазы проходят обучение?

Матросы по призыву проходят обучение в Севастополе. Подготовка длится полгода.

- И сразу на глубину 200 метров?

Нет. Подготовка начинается с аварийных задач на глубине 26 метров. Выполнили задачу, пошли на 60 метров, потом на 90 метров, далее 120, 160 и уже 200 метров. Поэтапно. А вообще спуски мы проводим регулярно.

На ногах глубоководников - водолазные галоши (или боты). Вес каждого из этих «ботинок» - 8,5 килограммов (в комплекте - 17 килограммов). Стандартные водолазные галоши весят 21 килограмм, утяжеленные - 23 килограмма. Последние используются при работе на глубине более 45 метров. Такая тяжелая обувь нужна водолазам, чтобы увеличить собственный вес для нейтрализации положительной плавучести (подъемной силы). Это придает водолазу необходимую устойчивость под водой.

С этой же целью используются водолазные грузы. Их вес - 16 килограммов.

Вот в этом снаряжении (СВГ-200В - снаряжение водолазное глубоководное) спускаются на глубины до 200 метров военнослужащие, которые служат по контракту.

Снаряжение состоит из: гидрокомбинезона; комплекта изолирующего дыхательного аппарата, который одевают на спину; телефонно-микрофонной гарнитуры; водолазного шланга; костюма водяного обогрева. Также в комплект входят грузы, ласты, боты, нож, световой прибор и каска. Общий вес костюма - 70 килограммов.

К погружению в этом костюме готовится военнослужащий по контракту Алексей Молянов .

- Сколько лет вы служите?

Алексей: - На данном корабле с 2005 года. За время службы провел под водой больше 1000 часов.

- На какую максимальную глубину погружались?

На 160 метров.

Вот так происходит спуск в гидротанке. Это - водолазная башня, а, по сути, барокамера, наполненная водой. Гидротанк используется для тренировочных спусков, чтобы водолазы «разнырялись» (то есть сначала сделали несколько погружений на мéньшей глубине) перед погружением на большие глубины.

Схематично гидротанк выглядит примерно так.

(Фото: vpk.name )

Нас очень повеселили «дворники» с внутренней стороны водолазного шлема. Они вполне справляются со своей задачей - убирают с очков конденсат - и смотрятся очаровательно. :)

В барокамерах глубоководники проходят декомпрессию. Кессонная болезнь (декомпрессионная или, по-другому, болезнь водолазов) возникает из-за быстрого понижения давления вдыхаемой газовой смеси. В результате этого газы, растворенные в крови и тканях организма (азот, гелий, водород - в зависимости от дыхательной смеси), выделяются в виде пузырьков в кровь водолаза и разрушают стенки клеток и кровеносных сосудов, блокируют кровоток. При тяжёлой форме декомпрессионная болезнь может привести к параличу или смерти. Чтобы избежать процесса вывода азота из крови, после подъема на поверхность водолаза помещают в декомпрессионные барокамеры. В них давление постепенно снижается до атмосферного, это позволяет опасному количеству азота покинуть кровь и ткани.

Барокамер на корабле - 15 штук. По размеру они разные: могут вместить от 5 до 15 человек одновременно. С помощью переходных шлюзов все они соединяются между собой. Максимум здесь могут разместиться 120 человек.

Внутри барокамеры рóслому человеку с непривычки тесновато. Даже мне с ростом 157 сантиметров приходилось быть внимательней, чтобы не удариться обо что-нибудь головой.

В барокамерах водолазы и подводники проводят немало времени, иногда даже живут по несколько месяцев. К примеру, после двадцати минут работы на глубине 26 метров время декомпрессии занимает 13 минут, после двадцати минут работы на глубине 200 метров - 35 часов 23 минуты.

Кстати, гальюн (туалет) отделяется от жилой зоны только занавеской.

- Чем в барокамере занимаются такое длительное время водолазы?

Александр Полянин: - Книжки читают. Под таким большим давлением цифровая техника не работает. Мы проверяли. К примеру, телефон отключается при давлении, равноценном глубине 26 метров. Технику, которая способна обеспечить просмотр кинофильмов в таких условиях, пока не придумали.

- Только книги читают, и всё?

Почему же? В шахматы и шашки играют. Гитару с собой берут…

- Серьезно?

Да! Вообще, веселиться им особо нельзя. На глубинах свыше 80 метров организм насыщается гелием, который потом трудно вывести из организма. Из-за этого меняется тембр голоса, становится высоким и сиплым…

- Как водолазам передают гитары и книги в барокамеру?

Для этого есть специальная грузовая камера. Через нее также передают теплые вещи, если кто-то внутри мерзнет, к примеру.

С внешним миром обитатели барокамер общаются с помощью специального молотка и условных сигналов. Этот молоток находится внутри барокамеры,

а вот этот - снаружи.

Поднимаемся на кормовую палубу, за очередной аппарелью скрывается еще один «помощник» спасателей, на этой раз - винтокрылый.

Вертолет Ка-27 ПС из ангара извлекать не стали: снегопад так и не прекратился.

С помощью вертолета экипаж «Алагеза» может передать на другой корабль груз без посадки на палубу, поднять с поверхности воды людей, вести визуальный поиск и выполнять другие задачи. В состав летного экипажа входят командир воздушного судна, штурман, бортинженер и водолаз-спасатель. Всего вертолет может взять на борт 8 человек. Радиус его действия - около 200 километров.

- Как близко к воде может «зависнуть» вертолет?

Дмитрий Кошевой: - Это зависит от профессионализма экипажа. Обычно на высоте 10-15 метров, если ниже, то уже вода поднимается лопастями. Во время тренировок вертолет пролетал чуть выше вертолетной площадки вдоль борта.

- Есть на корабле люди, которые служат здесь больше 20 лет?

Дмитрий Гордеев: - Есть человек, который пришел на корабль в составе первого экипажа. Его зовут Игорь Карайчев. Тогда он был матросом-срочником, а сейчас - офицер, помощник командира по аварийно-спасательным работам.

- Женщин на корабле много?

Около 20 человек: хозяйственная команда, дневальные, камбузники…

По дороге в офицерскую столовую беседуем с ВРИО командира Дмитрием Кошевым.

- Сколько времени бы обычно проводите в море?

Дмитрий Кошевой: - По-разному. К примеру, в 2009 году мы находились непрерывно в море 2 месяца. Тогда экипаж «Алагеза» принимал участие в спасательной операции в Татарском проливе: осуществляли поиск упавшего противолодочного самолета ТУ-142МЗ и подъем его частей с глубины 56 метров. Глубоководный аппарат тогда спускали 90 раз.

- В каких еще «громких» операциях участвовали?

К примеру, в 2014 году обеспечивали высадку десанта морской пехоты на остров Врангеля. Еще участвовали в крупномасштабном учении Роскосмоса по спасению космического спускаемого аппарата, который по сценарию аварийно приводнился в Тихом океане.

- Есть еще суда, подобные «Алагезу»?

Сейчас «Алагез» - единственный корабль в Военно-морском флоте, крупнейшее в России спасательное судно. По проекту 537 построили всего два корабля. Второй - «Эльбрус» - своё уже отработал: его списали в 1997 году.

- На борту корабля есть кинозал или что-то подобное для развлечения экипажа?

- «Алагез» не рассчитан на столь долгое пребывание в море, как, к примеру, корабль «Маршал Крылов» . Телевизоры мы установили и показываем фильмы во время перехода в море, а переходы у нас короткие. Всё остальное время - работа. Мы же не развлекаться в море идем… (Улыбается ).

- Вы давно служите на этом корабле?

С 2009 года. Старпомом пришел, старпомом служу.

- У вас есть какие-то особенные традиции или ритуалы?

У нас одна традиция: попасть на «Алагез» и служить здесь. (Смеется ).

- Может перед выходом в море надо что-то особенное сделать или не сделать?

Нет. У нас все бреются, стригутся… И даже в понедельник в море выходим, если нужно. (Улыбается ).

- То есть в приметы вы не верите?

Плохая примета - это верить в плохие приметы.

А вот у водолазов есть одно правило, которое они стараются соблюдать. У глубоководников не принято говорить: «Последний спуск», настоящий водолаз скажет: «Крайний спуск». Вот вам еще одна аналогия с космонавтами и авиаторами.

Кормят на «Алагезе» сытно и вкусно. По крайней мере, нам понравилось. :) А автор нескольких картин в столовой - 1-й радиооператор Николай Баранов.

Кстати, водолазам положено усиленное питание, к примеру, увеличен мясной паек, балуют сгущенкой и соками.

«В носовом машинном отделении находятся два вспомогательных дизеля и два главных. Вспомогательные двигатели нужны, чтобы обеспечивать электропитание корабля, а главные двигатели передают крутящий момент, проще говоря, нужны для хода», - рассказывает начальник поисково-спасательной службы Дмитрий Гордеев.

- Они дизельные?

Да. «Алагез» - дизель-электроход.

А это ПЭЖ - пост энергетики и живучести. Отсюда идет управление судовой электростанцией и другими судовыми средствами: пожарными, водоотливными и прочими насосами, а также воздушными заслонками и вентиляторами. Команды поступают с ходового мостика.

«Дизеля вырабатывают электричество, а гребные электромоторы вращают винты, - поясняет механик по судовым системам Геннадий Легнёв . - Главный двигатель вырабатывает 5 тысяч мегаватт электроэнергии. Суммарная мощность двигателей - 22,5 тысячи мегаватт: можно половину Камчатки осветить. Правда, это будет дорого (Смеется )».

Энергоотсек корабля в моторном отделении защищен водонепроницаемыми переборками. Всего у «Алагеза» 12 отсеков и 11 переборок. Кормовая часть и носовая также водонепроницаемые.

Сейчас мы находимся ниже ватерлинии. Это туннель гребного вала, проще говоря, винтовая шахта. Её длина около 30 метров. Валы движутся в разные стороны. Если бы они крутились в одну сторону, пароход был бы неуправляемым: поворачивался бы сам по себе. Вес одного винта около 15 тонн, диаметр - 2,5 метра. Сам корабль от киля до мачт - высотой с 8-9 этажный дом. Об этом нам поведал Дмитрий Гордеев.

Заходим в помещение щитов электродвижения (ЩЭД). Отсюда идет управление скоростью корабля.

«Здесь набирается схема движения, которую задает командир, - рассказывает 4-й электромеханик Алексей Бабенко. - Режимов работы 18. Максимальная скорость - 22 узла. Обычно ходим от 10 до 15 узлов».

- В шторм скорость сбрасываете?

В шторм мы ходим обычно со скоростью больше 10 узлов. Если меньше скорость, то нас начинает сильно качать.

Мимо кубриков идем в якорный отсек.

Мы в помещении кормового глубоководного якорного устройства. Якорь-цепь уложена в цепной ящик. Её длина около 350 метров.

- А если корабль должен стать на якорь на глубине больше 350 метров?

Дмитрий Гордеев: - Тогда мы используем специальный трос. Вообще «Алагез» может встать на якорь на глубинах до 2 километров. У нас четыре якоря: два носовых, два кормовых. Каждый из них весит 6 тонн. Если глубины большие, то к якорь-цепям мы пристыковываем тросы диаметром около 60 миллиметров. Длина каждого троса около 2 километров. Обычно корабли на глубинах свыше 500 метров на якорь встать не могут, а мы можем. (Улыбается ).

- У вас тут столько масла!

Конечно! Чем, больше масла, тем лучше всё работает. Так и должно быть.

- Как такой большой корабль могут удержать якоря весом по 6 тонн?

Корабль держит не якорь, а плечо цепи, которое выложено якорями. Это закон физики. К примеру, чем короче корабль, тем меньше цепи надо вытравить. Чтобы «Алагез» в спокойную погоду держался на якоре, нужно вытравить 200-250 метров. Обычно вытравливать цепь приходится на 2-3 глубины. Еще нужно учитывать парусность судна… Много всяких премудростей в нашем деле. (Смеется ).

Для нас экскурсия по спасательному судну «Алагез» была увлекательной. Всё-таки не каждый день знакомишься с настоящими водолазами-глубоководниками. И особенно приятно, что в большинстве своем это хорошие, душевные люди. Желаем вам, чтобы спуски на глубину были лишь учебными, оборудование никогда не подводило, надежного тыла и крепкого здоровья!

Если вас заинтересовал проект «Посторонним В» и в частности данный материал, поделитесь ссылкой с друзьями. Пусть как можно больше людей узнают об интересных местах Камчатки!

Текст: Олеся Сурина, ф ото: Илья Лобов.

Двадцать лет назад на спасательном судне «Алагез» был поднят Военно-морской флаг.

Этот судно, предназначено для спасения личного состава кораблей, потерпевших аварию, поиска затонувших подводных лодок и спасения их экипажей, обеспечения глубоководных испытаний и выполнения многих других важных задач, было заложено в октябре 1979 года на судостроительном заводе города Николаева и спущено на воду 28 апреля 1988 года.

Судьба корабля была особенной, а на раннем этапе почти драматической, она переплеталась с событиями происходившими в нашей стране и ВМФ в те непростые 90-е года.

Тогда «Алагез» был поставлен в ремонт в Николаеве как раз в то время, когда наметился распад СССР. Почти полностью прекратилось финансирование, а на «Алагезе» казалось, был поставлен крест. Техника, установленная на нём, была специфичной, а некоторые системы вообще уникальны и единичны, следовательно, заниматься ими должны были специалисты особого класса и уровня, которые в своё время строили, спускали на воду этот корабль.
Многие предприятия-изготовители, производившие ремонт этой техники, к тому времени оказались «за границей», большинство из них просто закрылось, члены экипажа уходили служить в другие места. В те годы казалось, что участь «Алагеза», была предрешена.

Но с 2000 года корабль стали интенсивно ремонтировать, но уже во Владивостоке. На эти работы были выделены немалые средства, для выполнения поставленной задачи задействовали весь состав специалистов и ремонтников Владивостокского судоремонтного завода. К тому же был произведён ремонт в одном из самых крупных доков Приморья.

По словам командира СС «Алагез» капитана 1 ранга Александра Бузилова, с началом глобального ремонта было принято решение о принципиально новом формировании экипажа: часть военнослужащих заменили гражданским персоналом. Практика показывала, что корабли такого типа удобнее эксплуатировать гражданским специалистам, потому что у них особенное отношение к судну, многие из них относятся к нему, как к своему родному дому. Специалистов брали со вспомогательного флота, здесь в Петропавловске — из дивизиона спасательных судов, а молодёжь — из школ и техникумов морской направленности. Из военнослужащих оставили командный состав, водолазов-глубоководников, химиков и команду обслуживания вертолётного комплекса.

В 2003 году, когда были решены все ремонтные и организационные вопросы, началась интенсивная подготовка к межбазовому переходу — к постоянному месту базирования. Дело в том, что во время этого похода необходимо было отработать несколько задач: проверить корабль на длительном переходе (Владивосток - Петропавловск - Камчатский) и отработать слаженность действий нового экипажа, потому что в смешанном составе выходить в дальний поход ещё не приходилось. Во время перехода все они были успешно выполнены.

С первого же дня нахождения корабля в военно-морской базе Петропавловска-Камчатского личный состав срочной и контрактной службы, офицеры интенсивно готовились к этой основной задаче, а в сентябре 2006 года впервые за несколько лет на Камчатке осуществил спуски водолазов на глубину до 120 метров, после длительного периода восстановления технической готовности корабля!

Несмотря на то, что экипаж в большинстве своём впервые участвовал в обеспечении водолазных спусков, да и участие в таких мероприятиях для многих стало премьерой, поставленная задача была выполнена в полном объёме.

2008 год для «Алагеза» был очень насыщенным. Прежде всего, в прошлом году впервые на Камчатке проходили государственные испытания модернизированного глубоководного аппарата АС-28, и мы во взаимодействии с экипажами других кораблей дивизиона принимали в них самое непосредственное участие.

Следующим, весьма важным, новым и очень серьёзным событием для корабля стали испытания вертолётного комплекса «Алагеза» с фактической посадкой. Эту задачу отрабатывали с группировкой ВВС и ПВО войск и сил.

В июле водолазы-глубоководники спасательного судна «Алагез», которым командует капитан 1 ранга Александр Бузилов, в рамках плановой боевой учёбы успешно выполнили погружения на глубину 120 и 160 метров.

Справка

В 80-е гг. в ВМФ Советского Союза велось строительство новых судов и оснащение их современными техническими средствами. Так, например, были построены два уникальных по своим многоцелевым возможностям спасательных судна проекта 537 — "Эльбрус" (1980 г.) и "Алагез" (1989 г.). Эти суда явились качественно новой ступенью в развитии подкласса спасательных судов. Сейчас "Алагез" является флагманом спасательных сил.

На них предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов и необитаемого дистанционно управляемого аппарата. Главное спускоподъёмное устройство обеспечивает спуск и подъём подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. Суда имеют подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 м. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Суда оснащены современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам, имеют вертолетные площадки и ангары для базирования вертолётов.


ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО ТИПА «ЭЛЬБРУС» ПРОЕКТА 537 «ОСЬМИНОГ»
SEARCH AND RESCUE VESSEL TYPE «ELBRUS» PROJECT 537 «OSMINOG»

02.02.2016
ДАЛЬЗАВОДЦЫ ПОДГОТОВИЛИ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «АЛАГЕЗ» ДЛЯ ПРИЕМА НОВОГО ГЛУБОКОВОДНОГО БАТИСКАФА «БЕСТЕР -1»

В ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод», который работает в структуре Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), завершена операция по перегрузке современного глубоководного батискафа «Бестер -1» на борт спасательного судна «Алагез». Спасатель находится у пирса предприятия, где проходит его плановый ремонт и сервисное обслуживание.
Для выполнения операции сотрудники судоремонтного предприятия выполнили комплекс работ по оборудованию верхней палубы и технического ангара спасательного судна под размещение нового глубоководного аппарата.

– Заводчане по заказу флота оперативно реконструировали технологическую платформу, на которой размещается батискаф на борту спасательного судна. – пояснил ВРИО начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ ТОФ капитан 1 ранга Алексей Худяков. – Новый глубоководный аппарат значительно расширяет возможности спасателей. Он погружается на глубину 790 метров, значительно маневреннее и способен оказывать помощь подводным лодкам на грунте лежащим под углом до 60 градусов.
– Наше предприятие работает в тесном контакте с техническим управлением ТОФ в интересах восстановления технической готовности боевых кораблей и судов флота. – рассказал исполнительный директор «Центра судоремонта «Дальзавод» Игорь Евдокимов. – Это в полной мере относится и к комплексу работ, который выполняется по ремонту и сервисному обслуживанию спасательного судна «Алагез».
Напомним, что «Центр судоремонта «Дальзавод» является единственным исполнителем гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота в Приморском крае. Ежегодно предприятие выполняет ремонт и обслуживание более 150 единиц флота.
Центр судоремонта «Дальзавод»


Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в начале 1966 г. Назначение аппарата - проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м. Одна из целей такого рода аппаратов - допоиск, классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор - Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту - Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители - Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта.



Опытовый глубоководный аппарат АГА-6. Балаклава, 1993 г. (фото из архива пользователя diletant2010, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-8 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-24 "Поиск-2" пр.1832 (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Аппарат АС-27 "Поиск-2" в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


В 1968 г. для строительства на Ново-Адмиралтейском заводе начата разработка рабочей конструкторской документации пр.1832. Приказом министра Минсудпрома СССР Б.Е.Бутомы от 1 июля 1970 г. проектирование глубоководных аппаратов передано из ЛПМБ "Рубин" в ЦПБ "Волна" (позже переименовано в СПМБМ "Малахит"). До конца 1970 г. в ЦПБ "Волна" переведены главный конструктор Ю.К.Сапожков и его заместители, предэскизный проект "Поиск-2С", эксплуатационная документация пр.1832. В 1971 г. велись работы по предэскизному проекту пр.1847, обеспечивалось сопровождение постройки опытного образца пр.1832.


Модель глубоководного аппарата "Поиск-2" пр.1832 в музее ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, 21.11.2011 г. (http://flotprom.ru).


Головной аппарат пр.1832 "Поиск-2" - АГА-6 (заводской №01650) заложен на участке глубоководных аппаратов цеха №15 на Ново-Адмиралтейском заводе 31 марта 1970 г. Строительство головного аппарата шло медленно из-за сложности и новизны проекта - сроки сдачи головного аппарата были перенесены на более поздние совместным решением Минсудпрома и ВМФ от 26 сентября 1972 г. Строительство опытового ГА "Поиск-2" АГА-6 было завершено в сентябре 1973 г., аппарат спущен на воду на р.Нева плавкраном.

Заводские и государственные испытания проводились на Черном море (г.Севастополь), куда аппарат был доставлен по железной дороге в октябре 1973 г.. В связи неготовностью ко времени испытаний аппарата штатного судна-носителя для базирования было выделено спасательное судно «Коммуна». В испытаниях и для их обеспечения задействовались так же гидрографические суда «Адмирал Владимирский» и ГС-78. Проведение наладочных работ, швартовные и заводские ходовые испытания продолжались с ноября 1973 г. по декабрь 1975 г. и завершились погружением на глубину 2130 м с экипажем и главным конструктором Ю.К.Сапожковым на борту. Головной аппарат АГА-6 сдан ВМФ 25 декабря 1975 г. в опытную эксплуатацию с базированием на СС "Коммуна".

Приказом по Минсудпрому СССР от 23 февраля 1974 г. в СПМБМ "Малахит" объединены ЦПБ "Волна" и СПМБМ, в новое КБ перешли работы по глубоководной тематике. В 1975 г. одновременно со строительством опытного образца пр.1832 начаты работы по головному серийному аппарату проекта - АС-8. С 1986 г. главным конструктором проекта назначен (в связи с кончиной Ю.К.Сапожкова) В.И.Баранцев, а с конца 1987 г. - В.Г.Марков. Всего построено 4 аппарата, последний - АС-27 - сдан флоту 31 декбаря 1989 г. Конструктивно серийные АГА несколько отличались от опытового АГА-6.


Назначение аппаратов пр.1832:
- исследование оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность, биолюминесцентный потенциал);
- исследование пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а также распределения по глубине геофизических полей Земли (потенциальное, магнитное и электрическое);
- обнаружение подводных объектов в заданных районах, их визуальное обследование и фотографирование.
- доставка на грунт и подъем на поверхность груза массой до 400 кг;
- в пределах возможности манипуляторов проведение ряда работ - сверление и нарезание резьбы, отворачивание и наворачивание гаек, закрепление специального карабина, открывание задраек откидных листов и самих листов и т.п.

Конструкция - особенностью конструкции аппарата пр.1832 является размещение ЭУ, судовых систем и устройств в междубортном пространстве и обеспечение управления ими дистанционно из прочного корпуса; обеспечение спасения экипажа средствами самого аппарата за счет сброса балласта или оборудования; применение системы автоматического управления средствами подводного маневрирования; размещение на аппарате научно-исследовательского оборудования и аппаратуры, позволяющих проводить комплексные гидрографические, гидрологические, геофизические и акустические исследования среды и дна.

При разработке прочного корпуса лодки обнаружено. что при том уровне технологии создание корпуса из металла, обеспечивающего необходимую прочность на грубинах до 6000 м возможно, но масса такой конструкции со всем оборудованием будет превышать 1000 кг на куб.м. Соответственно, для обеспечения плавучести такого корпуса потребуются дополнительные внешние объемы обеспечения плавучести с легковесным заполнителем. согласно проведенным исследованиям легковесным заполнителем мог послужить либо бензин фракции "рафинат-риформинг" либо новый твердый материал - сферопластик - изучение которого велось по теме НИР "Глубина".


Двигатели - электродвигатели, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах.
- двигатель горизонтального хода КП-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом фиксированного шага
- движительный комплекс вертикального перемещения ДВР-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом регулируемого шага
- подруливающее устройство ПУ-6 мощностью 10.9 л.с. с вином фиксированного шага

Аккумуляторы:
Энерговооруженность общая - ок. 150 кВт
- основные СП-680 - 116 шт
- вспомогательные СП-680 - 14 шт
- дополнительные НК-13 - 44 шт


Винто-рулевая группа аппарата типа "Поиск-2". На фото аппарат АС-27 в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


ТТХ аппарата :
Экипаж - 3 чел
опытовый аппарат АГА-6 серийные аппараты проекта
Длина 16,33 м 15,85 м
Ширина 2,52 м 2,52 м
Высота 5,1 м 5,1 м
Осадка 3,3 м
Водоизмещение полное 64,9 т 65,8 т
Масса полезной нагрузки 3100 кг 3100 кг
Масса груза поднимаего на поверхность со дна 400 кг 400 кг
Глубина погружения - до 2000 м (по ТТТ ВМФ СССР)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
Скорость подводная горизонтальная 3 уз 2.7 уз
Скорость подводная вертикальная 0,6 уз 0,64 уз
Мореходность до 5 баллов до 5 баллов
Автономность
- по электроэнергии - 8-10 часов
- по жизнеобеспечению - 72 часа

Оборудование - аппарат оборудован двумя манипуляторными устройствами грузоподъемностью по 30 кг для подводных работ.

Система автоматического управления "Циркон".


опытовый аппарат АГА-6
серийные аппараты проекта
Гидроакустическое оборудование обзорная ГАС "Коралл"
НГС "Сириус"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
обзорная ГАС "Крильон"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
Навигационное оборудование "Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Экватор"
Оборудование радиосвязи Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
"Лиственница"
Регистрирующее оборудование МС-61
ЭРА
АКС-2П
МС-61
ЭРА
АКС-2П
"Даль"
Научно-исследовательское оборудование "Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Аралия"
"Чета-Б"
"Колва-2"
"Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Дарасун"
МРС-01
"Колва-2"
"Шамора-2П"
Средства наблюдения ПНТ-451
ПНТ-452
ТКУ "Шар-2"
ПНТ-451
ПНТ-452


Манипуляторное устройство аппарата "Поиск-2". На фото АС-27. Фото сделано в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Модификации :
пр.1832 "Поиск-2" - глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с глубинами работ до 2000 м и стальным корпусом.


Глубоководный аппарат АС-27 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях - вид с кормы (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


пр.1847 "Поиск-2С" - вариант проекта с корпусом из стеклопластика, относится ко второму поколению глубоководных средств, разработка начата в 1967-1969 г.г. одновременно с работами по ОКР " ". Велась разработка проекта тактико-технического задания. Эскизный проект разработан группой главного конструктора Ю.К.Сапожкова к концу 1973 г. Разработка прекращена в 1973-1974 г.г.

Суда-носители :
Проектирование судна-носителя по теме ОКР "Осьминог" велось Западным проектно-конструкторским бюро Минсудпрома СССР. Главный конструктор - М.К.Горшков, ведущий конструктор - Г.А.Мангаев. Тактико-техническое задание предусматривало создание эскадренного спасательного судна пр.537 ("Осьминог") несущего спасательные и рабочие подводные аппараты. Строительство судна предполагалось на Ново-Адмиралтейском ССЗ (г.Ленинград). По состоянию на 1970 г. технический проект судна-носителя не завершен, в разработке только эскизный проект. В конце 1969 г. принято решение о модернизации в качестве носителя аппаратов "Поиск-2" судоподъемного судна "Коммуна" постройки 1915 г. Модернизацию планировалось вести на Севастопольском морском заводе.

В результате работ по ОКР "Осьминог" создано спасательное судно пр.05370 "Эльбрус" (второй корабль проекта - "Алагез). В качестве штатных кораблей-носителей использовались спасательные суда пр.05370, пр.05360 и 05361. СС "Алагез" пр.05370 вошел в состав Тихоокеанского флота в 1989 г. Корабль несет на борту комплекс длительного пребывания и работы водолазов-глубоководников, два вертолета Ка-27ПС, оборудован системой динамического позиционирования над затонувшим объектом.
ТТХ пр.05370:
- водоизмещение - 13500 т
- скорость хода - 22 уз
- автономность - 90 сут
- количество глубоководных аппаратов - 5


Спуск глубоководного аппарата АГА-6 "Поиск-2" пр.1832 с судна-носителя на воду (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


Спасательное судно "Алагез" пр.05370, фото не позже 2009 г. (фото из архива Vitalicus, http://fotki.yandex.ru).


Спасательное судно-носитель "Алагез" и аппарат АС-27 типа "Поиск-2" в трюме "Алагеза", Тихоокеанский флот, 2010 г. (авторы фото - Ezh и Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Статус : СССР
- 1976-1978 г.г. - аппарат АГА-6 использовался в экспедиционных походах по глубоководным исследованиям каньонов в восточной части Черного моря. Были обследованы каньоны: Бурун-Табийский - до глубины 402 м, Чорохский - до глубины 1142 м, Рионский - до глубины 313 м и Супсинский - до глубины 192 м. Обследовались затонувшие суда и подводные объекты.

1979 г. - заводские и государственные испытания первого серийного аппарата "Поиск-2" АС-8 проходили на судне «Михаил Рудницкий».

1986 г. - на ЛАО в строительстве 2 серийных образца глубоководных аппаратов "Поиск-2".

1988-1989 г.г. - флоту сданы 2 аппарата пр.1832 - АС-24 и АС-27.

Реестр аппаратов пр.1832:

№пп Наименование Завод Заводск.№ Закладка Спуск на воду Сдан ВМФ
01 опытовый АГА-6 Ново-Адмиралтейский завод, ответственный сдатчик - Гертик Ш.Ш. 01650 31.03.1970 г. сентябрь 1973 г.
25.12.1975 г.
02 серийный головной АС-8 01651 16.05.1975 г. 08.05.1979 г. 29.12.1979 г.
03 серийный АС-24 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01663 12.02.1985 г. 10.12.1988 г. 31.12.1988 г.
04 серийный АС-27 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01671 30.10.1986 г. 09.11.1989 г. 31.12.1989 г.

Источники :
Самко Ю.Г. Подводные аппараты ВМФ СССР и России. // Тайфун №3 / 1999 г.
Форумы "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru , 2011-2012 г.г.
Шанихин Е.Н. Глубоководные аппараты. Вехи глубоководной тематики. М., "Техника-молодежи", 2003 г.
Штурм глубины. Сайт

России в 2016 году модернизирует уникальное спасательное судно «Алагез», которое в 1990-е годы чуть не отправили в утиль. Спасательное судно «Алагез» проекта 537, шифр «Осьминог», построили еще во времена СССР в украинском городе Николаеве.

Предназначение этого судна — спасение экипажа потерпевших аварию кораблей, поиск затонувших подводных лодок, а также обеспечение глубоководных испытаний и выполнение многих других важных задач.

Закладка корабля состоялась 29 ноября 1979 года, и почти через 10 лет судно вошло в состав Военно-морского флота. С января 1989 года оно служило на Черноморском флоте, а в сентябре 1993 года вошло в состав Тихоокеанского. В 1990-е годы планировалось списать судно на металлолом. Сообщалось, что катастрофа с затонувшей подводной лодкой «Курск» в августе 2000 года стала одной из причин решения в пользу восстановления «Алагеза», который уже начали «разбирать». По данным СМИ, к 2010 году корабль снова мог работать по назначению.

В течение 2016 года, согласно заявке военного ведомства, планируется провести модернизацию и текущий ремонт средств поиска и спасения подводных лодок — спасательного судна «Алагез».

На модернизацию «Алагеза» Минобороны планирует выделить до 23 млн 674 тыс. руб.

Работы будут проводиться в районе Владивостока. Срок сдачи обновленного корабля — до 25 ноября 2016 года. Дата соответствует традиционному сроку окончания ежегодного исполнения гособоронзаказа.

Согласно информации, размещенной на сайте госзакупок, 5 мая заканчивается прием заявок на участие в аукционе на проведение работ. Традиционным исполнителем гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота в Приморском крае является владивостокский Центр судоремонта «Дальзавод», соответственно, конкурс является формальным.

Тем не менее примечательно, что в конкурсной документации подчеркивается, что проводящая ремонтные работы организация не должна быть связана с Турцией (находиться под юрисдикцией республики или контролироваться гражданами Турции).

«Целью выполнения работ является расширение функциональных возможностей поисково-спасательного оборудования спасательного судна «Алагез» путем модернизации оборудования», — уточняется в заявке Минобороны.

В частности, планируется поставить на корабль новые системы подводного освещения, освещения водолазного колокола и барокамер, дооборудовать системы проводной телефонной связи введением коррекции «гелиевой» речи (высокого тембра голоса аквалангистов, дышащих гелиево-кислородной смесью). Судно также оснастят новыми системами медицинского контроля и

системами видеонаблюдения и видеорегистрации — всего 11 цветных видеокамер различного назначения, три видеорегистратора и три видеомонитора.

Средства подводного освещения должны обеспечивать видимость подводных объектов на расстоянии не менее 3 м при прозрачности воды по белому диску не менее 10 м.

В начале 2016 года сообщалось, что спасательное судно «Алагез» находится на пирсе , где на его борт погрузили новейший глубоководный батискаф «Бестер-1», который будет выполнять задачи до прибытия на Тихоокеанский флот новейшего спасательного судна « ». По плану «Игорь Белоусов» начнет межфлотский переход на ТОФ в конце мая — начале июня. Аппарат «Бестер-1» способен погружаться на глубину до 700 м. В числе его особенностей — новейшие системы управления аппаратом, точность его позиционирования и навигации на глубине, новая система наведения, посадки и крепления к аварийной подводной лодке, а также новая камера стыковки к аварийному выходу из подводной лодки, через которую можно будет эвакуировать людей при крене до 45°.