Праздники        02.06.2023   

Когда можно оставлять ребенка одного. Как оставить ребенка одного дома и не переживать

Недавно, когда мой ребенок заболел, я была вынуждена остаться дома. Сначала я пыталась уговорить мужа прогулять работу, потом звонила вечно занятым бабушкам и дедушкам, а в заключении долго объясняла начальнику, что мне не с кем оставить больного ребенка, и я сегодня не смогу осчастливить коллег своим присутствием. Внимательно слушая мои телефонные дебаты, трехлетний карапуз ошарашил меня вопросом: "Мам, а когда я смогу остаться дома один, чтобы ты могла работать?"

Простой, на первый взгляд, детский вопрос поставил меня в тупик: действительно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Как подготовить малыша к этому важному событию? Как узнать, что ребенок морально готов несколько часов провести один и при этом не пострадать? Вопросы возникали один за другим, а ответа не было...

Какой он - вкус самостоятельности

Однозначного ответа на эти вопросы не существует: одни дети и в 4-5 лет могут заниматься в одиночестве и не нуждаются в постоянном внимании родителей, а других и в 12 лет страшно оставить без присмотра даже на несколько минут. Но, несмотря ни на что, приучать ребенка к самостоятельности все равно надо, только вот когда и как это делать.

По мнению психологов, многое зависит от характера и темперамента ребенка. Если вы не собираетесь опекать свое чадо до свадьбы, необходимо своевременно давать ему почувствовать вкус самостоятельности. Согласитесь, рано или поздно все равно настанет момент, когда придется выпустить повзрослевшего ребенка из-под своего крыла. И начинать лучше с 5-6 лет. Чем дольше вы будете контролировать каждый шаг ребенка, тем больше у него будет соблазнов натворить что-нибудь запретное, впервые оставшись в одиночестве.

Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно - гомеопатическими дозами, ведь даже опасный для жизни яд в маленьких дозах полезен. Человека, привыкшего к маленьким дозам яда, весьма сложно отравить этим самым ядом. Так и здесь - при умелом дозировании самостоятельности ребенок сможет почувствовать все прелести "взрослой" жизни и научится обходить подводные камни.

В любом деле главное - хорошая подготовка. Поэтому прежде, чем оставлять ребенка одного в квартире, немного потренируйтесь. В качестве разминки перед основным стартом предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии и не контролируйте каждый его шаг. Создайте так называемую видимость полной свободы и самостоятельности, определите несколько часов для себя ("мамин час"), когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка: "Давай сейчас каждый будет заниматься своим делом. А через час мы с тобой обсудим, что же мы успели сделать". В качестве тренировки, можно оставить ребенка одного, но при этом не уходить из квартиры: например, примите ванну или лягте спать. Создавая ребенку видимость своего отсутствия, вы учите его рассчитывать только на себя. В то же время и вам и ребенку спокойно. Благодаря таким тренировкам ребенок быстро привыкнет к вашему временному отсутствию и не будет каждую минуту обращаться за помощью к маме. Теперь можно переходить и к полной самостоятельности.

Отдельно стоит сказать о приеме пищи. Почаще разрешайте ребенку самому хозяйничать на кухне и не зовите его на все готовое. Пусть кроха сам нальет себе сок, сделает бутерброд и откроет йогурт. В выходной день позвольте ребенку самому приготовить завтрак: мама устала и хочет поспать. Спустя некоторое время вы увидите, что ребенок вполне ориентируется в кухонных ящиках и не умрет с голоду в ваше отсутствие. Даже если ребенок уже умеет пользоваться плитой, в одиночестве лучше этого не делать. На время отлучки оставьте в термосе готовую еду (например, котлету с картошкой). В 5-6 лет ребенок уже в состоянии аккуратно открыть термос, выложить его содержимое на тарелку и съесть. Если у вас есть микроволновая печь, еду можно разогреть в ней. Постарайтесь оставлять ребенку те блюда, которые он больше всего любит и ест с аппетитом. Могу сказать по собственному опыту, что если вы оставите ребенку ненавистную солянку, которую он и в вашем присутствии ест с отвращением, не сомневайтесь - он в лучшем случае спустит ее в унитаз и заверит, что все было очень вкусно. Именно так я поступала в детстве с блюдами, которые не вызывали у меня аппетита.

Первый раз - он трудный самый

Первый раз оставить ребенка одного дома и уйти - это все равно, что пройти по минному полю. Прежде всего, перестаньте нервничать. Даже если у вас на душе кошки скребут, и вы уже готовы все бросить и отказаться от этой затеи, держите себя в руках. Пока вы не поверите, что ребенок вырос и стал вполне самостоятельным, он так и будет прятаться за вашу юбку. Дети на расстоянии чувствуют психологический настрой матери, и если вы будете сильно нервничать, малышу тоже будет тревожно, а почувствовав ваше спокойствие и невозмутимость, ребенок с удовольствием примет новую увлекательную игру под названием "Один дома".

Не планируйте на первый день важных дел - все равно ничего не сделаете. Уже через секунду после того, как за вами захлопнется дверь, воображение начнет рисовать страшные картинки о том, что может случиться с ребенком в ваше отсутствие. Правильно говорят - первый раз он трудный самый. Когда моя коллега Лена первый раз оставила шестилетнюю дочку одну и уехала на работу, она за три часа выпила двенадцать чашек крепкого кофе, выкурила полпачки сигарет (при том, что она практически не курит), не сделала ровным счетом ничего и каждую секунду смотрела на часы, причем каждые двадцать минут Лена звонила домой, чтобы узнать, как дела. Но бодрый и довольный голос дочери ее не успокаивал, все три часа Лена вслух размышляла, чем сейчас занимается ее ребенок, и, надо сказать, ее фантазии были пострашнее любого фильма ужасов. Так продолжалось несколько дней. Постепенно Лена увеличивала время своего отсутствия на тридцать минут. И, спустя две недели, она уже перестала курить, хлестать кофе на нервной почве, а спокойно работала.

Начинать лучше с непродолжительных отлучек, например в ближайший магазин. За 20-30 минут ребенок не успеет совершить ничего ужасного, а лишь почувствует себя взрослым и самостоятельным. К 5-6 годам дети уже более-менее ориентируются во времени и умеют пользоваться часами. Перед уходом подробно объясните ребенку, когда вы вернетесь "Когда большая стрелка будет на цифре двенадцать, а маленькая на семи, я приду". И постарайтесь не опаздывать, ведь ребенок будет ждать вас. Если по возвращении вы застанете малыша испуганным и заплаканным, на некоторое время отложимте попытку приучения к самостоятельности. Значит, ваш ребенок еще морально не готов остаться в одиночестве. Попробуйте проиграть ситуацию в ролевые игры. Например, он - зайчик, а вы - мама-зайчиха. Мама зайчиха ушла за морковкой, а зайчик остался один дома. Пусть ребенок расскажет, чем зайчик будет заниматься, во что играть и чего он боится. Необходимо чтобы ребенок (в роли зайчика, мишки, и т.д.) проговорил все свои страхи несколько раз. Озвученные и проигранные страшные ситуации перестанут ребенку казаться таковыми. Спустя несколько недель вновь повторите попытку оставить ребенка одного.

Придя домой, постарайтесь не ругаться на малыша за устроенный им беспорядок. Любопытство - это совершенно естественное чувство (и вам оно тоже присуще). Все мы в детстве мечтали походить на родителей, стать такими же взрослыми и важными. Оставшись в одиночестве, дети, как правило, играют с "взрослыми игрушками", подражая родителям, и от этого никуда не деться. И если однажды, придя домой, вы обнаружите, что вся ваша косметика размазана на лице любимой дочери, шариковые румяна сын использует в качестве пулек для стрельбы, а карандашами от Диора вам подписали открытку, постарайтесь не упасть в обморок и не растерзать детей. Лучше оцените их находчивость. Я до сих пор удивляюсь терпению моей мамы, когда мы с подругой (по совместительству соседкой по коммунальной квартире), играя в индейцев, разрисовали себя безумно дорогой и дефицитной в то время польской помадой. А на ее вопрос: "Чем я теперь буду красить губы?" с детской непосредственностью предложили свою гуашь (нам тогда было по 5 лет, и это был первый раз, когда родители оставили нас одних). Постарайтесь проявить максимум терпения и тактичности. Если вы не будете сильно ругаться, ребенку быстро наскучит играть вашей косметикой, и он вернется к своим игрушкам. А на первое время уберите подальше те вещи, которые вам, действительно, очень жалко. Довольно скоро кроха перестанет тайком лазить по "запретным" шкафам, поняв, что ничего интересного там нет.

Когда вы убедитесь, что ребенок спокойно переносит получасовые отлучки, можно постепенно увеличивать время. Но если вам необходимо уйти на несколько часов, пообещайте позвонить, чтобы узнать, как у него дела. Вот увидите - после короткого телефонного разговора вам станет намного спокойнее. Но даже если ребенок нормально переносит ваше отсутствие, постарайтесь всегда возвращаться к тому времени, когда ребенку пора спать. Большинство детей нормально переносят часовые отлучки мамы, но засыпать в одиночестве боятся - это природный инстинкт: детям необходимо, чтобы родители оберегали их сон.

Очень важный инструктаж

Ребенок должен четко усвоить: есть вещи, которые делать нельзя, ни при каких обстоятельствах. Вот несколько наиболее распространенных "нельзя" (возможно, вы прибавите к этому списку несколько своих требований, главное - убедиться, что ребенок четко усвоил эти правила и не пытается тайком их нарушать).

Нельзя никому открывать дверь, даже если это пришла соседка. Причем это правило распространяется и на то время, когда родители дома. Входную дверь должны открывать только взрослые. Объясните ребенку, что у всех близких есть ключи от квартиры.

Нельзя по телефону незнакомым людям рассказывать, что он (ребенок) сейчас один дома, а мама придет только через 3 часа, и вообще не разрешайте ребенку вступать в продолжительные беседы с посторонними. Скажите ребенку, чтобы незнакомым людям он отвечал приблизительно так: "Мама сейчас очень занята и не может подойти к телефону. Перезвоните через 3 часа". В этом случае вы, во-первых, не заставляете ребенка врать, ведь мама, действительно, занята. А во-вторых, посторонним непонятно, что малыш находится дома один.

Нельзя ничего кидать с балкона и из окна. К окнам вообще лучше не подходить и не выглядывать на улицу. Даже если в квартире очень жарко, не оставляйте открытыми большие окна (даже если на них натянута сетка от комаров), исключение составляют маленькие форточки, до которых ребенок не в состоянии дотянуться. На окна лучше поставить специальные блокирующие задвижки, которые ребенок не сможет самостоятельно открыть.

Нельзя играть с электробытовыми приборами. Дети очень часто играют с включенным пылесосом, феном или безопасной бритвой.

Около телефона должны быть список "дежурных" номеров (ваш мобильный, папин, тети, бабушки, и т.д.), чтобы в случае экстренной необходимости ребенок знал, куда ему звонить. Не рассчитывайте, что ребенок наизусть знает все номера - в самый ответственный момент память может подвести. И обязательно объясните ребенку, в каких случаях надо срочно звонить и звать на помощь.

Тест на самостоятельность

  1. Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью.
  2. Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.
  3. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).
  4. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в "дочки-матери", больного и врача).
  5. В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки - их ломают практически все дети, это нормально).
  6. Ребенок умеет пользоваться телефоном.
  7. Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро "отходит" и прощает обиды.
  8. Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: "Я поступил плохо. Мама будет ругаться", "Я все сделал хорошо. Мама будет довольна".
  9. У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет.
  10. Ребенок непроизвольно соблюдает (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У "режимных" детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

Если хотя бы на 8 пунктов вы ответите "да", значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.

Обсуждение

Очень грустно читать такие стать вроде этой. какие в 6 лет попытки оставлять одного ребенка, ребенок в 6 лет уже в школу идет, а вы только термосы открываете и что то пытаетесь научить делать. скажите пожалуйста а как же детские садики и дошкольные учереждения как с ними быть? как там ребенка одно оставлять? вообщем самое обидное что вас читают и принимают ваши "мнения" на вооружение

01.11.2008 11:20:24, папа Сергей

У меня двое малышей. Дочери 8лет, сыну - 5. Несмотря на то, что дочь старшая, сын кажется намного самостоятельнее. Он подолгу может занимать себя не требуя внимания взрослых. Дочь же наоборот, постоянно контролирует нахождение в поле зрения папы или мамы. До сих пор стараемся не оставлять их одних. Был один случай, отлучился папа на 5 мин. (мама была на работе, а папа бегом за молоком во двор) младшему было 2 года, он спал крепким сном, а дочь увлеченно смотрела мультфильмы. Результат: Подойдя к двери по возвращении папа услышал дикий рев в 2 голоса. Судорожно отпер дверь. Дочь стоит в ванной, холодной водой смывает кровь с головы. До ванной кровавая дорога из гостинной. Младший тут же возле ванной, тоже в истерике. Оба ревут дико. Картина маслом из фильмов ужасов.Как было дело: только папа за дверь, сын проснулся, начал просить пить у сестры, она не поняла его или отвлекаться не хотела от мультиков. В руках у ребенка оказался стакан, довольно тяжелый. Многократно повторив просьбу сестре и не получив попить ребенок запустил стакан в ее сторону. На беду метко попал ей в голову в кровеносный сосуд.
Мы с мужем после этого случая заработали фобию, до сих пор боимся оставлять детей одних. Даже на короткое время.

У меня двое 4 и 2,5, оставить могу только на 10 минут пулей домой, если ооооочень надо в магазин, он на углу дома. У меня 2 страха: что они полезут на балкон, открывать уже старший может и что я могу застрять в лифте и тогда это затянется не на 10 минут. Очень редко оставляю, в основном везде с с собой таскаю.

22.05.2008 21:45:28, Катя

Поддерживаю мнение Насти, очень правильно. Оставляла ребенка одного один раз: он спал, и нужно было пойти купить молока и кефира (ему было 1,5 года). Я летела домой, как птица. Слава Богу, ничего не случилось, он продолжал спать, не проснулся, но мои чувства произвели на меня такое впечатление, что теперь мы везде ездим вместе (или со мной, или с папой, или с нами обоими). На вылазки и в гости, на отдых в Крым, - только вместе. Я знаю по себе, как для меня тяжела разлука с ним. Лично для меня. Дома действительно может случится что-то такое, с чем маленький ребенок сам не разберется. И будет очень обидно, стыдно, горько и старшно оттого, что, будь с ребенком взрослый, то ничего страшного вообще бы не случилось.

28.08.2006 13:59:57, Наташа

Дай Бог всем деткам терпения и удачи! Полностью согласна с Nastiy (отзыв от 7.3.2005)!

29.06.2006 22:35:42, Ольга

Yuliya, esli eshe chitaesh... Nam pyat i po chasam ne orientiruemsa. Probovala ostavlyat ego na 30 - 60 minut. 3 Raza. 2 iz nih normalno. Odin - nashla ves izrevelsa: "boyalsa svoyey teni", i "skuchal". Torchal iz okna (3 etaj), chtobi menya uvidet. Tokom proshiblo... NO Bog ubereg.

10.12.2005 00:59:11, Alenka

Меня очень волнует эта проблема. Моей дочке 6 с половиной лет. Оставить дома даже на 15 минуя я ее не могу, сразу начинается истерика. И даже когда мы вместе идем в магазин, а она на велосипеде то и возле магазина она не может быть одна. Зато во дворе с друзьями может играть часами и мама ей не нужна. Последняя попытка закончилась грандиозным скандалом и наказанием. Сама переживаю, что не права наказав дочь, но не смогла с собой справиться. Вроде договорились, что дочка покатается на велосипеде возле магазина, но только я прошла 10 шагов, как услышала такой крик, что подумала она разбилась. А ведь осенью ей в школу. Что делать не знаю, подскажите, ведь водить и забирать из школы у меня возможности нет, а все время просить бабушку....

28.04.2005 16:47:00, Наталья

Трудный вопрос, когда можно оставлять ребенка. Если бы не эти странные случайности, про которые некоторые авторы говорят, типа загорелась проводка и т.п., то оставлять-то можно, если ребенок нормально может посидеть-поиграть самостоятельно и никаких страхов не имеет. Я оставила сына 5 лет как-то на 2 часа. Но... если здраво поразмыслить, нехорошо это, если другие не знают, что ребенок дома один, и если ребенок не знает куда позвонить, если что случится. Я, например, поехала на машине, а вдруг она бы сломалась или случилась бы авария. Ребенок ждет вас к определенному времени, а вас все нет... Автор статьи совершенно прав, что ребенок должен: разговаривать по телефону, уметь открыть дверь и обратиться совершенно конкретно куда-то к соседям. Мы с братом вдвоем оставались с нашего первого класса. И что же, один раз у нас загорелась одежда на батарее, хорошо что я не растерялась и догадалась вытащить розетку и пихнуть одежду под воду. А потом мы все-таки побежали к маме в детсад, где она работала, чтобы все рассказать, мама конечно побежала домой, чтобы выяснить масштабы, а вдруг где-то потухший огонек. Был случай, когда мы уже были достаточно большие, но черт дернул, что-то кто-то из нас открыл дверь чужаку. Мы потом час - два умоляли дядьку уйти, и пока мама не пришла, дядька просил то воды принести, то еды... Хорошо что не хуже. Мама была в шоке, что мы открыли зная что открывать нельзя. Уж тут никто точно не помнит, почему мы с братом так оплошали.

Прочитала все рассуждения, есть много интересного о психологии, но НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК не написал, что в отсутствие взрослого дома может случиться что-то неподконтрольное - замкнет проводку например, начнется пожар Как вы думаете что ребенок сделает? Кинется маме звонить? Как бы не так, в 90% случаев он испугается и забьется под кровать или в шкаф и т.д. Мы себе оправдания ищем - надо в магазин, за больничным, не с кем оставить. А зачем оставлять объясните мне? Потому что неохота возиться с малышом? У меня детей двое, одному год, другому четыре. Если мне куда-то нужно, в магазин, аптеку или просто в торговый центр приспичило за каким-нибудь подарком например я беру их с собой. Неудобно? Чушь. Зато я спокойна. Да, приходится тратить не меньше часа, чтобы взять с собой кое-что необходимое, все предусмотреть: одежку младшему, попить и тому и другому, всех одеть и из дома выкатиться. Зато я знаю, что если что-то случится в квартире, то это произойдет без участия моих детей. Я согласна с правительствами цивилизованных стран. Ждать от малыша полной самостоятельности глупо, а если у некоторых родителей просто не хватает ума это понять - значит не нужно оставлять на их усмотрение решение о том, когда можно ребенка одного оставить.

Я оставляла дочку одну лет с 3-х: вначале на 5-10 минут (вынести мусорное ведро), потом - на 20-30 минут (она сама попросила что-то купить в магазине), теперь могу ходить почти каждый день по 1-1,5 часа - не боится, и думаю, что даже 2-3 часа просидит. Но вот насчет узнавания времени... Ей 5,5 лет, а все, что связано с часами пока еще темный лес. Интересно, мы одни такие, или все-таки еще рано по часам ориентироваться?

05.03.2005 16:10:06, Юлия

Я приучала дочку с 2,5 лет по необходимости - мы летом жили у бабушки, где мусор вывозит машина по часам и через день. Не вынес вовремя - твои проблемы. Минут по 5-10 это занимала. Потом я "выносила мусор", отлучаясь не на долго. Потом - в магазин, обещая обязательно сок или сырок...
Сейчас дочери 3,5 года. На 1 час я оставляю ее, но больше не получается. Ей становится страшно.

05.04.2004 15:10:51, Aнна

Я оставляла своего ребёнка одного дома с 1,5лет,ненадолго конечно(15-20мин.),и каждый раз приходя домой я заставала одну и туже картину:дома бардак,ребёнок весь грязный.Сейчас моей дочке 3года,но всё равно придя домой максимум уже через 1-1,5ч. я застаю тоже самое.Хотя когда я дома и мне хочется поспать или заняться чем-нибудь другим(стирка,глажка,уборка) дочь может самостоятельно покушать, поиграть,её в это время никто не контролирует и всё остаётся в порядке,но стоит только за порог как её самостоятельность не знает границ.

17.03.2004 14:02:30, Катерина

А в Америке, если оставишь ребенка одного дома (как сказал первый отзыв) до 12 лет, вас заберут куда следует, а там уже ждите выводов.

12.03.2004 00:51:43, Оля

Мне муж так сказал: сейчас (в 7 лет) не так страшно как раньше - маленькая была, и не так опасно, как лет в 15 - уже большая:) Мы не на долго оставляем с 5,5 примерно, правила поведения дочка знает, а чтобы не скучала, включаем мультики, или занимается чем-то интересным - рисует, лепит и т.д.

04.03.2004 15:10:46, Ирина Ли

менф приколол пассаж про кофе и сигареты: сначала я подумала, что мама оставила дочку одну, а она(дочка)выпила 20 чашек кофе и выкурила полпачки сигарет:) Меня только немножко удивило, как ребенок мог еще говорить после этого по телефону бодрым голосом:)

Вопрос, который волнует всех родителей – потому что всем хочется как можно раньше получить возможность хотя бы сходить в магазин, не говоря уж о более длительных отлучках...

Сайт сайт расскажет не столько о том, со скольки лет оставлять ребенка дома одного (потому что единого подходящего возраста нет и быть не может), сколько о том, как отследить момент, когда ваш малыш к этому готов.

Тут вопрос больше связан не с возрастом, а с психологической зрелостью. Если вы расспросите знакомых с детьми, то обязательно найдется как бесстрашная сторонница ранней которая скажет «А я своего с трех лет оставляю – и ничего!», так и «сумасшедшая мать», не решающаяся оставить без присмотра и десятилетку.

Нет такого возраста, когда нужно любой ценой научить ребенка сидеть дома одного, если вы видите, что он объективно не готов. Что же такое психологическая готовность?

  • Ребенок вменяемый и более-менее послушный (т.е. адекватно выполняет требования и просьбы, способен выслушать, запомнить и сделать то, о чем его попросили). Если же у него даже в обычной обстановке «в одно ухо влетает, в другое вылетает», и вы никогда не уверены, что он сделает то, о чем с ним поговорили – то нет никакой гарантии, что он будет без вас вести себя правильно.
  • У него не бывает беспричинных или спровоцированных необъективными причинами приступов паники, или других сильных эмоций, во время которых он слабо контролирует свое поведение. Маленькие дети могут действительно бояться оставаться одни, плакать и чувствовать сильный эмоциональный дискомфорт.
  • Его обычное поведение и поступки более-менее прогнозируемы, он редко творит явные глупости и странности.
  • Он способен самостоятельно обеспечить себе хоть минимальный бытовой комфорт – сходить в туалет, взять еду там, где ее для него оставили, одеться, если замерз, открыть форточку, если жарко, умыться, если испачкался, и т.п.

Что говорит закон о том, можно ли оставлять ребенка одного дома?

Закон строг – и в РФ, и в Украине нельзя оставлять без присмотра родителей или других ответственных взрослых (близких родственников, педагогов) детей в возрасте до 14 лет. В других странах мира этот возраст колеблется в диапазоне 12-16 лет.

Что это означает на практике?

Если с ребенком младше этого возраста что-либо случится во время того, как он находится один по месту фактического проживания, то это происшествие будет считаться результатом халатности родителей и нарушения ими закона, а не просто несчастным случаем.

Как подготовиться к тому, чтобы оставлять ребенка одного дома?

Мало выдать километровые инструкции в письменном виде и прочитать двухчасовую нотацию. Важно:

  1. Убедиться, что ребенок способен вести себя безопасно.
  2. Приложить максимум усилий, чтобы вокруг него не было потенциальных источников опасности.

Как это осуществить на практике? Перед тем, как оставлять ребенка по-настоящему одного дома, сделайте несколько пробных попыток:

  • Скажите, что уходите на определенное время (например, полчаса), но вернитесь якобы по непредвиденным обстоятельствам или за забытой вещью через пять минут. Посмотрите, что произошло за ваше отсутствие и чем занято ваше чадо.
  • Если есть возможность удаленного наблюдения за ребенком – отлично. Установите веб-камеру и посмотрите кино «Один Дома» с вашим дитём в главной роли, не отходя далеко от квартиры.
  • Во время пробной отлучке устройте проверку ребенку на одну из тревожных ситуаций, о которых вы его инструктировали. Например, в дверь звонит (попросите кого-нибудь из знакомых сыграть эту роль). Или знакомый – скажем, соседка. Как отреагирует малыш – по инструкции, или начнет импровизировать?

Но решая, можно ли оставить ребенка дома одного, все равно нельзя полагаться только на его послушание и ответственность. Сделайте сами все, чтобы минимизировать количество потенциальных источников опасности.

  • Уберите в действительно недоступное место ножи, ножницы, швейные принадлежности, спички и зажигалки, и т.п.
  • Если есть продукты, которых ребенку действительно категорически нельзя – спрячьте их, заприте или постарайтесь, чтобы ко времени вашей отлучки в доме таких продуктов не было. От гастрономических запретов дети действительно страдают больше всего и обычно искренне считают, что «если я съем маленький кусочек, будет незаметно».
  • Спрячьте подальше лекарства и алкогольные напитки. Не всегда, но иногда детям взбредает в головушки шальная мысль попробовать, а что же такого пьют взрослые.
  • Если вы не уверены, что ребенок хорошо умеет пользоваться плитой, включать и выключать водопроводные краны – лучше просто перекройте перед выходом вентиль газовой трубы и вентили на водопроводных трубах. Конечно же, оставьте при этом запас питьевой воды и воды «технической» (например, для мытья рук – в тазике), и какую-то еду, не требующую разогрева.
  • Боитесь, что чадо в отсутствие родителей забредет на какой-то не такой сайт в – отключите интернет или поставьте пароль на вход в компьютер. Только учтите, что посещение недетских сайтов может запросто состояться и в то время, когда ребенок дома не один…

Лучше всего – оставляя сына или дочь первый-второй раз в жизни одного дома, перед отлучкой вручите ему какой-нибудь подарок, который его наверняка займет: новый альбом для рисования, коробку пластилина, книжку… или хотя бы скачайте новую игру ему на планшет. У занятого новой вещью ребенка не останется времени и энтузиазма на шалости!

Родители понимают, что рано или поздно наступит тот момент, когда придется оставить ребенка одного дома. Не смотря, что это стресс, как для родителей, так и для ребенка, этот момент рано или поздно наступит. Остался открытым только вопрос, в каком возрасте лучше всего это сделать или как подготовить к этому ребенка?

Что говорят специалисты?

В этом вопросе мнения специалистов разделились. Но все же, большинство из них считает, что лучший возраст для самостоятельно проведения времени дома – это не менее 5 лет. Когда ребенок достигает этого возраста, ему уже можно объяснить, что родители сходят в магазин или съездят по делам, пока малыш поиграет в игру или посмотрит мультфильм.

Оставлять ребенка впервые надолго, не стоит, ведь малыш, который привык, что мама всегда рядом, будет переживать, ведь на него легла такая большая ответственность. Кроме того, родители не должны обещать ребенку какую-то материальную награду за то, что тот посидит дома сам. Чадо должно понимать, что родители ушли не развлекаться, а заниматься делами, при которых ребенок не должен присутствовать, а значит, он должен просто немного побыть дома один.

Когда начинать приучать ребенка к самостоятельности?

Как только ребенок стал самостоятельным и хорошо понимает, что такое можно и что такое нельзя, можно начинать оставлять его одного. Для этого необходимо убедиться, что ребенок ни в чем не нуждается, окружить его игрушками и объяснить по какой причине мама должна оставить ребенка одного. Обязательно необходимо оговорить временной интервал, после чего родители могут отправиться на выход, но не далеко, а за дверь. Первые несколько раз, оставляя ребенка, необходимо слушать, как долго ребенок может играть сам с собой, не находясь в поиске мамы и не находясь в поиске приключений. Если ребенок увлечен игрой, подобные эксперименты можно продолжать часто, увеличивая отрезок времени.

Когда родители отсутствуют. Но, если ребенок начал плакать, как только родители вышли за дверь, необходимо подождать несколько минут и вернуться в дом. Не стоит ругать ребенка, наоборот, его нужно обнять и сказать ему, что он молодец, что подождал маму или папу, даже не смотря на то, что он плакал. Нужно сказать ему, что в следующий раз он вовсе не будет плакать, а родители вернуться еще быстрее.

Почему ребенок наотрез отказывается оставаться один дома?

Самостоятельно ребенок не остается только по той простой причине, что родители не давали ему возможности научиться увлеченно, проводить время с самим собой. Когда ребенок с детства привыкает к тому, что мир крутиться вокруг него, он просто не готов к переменам и чтобы не старались делать родители, а истерики у ребенка будут. В таком случае можно посоветовать перетерпеть истерики, которые рано или поздно закончатся.

  • Это интересно —

Подводя итог, можно сказать, что лучше всего с детства учить ребенка проводить время с самим собой, кстати, для взрослой жизни это довольно-таки хороший навык. Человек, который умеет развлекать сам себя, всегда будет интересен для других, а потому, родителям вряд ли стоит переживать из-за того, что их ребенок учиться играть самостоятельно. А даже наоборот, необходимо сопутствовать этому процессу!

По этому поводу есть разные мнения. Очень часто возникают ситуации, когда родители отменяют свои дела, чтобы побыть с ребенком, так как его не с кем оставить. Есть сторонники детской самостоятельности. Сторонники противоположного мнения приводят свои аргументы: «поведение современных детей непредсказуемо - неизвестно, что придет им в голову», «вдруг ребенка кто-то напугает, ведь жизнь сегодня опасная». Но дети должны уметь оставаться некоторое время дома в одиночестве, не испытывая тревоги и страха.

В жизни бывают всякие ситуации, в которых ребенок должен уметь принимать решение сам, так как от этого решения будет зависеть исход события. Но не нужно впадать в крайности. Некоторые родители, взявшись учить ребенка самостоятельности, могут так переусердствовать, что получат прямо противоположный результат. Двухлетнего малыша нельзя оставлять одного в пустой квартире, так как это серьезный риск не только для здоровья малыша, но и даже для его жизни. Если семилетнего, неуверенного в себе, тревожного ребенка оставить одного дома на ночь, смелости и самостоятельности он вряд ли научится, а страх останется у него на всю жизнь.

В каком возрасте можно начинать оставлять ребенка одного?

Конечно, о грудном ребенке речь не идет. Грудного ребенка даже ненадолго не стоит оставлять одного. Малыш должен постоянно слышать ласковые слова, ощущать тепло маминых рук, все это помогает ему благополучно расти и развиваться и дает чувство защищённости. Когда ребенку исполнится годик, его можно оставлять в детской комнате на ночь, окружив кроватку пушистыми игрушками. Мягкие друзья составят ребенку компанию в темноте. Но если родителям нужно уйти, только игрушек будет не достаточно. Присматривать за ребенком должен кто- то из взрослых.

Дети
пятилетнего возраста уже обладают хорошо развитым воображением, поэтому они страхи из мультфильмов и книжек переживают в реальной действительности. Учитывая это, пятилетнего ребенка опасно оставлять одного дома, особенно если он очень впечатлительный. Особенно важна для ребенка в этом возрасте забота и поддержка родителей. Ребенок может бояться оставаться один в темноте, желательно маме побыть с ним рядом, пока малыш не уснет. Достаточно подержать ребенка за руку, почитать спокойную книжку, рассказать что- нибудь приятное.

Шестилетний – семилетний ребенок уже может оставаться дома один. Приучать его оставаться одному в пустой квартире нужно постепенно. Так у ребенка появится чувство ответственности и самостоятельности. Но оставлять ребенка можно не более чем на три часа. Уходя из дома, родители должны разговаривать с ребенком спокойно и уверенно. Ребенку нужно оставить свои координаты, научить его понимать время на часах. Дома один ребенок скучает, а так он будет знать время ожидания. Очень важно приходить домой точно к тому времени, к которому вы обещали вернуться. Когда ребенок остается дома один, поручите ему сделать что- нибудь важное, он уже взрослый, значит, мамино задание сможет выполнить. Например, можно дать ему задание навести порядок в детской комнате, убрать игрушки и все вещи по свои местам, или заклеить порванные книги, попросить полить цветы. У ребенка нужно поинтересоваться, чем он хочет заняться пока родителей не будет дома. В DVD-проигрывателе можно оставить новый мультфильм, который отвлечет его, пока он будет ждать возвращения родителей.

В 10-11 лет из-за долгого отсутствия близких ребенок начинает переживать, поэтому ему обязательно нужно позвонить и предупредить, что вы задерживаетесь. При условии правильного воспитания в 12 лет ребенок будет уже полностью самостоятельным. Оставлять ли ребенка одного дома, решают только родители. Нужно учитывать индивидуальность ребенка, его умение занять себя, уровень его самостоятельности.

Подготовка к самостоятельности

Сначала ребенка оставляют ненадолго в своей кроватке, со временем малыша оставляют одного в соседней комнате. Даже шестимесячный ребенок некоторое время может самостоятельно поиграть в одиночестве. Малышу нужно предоставить возможность некоторое время развлекать себя самого, поиграть с игрушками, пока родители будут делать свои дела. Когда ребенок играет один за ним нужно наблюдать, как он себя ведет, не капризничает ли малыш, когда остается один. Ребенка по - старше первое время можно на несколько минут оставлять одного дома и отлучится, например, к соседке. Только заранее предупредите ребенка, что вы уходите ненадолго. На время своего отсутствия ребенка нужно чем-нибудь занять, а вернуться точно в то время, которое вы обещали малышу. Таким способом ребенка можно научить оставаться дома самостоятельно, он будет знать, что вы отсутствуете, но вернетесь вовремя, как обещали. Когда вы будете абсолютно уверены в своем ребенке, то начиная с пятилетнего возраста, малыша уже на более длительное время можно будет оставить дома одного. Сладости или новую игрушку за самостоятельность ребенку обещать не нужно, он может к этому быстро привыкнуть и станет требовать обещанного подарка постоянно. Лучше использовать нематериальные способы поощрения ребенка. Например, пойти в парк всей семьей, поехать за город, сходить в цирк, приготовить вместе обед.

Советы родителям

Чтобы не волноваться, когда ребенок остается дома один, родители должны незаметно и как можно меньше его контролировать. Ребенку интересно все, что ему запрещают, поэтому в вашем присутствии нужно дать малышу попробовать, что такое спички и электроприборы. Ребенка нужно научить пользоваться компьютером или микроволновой печкой. После того, как ребенок все попробует, у него останется меньше соблазнов делать все это самостоятельно во время вашего отсутствия.

Ребенок должен обязательно знать, сколько времени вы будете отсутствовать. Ему нужно показать стрелки на часах, и приходить всегда в обещанное время.

Родители должны научить ребенка не бояться темноты. Возможно, и в вечернее время ребенку некоторое время нужно будет остаться одному. Никакими страшилками пугать ребенка не надо, оставьте включенным свет, чтобы он спокойно играл и тогда, когда стемнеет.

Ребенка нужно научить пользоваться телефоном, он должен знать номера телефонов родителей и уметь позвонить при необходимости. Обязательно нужно объяснить ребенку, что нельзя открывать двери посторонним людям и нельзя никому говорить, что ребенок остается дома один.

Современные дети отличаются самостоятельностью. Родителям нужно просто научить своего ребенка вести себя правильно и тогда, оставляя ребенка одного, им нечего будет бояться.

С 5-6 лет необходимо ослабить контроль ребенка – не стоит отслеживать каждый шаг малыша. В противном случае, оставшись дома без присмотра, у него будет много соблазнов сделать что-нибудь запретное.

Давать ребенку почувствовать себя самостоятельным нужно постепенно:

    дайте ребенку максимальную свободу рядом с собой – это создаст видимость абсолютной самостоятельности; здесь можно прибегнуть к «маминому часу» – вы занимаетесь своими делами, ребенок – своими, а по истечении часа можно обсудить, что он делал;

    ненадолго оставьте ребенка, не покидая стен квартиры, к примеру, вы можете лечь спать или принять ванну; видимость отсутствия взрослого учит малыша полагаться на себя – так он привыкает к временному отсутствию помощи и контроля со стороны взрослых;

    постепенно учите бытовой самостоятельности: предоставьте ребенку возможность самому хозяйничать – наливать молоко или делать бутерброды, в выходной день малыш может учиться сам готовить несложный завтрак. Важно: плитой, тем более газовой, лучше не пользоваться в отсутствие родителей – на это время лучше обеспечить ребенка обедом в термосе, который ему останется лишь выложить на тарелку.

А стоит ли?

Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:

    ребенок способен сам занять себя более двух часов;

    не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;

    хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;

    играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);

    за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);

    умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;

    не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;

    способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;

    знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;

    соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).

Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.

Что делать в первый раз?

Родителям следует сохранять спокойствие и уверенность, иначе тревожность и нервозное состояние будут транслироваться ребенку. Лучше отказаться от важных дел и поэкспериментировать таким образом, чтобы это не заняло много времени, к примеру, сходить в магазин.

С 5-6 лет ребенок способен неплохо ориентироваться во времени. Предупредите его, на сколько вы уходите, и объясните, что вернетесь, когда стрелки будут на определенных цифрах. И данное вами малышу .

Можно использовать игры. К примеру, вы – мама-медведь, малыш – медвежонок. Мама отправляется в лес за малиной, а ребенок остается один. Пусть он расскажет, чем будет заниматься медвежонок в ожидании мамы, чего он боится в ее отсутствие. Проговорив страхи и опасения, ребенок перестанет испытывать трепет перед тем, что рисует воображение.

По возвращении домой не отчитывайте ребенка за беспорядок или мелкие шалости. Если вы обнаружите малыша в слезах или беспокойном состоянии, попытки приучать его к самостоятельности стоит отложить. Если все прошло хорошо, можно постепенно увеличивать время, которое ребенок будет проводить один.

Инструктаж перед уходом

Ребенок должен четко понимать: есть вещи, которые . Вы можете сами составить такой список, но, как правило, строгие запреты едины для всех детей и состоят в следующем:

    никому нельзя открывать двери, даже знакомой соседке – у самых близких есть ключи от квартиры, и они сами могут зайти в дом;

    нельзя объяснять по телефону или через дверь кому-либо, что находишься один, лучше вовсе избегать продолжительных разговоров с посторонними (научите малыша говорить, что родители заняты: так он и не соврет, но и не выдаст себя);

    не стоит подходить к окнам, бросать из них предметы; окна должны быть хорошо закрыты – лучше использовать специальные блокираторы, чтобы ребенок не мог открыть их сам;

    запрещается играть с электрическими приборами и пытаться разводить огонь.

У ребенка должен быть под рукой список важных телефонов: скорой помощи, пожарных, ваш дополнительный (рабочий), папин, бабушки или дедушки – тех людей, которым он может позвонить в экстренном случае.

Для того чтобы малыш без опаски оставался дома один на какое-то время, важно подготовиться заранее, оценив, насколько усвоены правила. Действовать нужно постепенно – с недолгого отсутствия родителей. При необходимой подготовке нахождение ребенка дома одного благоприятно скажется на его – он ощутит себя взрослым и самостоятельным.

Маргарита Прокопец