Для детей        02.06.2023   

Конспект занятия «Русские народные праздники. Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (4 класс) Урок какие праздники мы знаем

Логузов Сергей Александрович

учитель истории

ГБОУ СОШНО № 388 г. Москвы

Тема: «Государственные праздники Российской Федерации».

Цель занятия:

Формирование гражданского мировоззрения учащихся через обращение к памятным датам государства Российского, к государственным праздникам, посвященным Конституции РФ, символике РФ;

Патриотическое воспитание на основе изучения исторического прошлого России, яркие страницы которого отразились в государственных праздниках;

Основные понятия: праздник, государственный праздник, государственная символика, дни памяти, дни воинской славы.

План занятия:

I . Понятие «государственный праздник».

II . Памятные даты России.

III . Дни воинской славы.

IV . Дни памяти.

Фронтальная беседа:

1.что означает понятие «праздник»?

2.какие праздники вы знаете?

3.чем они отличаются друг от друга?

4.какие праздники являются любимыми?

I . Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник – есть свободное время. Праздник – день торжества, установленный в четь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.

Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника – социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.

Типология праздника разнообразна: народные (национальные); религиозные, профессиональные, международные, государственные.

Цель государственных праздников – сплочение граждан вокруг официальных лидеров на фоне знаменательных дат, событий; деть возможность почувствовать себя частицей общности «народ»; ощутить сопричастность к важным историческим вехам. Для праздников характерна обрядность.

Обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий.

Какие современные обряды вы знаете? (свадебный обряд, посвящение в студенты, торжественная присяга воина)

Для государственных праздников, существующих в России сегодня характерно сочетание тех, которые остались в наследство от предыдущих периодов и новых, вызванных в жизни обретением страной суверенитета и изменением общественно-политического строя. Это восемь национальных праздников:

День независимости России – один из самых «молодых» государственных праздников в стране. В 1994 году первый президент России Б.Н. Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение – День принятия декларации о государственном суверенитете России. Сам документ был подписан четырьмя годами ранее на первом съезде народных депутатов РСФСР, в условиях, когда бывшие республики советского союза одна за другой становились независимыми. Именно 12 июня страна обрела первого всенародно избранного президента.

4 ноября – День народного единства. В ноябре 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от поляков. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романовича, первого русского царя династии Романовых.

Согласно православному церковному календарю, в этот день отмечается «Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляк (в 1612 года)».

Что вы знаете о Дне защитника Отечества, дне Победы?

Почему эти дни особо чтимы?

II .Памятные даты России.

Памятные даты – это официально установленные памятные даты, которые отмечены в истории России.

Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №320-ФЗ ст. 1.1 установлены следующие памятные даты:

15 февраля – день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля – годовщина вывода советских войск из Афганистана).

12 апреля – день космонавтики (12 апреля 1961 полет первого человека в космос Ю.А. Гагарина, 108 мин. на орбите).

22 июня – день памяти и скорби. Начало Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

29 июня – день партизана и подпольщика (партизанское движение внесло огромный вклад в Великую Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Огромную роль сыграли партизанские отряды в разгроме войск Наполеона в 1812 году).

28 июля – Крещение Руси (988 год князь Владимир крестил Русь. Киевская Русь вошла в европейскую христианскую цивилизацию).

22 августа – день государственного флага РФ (праздник был учрежден на основании Указа президента РВ в 1994г. В 1991 22 августа правительство только что созданного нового государства приняло указ о том, что за государственные флаг принято считать «полотнище из… белой, лазоревой и алой полос». Флаг стал заменой советского красного флага с серпом и молотом).

3 сентября – день солидарности в борьбе с терроризмом (в память о трагических событиях 1-3 сентября 2004 года в Беслане).

9 сентября – день героев Отечества в России (в 11769 году Екатерина II издала указ об учреждении высшей воинской награды Св. Георгия).

12 декабря – день конституции РФ (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

III . Дни воинской славы.

Дни воинской славы – военные праздники. Установлены в ознаменование побед российских войск. Которые сыграли решающую роль в истории государства.

11 сентября – день победы русской эскадры у мыла Тендра под командованием контр-адмирала Ушакова – 1790 год.

21 сентября – Куликовская битва 1380 года. Разгром Дм. Донским войска хана Мамая.

4 ноября – день народного единства и день празднования казанской иконы Божией Матери.

7 ноября – день военного парада на красной площади 1941 года в период Московской битвы.

1 декабря – день победы русской эскадры у мыса Синоп под командованием Нахимова.

5 декабря – начало контрнаступления советских войск под Москвой в 1941 году

24 декабря – взятие турецкой крепости Измаил под командованием Суворова в 1790 году.

Вспомните ещё дни воинских побед не вошедшие в этот перечень?

(27 июня 1709 – Полтавская битва, 19 ноября 1700 – Нарвское сражение, 5 апреля 1242 – ледовое побоище)

IV . Особые страницы календаря занимают дни памяти. Дни памяти устанавливаются в четь выдающихся дат и знаменательных событий в мировой истории или истории России.

27 января – день памяти жертв Холокоста (установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года).

Второе воскресенье сентября – день памяти жертв фашизма.

15 декабря – день памяти журналистов, погибших при исполнении служебных обязательств.

V . Подведение итогов.

Памятные даты календаря сопровождают общественную и личную жизнь человека. Мы вспоминаем о них на уроках истории. О государственных праздниках напоминают флаги на улицах города. Государственные праздники являются нерабочими днями календаря. А знание содержания праздника свидетельствует об эрудиции человека, его гражданской позиции.

Использованная литература:

1.Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные символы России., М., 2011.

2.Захарова Е.Н. Преподавание вопросов конституционного права в курсе обществознания и истории// О преподавании обществознания в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. Под редакцией Буряковой В.В. и Козленко С.И., М; МИОО, 2010.

3.Календарь знаменательных дат на 2011-2012 учебный год//Вестник московского образования, №14., 2011.

4.Конституция Российской Федерации.

5.Сергеева В.П. Методологические основы духовно-нравственного воспитания//Вестник московского образования, №14.,2011.

Аксана Романова
Конспект занятия «Русские народные праздники»

Конспект занятия по теме

«Русские народные праздники » .

Чернышова Аксана Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Дом детского творчества» г. Сосногорска

Объединение : ансамбль русской народной песни «Молодая канарейка»

Форма проведения : командный конкурс

Цель : Приобщение детей к истокам русской культуры .

Задачи :

-в обучении : повторение и закрепление знаний по программе «Молодая канарейка» по теме «Русские народные праздники » ;

-в развитии : развитие творческих и музыкальных способностей;

-в воспитании : воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в группе, радоваться успехам других.

Оборудование : музыкальный центр, мультимедийный проигрыватель, экран, ватман, цветные карандаши, фломастеры, жетоны, чистые листы бумаги, шариковые ручки, 4 пустые коробки из под обуви, 6 отрезков цветной ткани шириной 7 см. и длинной 5 метров,

Ход занятия:

Введение.

Есть ещё в России не во многих, но в некоторых местах : в посёлках, сёлах, деревнях - необыкновенные островки жизни, где сохранились старые крестьянские обычаи, старинные праздники , обряды и, конечно песни.

Если в праздниках сокрыта душа народа , то в праздничные дни она и раскрывается. К народным праздникам относятся - обряды , хороводы, песни и игры - это сильнейший источник к познанию народной жизни . В числе традиционных народных праздников являются - Святки и Масленица, Красная горка и Семик, Воздвиженье и Рождество Христово и многие другие праздники . И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Русский народ сохранил и продолжает отмечать очень много праздников не только потому , что широк душою, но и потому, прежде всего, что богат своей историей, своими корнями, традициями.

Сегодня у нас необычное занятие на тему «Русские народные праздники » . Мы разделимся на команды и посмотрим, чья команда больше знает об обрядах, песнях, традициях.

(дети делятся на две команды методом жеребьёвки)

Прежде чем перейти к конкурсным заданиям, вам надо придумать название команды и выбрать капитана команды.

Наш конкурс будет проходить по турам. Ну что, готовы?

Сейчас будут звучать природные звуки, а вы, попробуйте отгадать, какое время года они напоминают.

(звучат звуковые эффекты осени - дождь, ветер, крик птиц, улетающих на юг и т. д.)

Конечно же - это осень.

Мы открываем первый тур «Осенние праздники » .

Блиц – опрос.

Чья команда быстрее поднимет руку или табличку и ответит правильно, получает 1 жетон, если команда ответила не правильно, то право ответа переходит к другой команде.

К каким праздникам относятся эти выражения :

1.«Они мочили лён, сушили, трепали, ткали, сучили нитки, верёвки» (Бабье лето)

2.«Колесом дорога!» (Куприянов день)

3. Какой праздник встречает осень на третий раз? (Воздвижение)

4. Этот праздник является днём ремесленников. (Кузьминки)

5. Какой праздник отмечают 1 сентября по старому стилю и 14 сентября по новому? (Семёнов день)

6. «Не меня ль, молоду, замуж снаряжает?» (Покров)

Молодцы! А когда отмечают Покров Пресвятой Богородицы? Правильно, 14 октября, в этот день играли свадьбы.

Второе задание этого тура – музыкальное (за это задание команда получает 5 жетонов)

Каждой команде я задам вопрос, а вы должны угадать о какой песне идёт речь, и, конечно её исполнить артистично и эмоционально.

Вопрос 1 команде : В какой свадебной песне молодой парень сватает девушку? («Вьюн на воде» ) исполняют песню (см. в приложение)

Вопрос 2 команде : В какой песне девушка наряжается для свадьбы? («А на море утица» ) исполняют песню (см. в приложение)

Молодцы! Спасибо за красивые песни. Перейдём к следующему заданию, оно будет одинаковым для обеих команд – написать на листке поговорки, которые относятся к осенним праздникам , и каким праздникам они относятся . На выполнение этого задания вам даётся 3 минуты. За каждую правильную поговорку – 1 жетон.

(дети под осеннюю песню выполняют задание)

(примерные ответы детей : «Щи да каша – пища наша» , «Прежде срока клюкву ягоду брать – тьме угождать» , «До Покрова осень, за Покровом зима идёт» т. д.)

Молодцы! Очень много интересных поговорок.

(Звучит звуковой эффект – метель, вьюга)

Как вы думаете, какое время года сейчас звучит? (дети отвечают)

Конечно же - это зима. Переходим ко второму туру «Зимние развлечения» .

А какие народные зимние праздники вы знаете ? (отвечают)

В ледяной карете мчится зимушка – зима,

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают скверы, парки снежной белезной.

И мороз возводит арки над тропой лесной.

Второй тур мы откроем аукционом знаний «Зимние забавы детей» . За каждый правильный ответ, команда получает жетон.

Нам надо узнать, какая команда начнёт аукцион, для этого я загадаю вам загадку, и какая команда первая ответит, та и будет отвечать первой.

В белом бархате деревня-

И заборы, и деревня.

А как ветер нападёт.

Этот бархат опадёт. (Иней)

(примерные ответы детей : - катались на санках; - катались на лыжах; - катались на коньках; - толкали друг друга в снег; - играли в снежки; - строили снежные фигуры и т. д.)

Молодцы! Очень много зимних уличных забав. Сейчас мы тоже с вами поиграем в игру, которая называется «Конькобежцы» , за победу в конкурсе команда получает 1 жетон.

(игра «Конькобежцы» )

Весело поиграли! Молодцы! Присаживайтесь на места.

Мы знаем, что уличные забавы детей проходили на свежем воздухе, но были ещё и домашние детские забавы, проводились они в больших домах и назывались посиделками. Посиделки были спокойными и тихими, весёлыми и шумными. На посиделках вязали, шили, мастерили, играли, пели песни, плясали. У меня есть очень интересное задание – каждая команда сейчас свяжет коврик своими руками.

(каждой команде выдаются 3 длинные нарезки цветной ткани шириной 7 см. и длинной 5 метров, один участник держит три отрезка, другие участники 3 чел. заплетают «косичку» переплетаясь между собой, «косу» затем передают следующим участникам команды, чтобы те свернули в «кружок» и закрепили коврик маленькими отрезками ткани)

Молодцы! Справились обе команды на отлично! Каждая команда получает по 5 жетонов.

И последнее задание в этом туре – частушки – нескладушки. (приложение)

Каждый участник команд выбирает не глядя себе частушку, всем одевают косынки и сарафаны. Частушку надо исполнить артистично и эмоционально. Каждый участник исполнивший хорошо частушку получает 1жетон, после исполнения частушек участники команд вкладывают все жетоны в коробку своей команды.

Молодцы! Повеселились от души!

Переходим к третьему туру «Масленичная неделя»

(звуковые эффекты тройки лошадей)

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных!

На Руси широко праздновали масленицу , недаром в народе сохранились такие поговорки : «Не житьё, а масленица» , «Не всё коту масленица» , «Это масленица идёт, блин да мёд несёт» .

Первым заданием в этом туре будет для капитанов команд. Капитанам выдаются карточки с заданием – соединить линиями дни недели с проводимыми в этот день праздником . Выдаётся 1 жетон за каждый правильный день недели.

Понедельник разгул

Вторник тёщины вечерни

Среда прощёный день

Четверг встреча

Пятница золовкины посиделки

Суббота лакомка

Воскресенье заигрыши

Капитаны с заданием справились и принесли своей команде жетоны.

А сейчас, переходим к заданию «Вопрос сопернику» , каждая команда составляет вопрос противоположной команде на тему масленица, и конечно же должна знать правильный ответ, на это вам даётся 3 минуты.

(задают - отвечают)

На масленицу пели масленичные песни. Командам предлагается вытянуть не глядя табличку с названием масленичных песен (например : «Мы масленую дожидали» , «Горшок на колу телюпается» , «Ай, да масленица» , «Свети, свети солнышко» ). Каждая команда исполняет артистично и эмоционально песни.

Молодцы! Аж на сердце тепло стало!

(звуковые эффекты – птицы, ручьи, шелест листьев и т. д.)

Переходим к последнему четвёртому туру «Весна – красна тёплое летице!»

Блиц – опрос

1. На какой праздник птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает? (Благовещение)

2. В этот весенний день идёт усиленное сватовство, и проходят свадьбы. (Красная горка)

3. Какого числа отмечают праздник Пасха ? (Каждый год по-разному)

4. Как называются короткие весенние песенки? (Веснянки)

Молодцы! И последнее задание всей нашей конкурсной программы – нарисовать весенний рисунок на любую пройденную тему, затем противоположная команда должна угадать, что за праздник изобразили соперники. За полный правильный ответ команда получает 5 жетонов. На создание рисунка вам даётся 5 минут.

(демонстрируют, отвечают)

Молодцы! Очень красивые получились у вас рисунки. На этом конкурсные задания закончились. Подсчитаем жетоны.

(подсчитывают, объявляют победителей, награждения.)

Я благодарю всех, кто принял участие в нашем командном конкурсе. Видно, что все очень старались! И как сказал французский педагог Пьер де Кубертен : «Главное не победа, а участие!» . Поздравляю всех!

А русская пословица гласит : «Не красна изба углами, а красна пирогами!» . Я всех приглашаю за стол!

(Чаепитие)

Приложение

Частушки

Сидит заяц на березе

При калошах, при часах.

Я спросила : - Сколько время?

Не женатый, холостой.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе -

Умирает со смеху.

На дворе стоит телега,

И подсолнухи грызет,

А корова губы дует :

Никто замуж не берет!

Мне сказали на базаре :

Рыба ходит в сарафане.

Полно хвастать, полно врать :

Как она будет шагать?

Я с высокого забора

Прямо в воду упаду,

Ну кому какое дело,

Куда брызги полетят!

Ходи, хата, ходи, хата,

Ходи, курица, хохлата,

Ходи, сени и порог,

И сметана, и творог.

Кабы, кабы да кабы,

На носу росли грибы,

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

Мы с миленочком гуляли

Возле нашего пруда;

Нас лягушки напугали -

Не пойдем больше туда.

«Вьюн на воде»

1. Вьюн на воде- 2 р.

Растилается- 2 р.

2. Молодец у ворот – 2 р.

Увивается – 2 р.

3. Просит своё – 2 р.

Своё суженое,

Своё ряженое.

«А на море утица»

1. А на море утица, что купалыся,

На море касатыя полоскалыся.

2. А в тереме Манечка собиралыся,

В тереме молодая наряжалыся.

3. Надею я платьице, да венчальныё,

Надею я платьице, да венчальныё,

«Мы масленую дожидали»

1. Мы масленую дожидали,

Ой, дожидали, люли, дожидали.

2. Пивом (ы) горку поливали,

Ой, поливали, люли, поливали.

3. Сыром (ы) горку посыпали,

Ой, посыпали, люли, посыпали.

4. Стань наша горка покатлива,

Ой, покатлива, люли, покатлива.

«Горшок на колу телюпается»

Горшок на колу телюпается,

Иван к Марье набивается,

Телюпал, телюпал, не разбился,

Иван к Марье не набился.

Масленыя счастливыя,

Протянись до Велика дня!

«Ай да, масленица»

Ай да, масленица кривошейка,

Встретим тебя хорошенька,

Сыром, масло да яйцом

И румяным калачом.

«Свети, свети солнышко»

Свети, свети солнышко,

Чтоб нам было тёпленько.

Ай люли, ай люли.

Под хатою сидючи,

Ломтик хлеба держучи.

Ай люли, ай люли.

Песенки спеваючи,

Весну закликаючи.

Ай люли, ай люли.

Литература

1. Жемчужины народной мудрости : Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки / Сост. Г. Н. Тубельская, Е. Н. Новикова, А. Э. Лебедева; Предисл. А. Э. Лебедевой; Худож. В. И. Сидоренко. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» , 2000. – 560 с.

2. Литературно - музыкальный альманах № 3, , часть первая : Зима, весна. ЗАО РИФМЭ «Молодёжная эстрада» , Запись, нотация, составление фольклорного материала; литературная обработка сказок, сценарии Г. М. Науменко, 1999. – 176 с.

3. Литературно - музыкальный альманах № 4, Народный праздничный календарь , часть вторая : Лето, осень. ЗАО РИФМЭ «Молодёжная эстрада» , Запись, нотация, составление фольклорного материала; литературная обработка сказок, сценарии Г. М. Науменко, 1999. – 128 с.

4. Народные обряды составитель Латышева Т. П. Смоленск 1995. – 48 с.

5. Панкеев И. А. Русские праздники . – М.: Яуза, 1998. – 256 с.

6. Панкеев И. А. Русские праздники . – М.: Яуза, 1998. – 240.

7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники «Сфера» , 2001. – 144 с.

8. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Летние праздники , игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера» , 2000. – 128 с.

9. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Осенние праздники , игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера» , 2001. – 128 с.

10. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях . – М.: Айрис – пресс, 2003. – 208 с.: ил. – (Первые шаги)

Дать представление о праздниках, которые отмечают в зимние месяцы;

Познакомить с историей праздников, их особенностями, обычаями и обрядами, связанными с зимними праздниками;

Расширить представление учащихся о культурном наследии;

. работать над развитием речи;

Продолжить воспитание чувства любви к родному краю;

Развивать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

Уметь различать государственные и церковные праздники;

Знать особенности зимних праздников;

Формировать интерес к самостоятельному поиску материала.

Оборудование: кластеры, запись колядок, репродукции картин, зашифрованный квадрат, видеозапись мультфильмов, маленькая новогодняя елка, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию темы

Учитель читает стихотворение И. Сурикова "Зима".

О каком времени года идет речь в стихотворении? (О зиме)

По каким признакам вы определили, что это зима? (Снег, короткие дни, солнце мало греет)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

Как вы могли бы описать зиму? (холодная, снежная, красивая, волшебная, нарядная, праздничная)

Зима дарит нам не только чудо преображения природы. Зима - еще и веселое время года, потому что дарит нам много праздников. Вот о зимних праздниках мы сегодня и поговорим.

III. Объяснение новой темы

Итак, зима. Дни стали короче, и солнце уже совсем не пригревает, а светит тускло и уныло. Но мы как-будто не замечаем этого, потому что декабрь связан с самым торжественным и значимым праздником православных. Это Рождество.

Что вы знаете об этом празднике?

Какой это праздник - церковный или гражданский? Почему вы так считаете?

Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

Давайте разберемся с датами. В Европе Рождество празднуют 25 декабря. А в России - 7 января. Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

Что же такое Рождество? И чье рождение мы празднуем так празднично?

Считается, что в этот день в далеком городе Вифлееме родился Иисус Христос.

Показ отрывка из мультфильма "Рождество Христово"

Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.

Начиналось все накануне. День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает вся нечисть - черти и ведьмы, вампиры и русалки. Они празднуют последнюю ночь на земле, потому что с рассветом все должны будут исчезнуть.

Показ отрывка из мультфильма "Ночь перед Рождеством"

Раз ночь такая волшебная, и черти пляшут, и ведьмы летают, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

Знаете ли вы, что такое колядки?

Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в черта, кто в козла, кто в ведьму. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

Словарная работа :

Колядки - задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

1) Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

2) Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!

Звучит запись песен-колядок.

Оформление кластера: Сочельник (день перед Рождеством, угощение, подарки, колядки)

После Сочельника наступал великий церковный праздник - Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать - считалось, что это привлечет неудачу.

С Рождеством связаны и другие традиции.

Работа по картине

Посмотрите на картину:

Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке)

Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка - не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.

Зимой мы празднуем еще один праздник, который по праву читается самым веселым и самым любимым.

Посмотрите на таблицу:

Сможете ли вы догадаться, что в ней зашифровано?

Зашифрована фраза "С Новым Годом!"

Любите ли вы Новый Год?

Как вы отмечаете этот праздник?

Какие традиции, связанные с самой волшебной ночью в году, вы знаете?

Новый год празднуют 31 декабря, потому что, согласно нашему календарю, с 1 января начинается отсчет уже другого года. Но так было не всегда. Давным-давно на Руси начало нового года отмечали 1 сентября. А еще раньше, в Древнем Риме начало года отмечали 1 марта. А декабрь был всего лишь десятым месяцем. Отсюда и его название: "decem" в переводе в латинского означает "десять".

Все переменилось в 1700 году. Император российский Петр I издал указ, что начало нового тысячелетия будут отмечать именно с 1 января. В Указе же было отмечено, как следует праздновать этот день.

Указ:

"1 января украсить улицы ветками еловыми и сосновыми. Учинить стрельбу из пушек, пускать ракеты и палить из мушкетов, зажигать огни и в веселии поздравлять друг друга с началом нового века".

В начале ХХ века в России запрещали праздновать Рождество. И постепенно этот церковный праздник сменил праздник гражданский - Новый год. Тоже украшали елку, только звездочка на елке стала красной - как та, что горит на главной башне Кремля в Москве. Также стало принято дарить подарки, готовить угощение.

И появился очень веселый персонаж, без которого Новый год сейчас трудно и представить. Вы уже догадались, о ком идет речь?

(Это Дед Мороз)

Есть у него и славная помощница. Кто это?

(Снегурочка)

Чем же заняты Дед Мороз и Снегурочка на Новый год? (дарят подарки, зажигают елочку, веселят детей)

Показ отрывка из мультфильма "Маша и медведь: Раз, два, три, елочка-гори!"

Давайте вместе споем песенку про Деда Мороза.

Поют песню "Дед Мороз, что ты нам принес".

IV. Закрепление темы

У нас тоже есть ёлочка. Я украсила ее хлопушками. Но каждая хлопушка особенная: в них спрятаны вопросы, на которые вы должны ответить.

Учащиеся по очереди снимают шары и отвечают на вопросы.

Вопросы:

Что такое колядка?

Назовите самый главный церковный и гражданский зимний праздник.

Когда отмечают Сочельник?

Откуда пришла традиция наряжать ёлку?

Расскажите стихотворение про Новый год.

V. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

О каких зимних праздниках вы хотели бы узнать больше?

Что было непонятно?

VI. Домашнее задание

Выучите стихотворение на выбор (про Рождество, колядку или про Новый год)

1.Первичное чтение текста на с. 133-135.

2.Вторичное чтение абзацев с описанием религиозных праздников народов, используя приём «жужжащее чтение» с заданием:

-выберите в абзацах и подчеркните карандашом:

Названия христианских праздников

Праздники мусульман - - - - - - -

Праздники буддистов - . - . - . - . - .

-А теперь заполним правую часть таблицы «религиозные праздники»

В 988 году на Руси на смену язычеству(вера в богов природы) пришла новая вера – христианство. Люди, жившие много лет назад, верили, что придёт на Землю Спаситель и поможет им жить лучше. Сначала люди рассказывали об этом устно, а потом составили книгу Евангелие, что в переводе с греческого означает «добрая весть». В Евангелии говорилось, что отцом Иисуса был всесильный Бог, Создатель Земли и всего, что есть на ней. Решил Бог послать своего сына Иисуса на Землю. В маленьком городе Назарете (ныне государство Израиль) жила девушка Мария. Она была обручена с Иосифом. Однажды она увидела Архангела Гавриила, который сказал, что Мария по велению Бога родит необыкновенного ребёнка, призванного спасти Мир. Это будет Иисус Христос. (Христос - божий избранник). Так и случилось. Дева Мария родила ребёнка в пещере вблизи города Вифлеема. В честь этого события каждый год верующие христиане 7 января празднуют День рождения Христа – Рождество Христово.

Евангелие рассказывает о многих чудесах Христа, о его смерти и чудесном воскресении. Иисус был схвачен, посажен в темницу, потом распят на кресте. Так Иисус принял смерть. Слайд 5.

На третий день после распятия Христос воскрес и вознёсся на небо. После этого крест для христиан стал священным знаком, его можно увидеть на куполах церквей, люди носят крестики на шее. Воскресение Христово знаменует праздник Пасху.

-Что вам известно о Пасхе?

-Ребята по группам получили задания и хотят рассказать о том, что узнали.

1 группа «Пасха».

Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвящённый исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило новый смысл «прехождение от смерти к жизни». На Руси праздник Пасха празднуется с 10 века.

-Что означают по вашему мнению слова – воскресение, Пасха, Иисус?

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Её определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило- это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.

Пасха- это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

-Что значит разговляться?

-Разговляться- вкушать скоромную пищу, освящённую в храмах куличи, пасхи, яйца. СЛАЙД 6.

-У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

КУЛИЧ – «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. Печётся он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу.

Пасха – символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница. Слайд 7.

ЗАГАДКА.

Красное катается – всему миру чудо оповещает. (пасхальное яйцо).

Яйцо - символ жизни. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир родился заново через Воскресение Христово. Слайд 8.

-Кто знает почему яйца чаще красят в красный цвет?

Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости.

На Пасху яйца красят в разные ц вета и дарят со словами «Христос Воскресе!» В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. В других странах этого нет.

-С давних времён к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это- «писанки» и «крашенки».

-«Крашенки»- это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей(луковой шелухи, листьев берёзы, дуба, крапивы, еловых шишек). Слайд 9.

-«Писанки»- яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров, орнаментов.

-Спасибо.

На партах раздаточный материал для самостоятельной работы.

-Давайте и мы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

ВЫСТАВКА.

-Какие игры с пасхальными яйцами вы знаете?

Слайд 10.

Игра «Пасхальный стол»

Задание: каждая группа из предложенных блюд выбирает те, которые обязательно должны присутствовать на пасхальном столе: крашеные яйца, творожная пасха, кулич, мясные блюда, кисель, фрукты, борщ, рыба. овощи, каша.

Выступление группы 2. «Масленица».

Самый весёлый праздник русского народа. Длится праздник целую неделю. Масленица- это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием весеннего обновления природы.

Масленицу в народе любили и ласково называли «касаточка», «объедуха»… Масленица – это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного, в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чём.

Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли символ солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни.

-Молодцы!

-Прочитайте самостоятельно текст с.136-137 «Семь дней Масленицы»

-Важнейшие праздники мусульман – это Рамадан- байрам(разговение) и Курбан – байрам(жертвоприношение).

Главная священная книга ислама- КОРАН. Буквально это слово означает «чтение вслух». В Коране говорится, что Богом, Творцом всего сущего является Аллах.

Что означает слово «ислам»? («покорность» законам Аллаха, подчинение его приказам и запретам). Аллах всё видит и всё слышит.

-Как называют приверженцев ислама?

-Какие два великих праздника определил Аллах для мусульман?

Праздник разговения наступает после священного месяца Рамадан, когда мусульмане соблюдают строгий пост на протяжении всего дня в светлое время суток.

-Что ещё вы узнали об этом празднике из учебника? СЛАЙД 11.

-А теперь. я вам расскажу о происхождении праздника жертвоприношения.

В давние времена человек по имени Ибрахим пообещал Богу принести в жертву своего сына Исмаила. Это была дорогая жертва. За эту преданность Аллах вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Мусульмане специально для принесения жертвы откармливают выбранное животное. Его владелец не скупится на угощение, обязательно накормит бедных и голодных.

-О каком любимом празднике буддистов вы прочитали?

-В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». СЛАЙД 12.

Конь ветра удачи – это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи» , освящённое в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома так, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Это мощная защита от несчастий и болезней, привлекает внимание и призывает на помощь божеств.

– Что необычного в традициях и обычаях других народов вас удивило?

– О чём вы никогда не знали?

– Назовите правила, которые надо соблюдать, чтобы жить в мире. (Уважать соседей, даже если они не похожи на нас.)

– Одинаковые ли правила были у народов в древности? Почему?

– Что же составляет культурное богатство всей России?

– Как, на ваш взгляд, должны относиться друг к другу люди разных культур?

Работа в группах.

Учитель предлагает разделиться на три группы, чтобы каждая группа сделала выводы по проблеме урока.

1 группа : О каких государственных и светских праздниках вы знаете? Назовите их как можно больше.

2 группа : Назовите важнейшие праздники христиан, мусульман, и буддистов.

3 группа : Какое событие легло в основу праздника Пасхи? Как издавна отмечали этот праздник наши предки?

После обсуждения представители каждой группы предлагают найденный вариант решения проблемы.







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: освоение учащимися этического смысла праздников традиционных религий России, формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с обычаями празднования в религиозных традициях мира (в иудаизме и христианстве);
  • познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
  • создать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Ожидаемые результаты урока.

  • Учащиеся закрепят знания о главных праздниках иудеев; узнают: какие праздники существуют у христиан.
  • Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
  • Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации,
  • чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, изобразительное искусство.

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения, фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников), карточки с названиями главных праздников иудеев и христиан, индивидуальные карточки-таблицами с основными религиозными терминами христианства.

Основные термины и понятия: Песах, Шавуот, Суккот, Ханука, Рождество Христово, Пасха, Вознесение, Троица, Крещение.

Ход урока

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

1. Организация деятельности учащихся (проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой)

Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.

2. Проверка результатов выполнения домашнего задания.

Вспоминаем названия главных праздников иудеев

Прочитайте слоги и составьте из них слова.

На доске:

Что они означают? (главные иудейские праздники)

Вспоминаем особенности иудейских праздников

Подготовленный ученик предлагает слайды с иллюстрациями к каждому иудейскому празднику и просит ответить по ним на вопросы.

Как называется это блюдо и когда иудеи его готовят? (Это мацу - пресные лепешки. Их готовят на Песах)

С каким событием в жизни евреев связана данная традиция? (Согласно Библии евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто. Поэтому напекли пресных лепешек.)

Что изображено на этом слайде? (Синагога, украшенная зелеными ветвями)

В какой день по традиции евреи так украшают свои священные сооружения? (В праздник Шавуот)

Да. В память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай.

Расскажите об этой праздничной традиции иудеев. (В праздник Суккот они должны построить шалаш - сукку и прожить в нем некоторое время).

Какой праздник дал название этому предмету? (Праздник Ханука. Это Ханукальный светильник.)

В первый день праздника зажигают 1 свечу, во второй - 2 и так до восьмого дня, в который зажгут все 8 свечей.

Как ведут себя присутствующие во время этого веселого праздника? (Они начинают шуметь, трещать специальными трещотками).

Этот веселый праздник называется Пурим.

Гимнастика для глаз

  • “Ленивые восьмерки” (нарисуйте глазами в воздухе в горизонт.плоскости “восьмерки” 3 раза),
  • “Зоркие глазки” (глазами нарисуйте 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против часовой стрелки),
  • “Стрельба глазами” (двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 3 раза)

3. Подготовка к восприятию нового. Сообщение темы и цели урока. (Запись на доске темы урока).

Работа со словами-символами

Подготовленный ученик предлагает найти в каждой строчке таблицы и подчеркнуть знакомые слова и понятия.

Напоминает уч-ся класса толкования данных слов.

Предлагает по вертикали найти слово, объединяющее все эти слова и понятия.

1. Евхаристия – главное богослужение, Благодарение.

2. Грех – непослушание человека Богу.

3. Крещение – это таинство вхождения в церковь.

4. Христос – сын божий.

5. Молитва - общение с Богом, разговор с ним.

6. Библия – священное писание христиан.

7. Завет – договор с Богом.

8. Икона – священное изображение Христа или святых.

9. Апостол – ближайший ученик Христа.

10. Алтарь – самое священное место в христианском храме.

11. Евангелие –книга о жизни Христа.

12. Церковь -христианский храм.

Найдите по вертикали слово, объединяющее все эти понятия.

Христианство - мировая религия, основанная на жизни, учении и воскресении Иисуса Христа.

Сообщение учителем темы и цели урока (на доске запись: “Праздники христианства”)

Как вы думаете, о чем сегодня вы узнаете.

II этап. Основной (информационно-аналитический)

1. Комментированное чтение статьи из учебника (о праздниках христианства, с.63-64).

Чтение 1 абзаца

Как называются главные праздники христиан? (Рождество и Пасха или Вознесение Христово). Перечитайте слова-названия и запомните, как они пишутся. (Уч-ся на доске выкладывают буквами эти слова).

Как верующие готовятся к этим праздникам (соблюдают посты). Как вы думаете, почему пост перед Пасхой называется Великим? (Великий - потому что самый большой по продолжительности, по строгости жизни он также считается Великим).

Чтение 2 абзаца

Найдите в тексте и прочитайте, как называется неделя перед Пасхой (страстная седмица). Как образовано слово “седмица”? Седмица - церковнославянское название недели.

На какой день недели всегда приходится Пасха? (воскресенье)

Как называется вся последующая неделя? Прочитайте. (пасхальная)

Чтение 3 абзаца

О каких христианских праздниках узнали? (о Вознесении и Троице)

(Уч-ся составляют слова на доске).

Как православные христиане объясняют название праздника Вознесения? (Христос взошел на небо и сел по правую сторону Бога Отца).

Что свершилось в день Пятидесятницы? (Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени.)

Как на Руси стали называть этот праздник? (Троицей)

Чтение 4 абзаца

Какой праздник имеет 2 название - Богоявление? (Крещение).

Когда христиане празднуют Рождество? А Крещение?

Как называется время (дни) между Рождеством и Крещением? (святки)

Чтение 5 абзаца

Физкультминутка

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

1. Работа с иллюстративным материалом и заданием рабочей тетради (с.65-66)

Задание 4

Найдите картинку, имеющую отношение к христианскому празднику. Выберите название этого праздника. Напишите его.

Расскажите с помощью этой иллюстрации о том, какое блюдо является главным на Пасху. Проверим свои знания, прочитав текст рубрики “Это интересно”.

Задание 6

Если бы вы получили задание нарисовать религиозный христианский праздник, что бы вы изобразили?

(Например, ...)

2. Работа с заданиями теста в информационном пространстве класса.

3. Задание на дом.

  • Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках иудаизма и христианства. Задай им вопросы.
  • Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
  • Задания в печатной тетради.
  • Творческое (по выбору).