Сценарии        02.06.2023   

Каждому месяцу свой бутон. Символика цветов

П амять и внимание тесно связаны друг с другом, и их нужно развивать с самого раннего возраста, так как они будут необходимы при обучении ребёнка в школе. Я считаю, что развитие в этом направлении нужно начинать как можно раньше и обязательно в форме игры. Сейчас довольно много ресурсов с описанием дидактических занятий, различными материалами для работы с детьми, онлайн-играми для приставок и планшетов. На мой взгляд, компьютерные игры оказывают негативное влияние на современных ребят, поэтому своих деток стараюсь от них ограждать. Зато мы много играем в разные развивающие игры. Вот примеры наших занятий со старшим сыном и маленькой дочкой.

Я начала с того, без чего мы не можем воспринимать наш мир – с цветов и оттенков. Грудничок уже в полгода может различать цвета в широком диапазоне: красный, розовый, синий, коричневый. С дочерью я стала замечать это в возрасте восьми месяцев. Она реагировала на розовый цвет, из всех игрушек выбирала именно розовую машинку или погремушку.

Для малышей больше подойдёт обучение с использованием игрушек. Я беру предметы одинаковых цветов, в основном это мячики, кубики, машины. Затем перечисляю: жёлтый кубик, жёлтый мяч, жёлтая машина. Ребёнка легко можно проверить. Показываем три машины разных цветов и просим выбрать машину того цвета, который вы изучали. Обычно я проверяю их знание цветов после изучения нескольких. Дополнительно поможет игра «найди лишнее», которая знакома всем с детства. Например, среди четырёх мячиков три будут одного цвета, а один – другого. Ребёнку следует найти тот, который отличается от других.

С мячиками можно провести и другую игру. Высыпаем разноцветные мячи на пол и ставим несколько коробочек или детских ведёрок. В каждую ёмкость кладём мяч определённого цвета и объясняем ребёнку, что жёлтый кладём к жёлтому, красный – к красному. Все эти игры достаточно просты для малышей и не требуют определённых знаний от родителей. Такие игры можно проводить с любыми предметами, которые можно найти у каждого в доме.

Моя дочь только начинает изучать цвета, но основные уже различает. С детками двух лет уже можно смешивать краски. Начать следует примерно с таких слов: «А ты знаешь, что если взять два цвета краски и смешать, то получится новый цвет?». Объясните, как получить зелёный, фиолетовый, голубой цвета с помощью смешивания. Для детей в этом возрасте такие игры – чистое волшебство, и они достаточно быстро запоминают информацию.

Обучение времён года с сыном мы начали в возрасте 3,5 лет. Игра довольно проста, для неё нужны основные карточки с изображением весны, зимы, лета и осени, а также карточки с признаками, характерными для этих времён года. Например, лето – цветок, ягода, бабочки; осень – грибы, красные листья; зима – снеговик, снежинки, дерево без листьев, санки; весна – подснежники, почки на ветке, ручей. Вариантов игры может быть очень много. Для начала ребёнок может соотнести карточки с признаками времени года, затем можно попросить взглянуть в окно и ответить на вопрос: «Какое сейчас время года?». Так же задавайте вопросы: «Что бывает летом?», «Чем люди занимаются зимой?» Попросите ребёнка придумать небольшой рассказ о времени года.

Затем мы изучали месяцы, опираясь на знания о временах года. Вместе с сыном мы сделали наглядное пособие. Нам понадобились те же карточки с временами года и 12 карт из плотной бумаги с названиями месяцев и соответствующими картинками. Эти 12 изображений мы искали на просторах Интернета, а некоторые делали сами. Разнообразие картинок мы пополнили домашними фото, на которых был изображен сын: январь – это новогодние праздники, июнь – тепло, солнце и фото со дня рождения сына, март – первые подснежники и т.д. Для начала нужно продемонстрировать ребёнку, какое соотношение у месяцев с временами года, а затем смешать карточки. Придумайте историю, например, о том, что злой Кощей (или Баба Яга) перепутал все карточки, и нужно расставить их в верном порядке, иначе все месяцы так и будут перепутаны. Задавайте наводящие вопросы, которые облегчат обучение: «Назови три зимних месяца?», «Какой месяц идёт за августом?».

Потом мы начали изучать дни недели. Тут всё намного проще. Рисуем разноцветный паровозик, подписываем каждый вагон, объясняем ребёнку, какой день за каким следует. Хорошо будет выучить стихотворение про дни недели – это один из самых действенных способов. Для закрепления материала можно найти какой-нибудь познавательный мультик на эту тему.

Для нас самым сложным этапом было объяснение разницы механических и электронных часов. Честно признаюсь, я даже не знала, с какой стороны подойти, чтобы доступно объяснить это ребёнку. Для начала мне потребовались часы с циферблатом. Сейчас в детских магазинах большой выбор таких игрушек, можно купить на любой вкус. Но у меня остались часы из моего детства, и я обучала сына по ним. В первую очередь, расскажите ребёнку, для чего нужны стрелки и сколько часов в сутках. Объясните, что когда часовая стрелка на любой цифре, а минутная стрелка на двенадцати – это час. Затем уже можно изучить, для чего минутная стрелка. Когда ребёнок начнёт это понимать, тогда можно приступать к играм. Спросите у ребёнка: «Который сейчас час?», «В какое время ты ложишься спать?». К электронным часам я начала приучать намного позже. Он долго не мог понять, почему, например, час дня равен 13.00. На часах со стрелками мы делали наклейки с цифрами от 13 до 24, буквально через несколько занятий с дневным и вечерним временем, сын начал понимать разницу.

Возможно, вы и раньше, чем я, научите своих детей всем этим понятиям. Думаю, что начала обучение немного поздновато. Но когда сын пошёл в школу, я поняла, что все мои старания не были напрасными: мой сын знал намного больше по сравнению с другими детьми, и ему было намного легче учиться.

Цветовая теория «Времена года»

Научить рисовать карандашом можно любого человека, но не каждый станет гениальным художником. Для этого, кроме учения, и дар свыше – талант. Научить разбираться в цветах, красках можно каждого, но не каждый станет колористом. Сегодня автор данной книги раскрывает вам секреты колористики, завтра вы узнаете что-то новое о цвете из других книг, журналов, лекций. Но самый лучший учитель – колорист – это сама Природа. Да – да, именно она изо дня в день учит нас, как нужно гармонично комбинировать цвета. Многие художники внимательно вглядывались в природные цветовые комбинации: как сочетаются цвета у растений и животных, как влияет цвет неба на предметы, какова разница между цветом восходящего солнца и закатного, как изменяется природа в зависимости от времен года…

Американские колористы: К. Джексон и Г. Ваттерман, обобщив исследовательский опыт старых мастеров-художников (особенно педагога-колориста И. Иттена) и современных специалистов по цвету, подарили миру цветовую теорию «Времена года». Согласно этой теории цветовые гармонии предлагается создавать, опираясь на «опыт» природы, а именно – природное созвучие красок по временам года.

Цветовой облик природы сильно видоизменяется по временам года. Но краски одного сезона очень гармоничны друг с другом. Потому что, в силу природных явлений, в каждом сезоне доминирует какой-то один из трех основных цветов – красный, желтый, синий. Самая же главная причина доминанты одного из основных цветов – преобладание этого цвета в солнечном спектре. Именно преобладающий цвет и задает всем остальным цветам каждого времени года соответствующий ему подтон.

Какие же цвета, оттенки характеризуют каждое время года?

Весна.
Это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда все кругом цветет. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, желтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-желтый первоцвет и одуванчики; зелено- желтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях,- все это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, легкие, светящиеся краски.

Основной доминирующий цвет – желтый, что и придает весенним краскам жизнерадостность.

Цветовая палитра ВЕСНА

Лето.

Вроде бы это время года должно быть самым ярким по количеству цветов и их насыщенности. Но внимательные художники заметили, что «свет съедает цвет». В самом деле, слепящее летнее солнце как бы набрасывает дымчатую вуаль поверх всего великолепия летних красок. Поэтому колористическое настроение этого времени года определяют приглушенные пастельные, как бы выгоревшие тона. А как же обилие красных, оранжевых, розовых, желтых цветов и фруктов? Все имеет голубоватый холодный подтон. Благодаря преобладающему в природе цвету неба, которое пропускает солнечные лучи сквозь свой своеобразный голубой фильтр.

Поэтому можно сказать, что основной цвет, характеризующий лето – голубой.

Цветовая палитра ЛЕТО

Осень.
Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки…Краски осени – теплые, насыщенные, землистые, тяжелые.
Доминирующий цвет – красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми все в природе быстрее созревает.

Цветовая палитра ОСЕНЬ

Зима.

Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большой части территории Земли. Плюс еще черные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба…Зимние краски – холодные до ледяных, но пронзительно ясные, лучистые.
Основной цвет – холодный синий.

Цветовая палитра ЗИМА

Цветовые рекомендации имеют сейчас высокую конъюнктуру, высоко ценятся, и это справедливо. Ведь цвета играют большую роль - и не только при подборе одежды или косметики, соответствующей вашему типу. Наряду с эстетическим воздействием можно использовать и влияние красок на психику, что особенно актуально при обустройстве в собственных Четырех стенах. Краски могут сделать помещение уютно-теплым, а могут придать ему холодновато-деловой вид, они могут стимулировать или успокаивать. Но все это лишь в том случае, если в основе обустройства жилья лежит определенная цветовая концепция. Разработать эту концепцию не так уж и сложно, если знать критерии, которые помогут правильно сориентироваться даже дилетантам. Эти критерии предлагает так называемая теория времен года, уже прижившаяся в области моды. С ее помощью можно детально спланировать цветовую организацию - или переорганизацию - квартиры. Кстати, такая предварительная проработка поможет вам избежать ошибки при покупке мебели и аксессуаров и избавит от напрасных трат и лишних разочарований. Кроме того, заниматься красками, их сочетаниями и действием очень увлекательно, а разрабатывать планы помещений может доставить удовольствие всей семье. Сейчас как никогда велик выбор мебели, тканей, ковров и обоев. И трудно как никогда при такой полноте предложения сделать правильный выбор.

Эдда Кюффнер

Умелому обращению с красками и формами можно научиться, и лучший учитель - природа. Изо дня в день она совершенно бесплатно показывает нам, как нужно гармонично комбинировать цвета - во всех мыслимых оттенках и в любое время года. Поскольку человек с незапамятных времен живет посреди этой гармонии, она радует его больше, чем любые другие цветовые эффекты. Это почти всегда происходит неосознанно. Но если вы хотите научиться правильному обращению с красками, надо сознательно и пристально вглядеться в цветовые комбинации времен года.

ВЕСНА начинается настоящим цветовым праздником. Деревья зацветают сиятельным цветом, свежая зелень и розово-коричневые почки украшают леса, луга и сады. Красные тюльпаны, лиловая сирень и яично-желтый первоцвет задают тон всей картине.

Дрожащее знойное марево и слепящий свет как бы набрасывают дымчатую вуаль поверх взрывного великолепия красок ЛЕТА. Несколько выцветшими на солнце кажутся коричневые, бежевые и желтые тона земли. Нежная желтоватая зелень листвы переходит в глубокий насыщенный зеленый цвет. Вода светится ясными и свежими красками: бирюзовым, темно-синим, зеленым цветом морской волны.

Краски ОСЕНИ землистые, насыщенные и теплые. Листву окрашивает вся палитра, цвета урожая и спелых плодов полны интенсивного свечения.

ЗИМА укутывает природу в сверкающую белизну. Многоцветие жизни стихает. Несмотря на зелень хвои, лучистую синеву зимнего неба и пылкость закатов, в сценарии преобладает контраст черного и белого.

Все краски одного сезона всегда сочетаются

Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. Но все равно типичные краски одного сезона всегда подходят друг другу. Потому что в каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной это желтый, летом голубой, осенью красный и зимой снова голубой. Каждый из этих основных цветов задает тон всей картине. Красный и желтый воспринимаются в общем как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето - холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст вам практическую помощь, если вы хотите научиться ориентироваться в цветах четырех времен года. Как эти цвета выглядят, покажут вам цветные палитры ниже. Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и про цвета обоих "холодных" сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии. Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.

Настроение какого времени года вам ближе всего?

Весна с ее радостными яркими цветами? Лето с его пляжно-водными красками? Уютный цветовой сценарий осени или холодная строгость зимы? Если вы не можете решить сразу, то подумайте, каков был бы ваш выбор, если бы вам пришлось обставлять и обустраивать квартиру заново от нуля. Может быть, вам поможет таблица ниже. Она расписывает, какое время года характерно для определенного психического типа. Но все же лучше всего спонтанное, интуитивное решение. Оно чаще всего однозначно показывает, какое время года было бы идеально для вашего жилья. Доверьтесь своей интуиции.

ЦВЕТА ВРЕМЕН ГОДА

Весна

Белая шерсть

Сернисто-желтый

Кремово-желтый

Абрикосовый

Розовый лосось

Маково-красный

Аметистово-фиолетовый

Красновато-фиолетовый

Водянисто-голубой

Васильково-голубой

Королевский синий

Липово-зеленый

Майская зелень

Мшисто-зеленый

Нуга-коричневый

Терракотово-коричневый

Орехово-коричневый

Кремово-бежевый

Желто-бежевый

Бежево-серый

Гранитно-серый

Основной тон: желтый . Общие признаки: теплые, легкие, приветливые, оживленные

Лето

Молочно-белый

Хризантемно-желтый

Ванильно-желтый

Старая роза Флоксовый

Рубиново-красный

Сиреневый

Фиалково-синий

Светло-голубой

Дымчато-голубой

Ночная синева

Мятно-зеленый

Лесная зелень

Смарагдово-зеленый

Кофе с молоком

Розовое дерево

Шоколадный

Кремнисто-бежевый

Беж-старая роза

Серебристо-серый

Дымчато-серый

Основной тон: голубой . Общие признаки: холодные, сдержанные, матовые, нежные,

неброские

Осень

Небеленый холст

Кукурузно-желтый

Яичный желток

Персиковый

Оранжево-красный

Томатно-красный

Ежевично-фиолетовый

Сливово-фиолетовый

Голубино-голубой

Фиолетово-синий

Оливково-зеленый

Хвойно-зеленый

Красно-коричневый

Ржаво-коричневый

Кофейно-коричневый

Золотисто-бежевый

Верблюжий

Кремнисто-серый

Мшисто-серый

Основной тон: красный . Общие признаки: теплые, светящиеся, землистые, неяркие

Зима

Белоснежный

Солнечно-желтый

Ванильно-желтый

Едко-розоватый

Едко-розовый

Ярко-красный

Сине-фиолетовый

Лавандовый

Льдисто-голубой

Лазурно-голубой

Морская синева

Лагунно-зеленый

Бирюзово-зеленый

Хвойно-зеленый

Дымчато-коричневый

Темно-коричневый

Песочно-бежевый

Серо-бежевый

Голубовато-серый

Антрацитовый

Основной тон: синий . Общие признаки: холодные, до ледяных, ясные, лучистые

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ВРЕМЯ ГОДА?

Сопоставьте цветовые палитры показанные выше и вы увидите: краски, свойственные отдельным временам года создают разное настроение. Стоит только решиться на какое-то одно время года и выбор цвета уже не составит большого труда. Значит, главное - остановиться на каком-то одном времени года (или на двух, между которыми вы колеблетесь).

Какое время года вам милее всего?

Еще раз продумайте, какой основной цвет вам приятнее: Весной это ЖЕЛТЫЙ. Он самый светоносный из трех основных цветов, он излучает радость и оптимизм. Это действие распространяется на все оттенки, происходящие от него. Весенние нюансы, задающие настроение при обустройстве жилья, - желто-зеленый, желто-красный и светло-коричневый. Важно помнить. Если вам нужно скомбинировать эти цвета с тонами, лишенными всякой желтизны - как, например, голубой или, - то это должен быть легкий васильковый, водянисто-голубой, аметистово-фиолетовый или серо-фиолетовый-цвета из весенней палитры. Комбинируя весенние краски с такими натуральными материалами, как дерево, камень, металл, нужно следить за тем, чтобы у этих материалов был желтоватый подтон. Играют роль также и форма мебели и структура ее поверхности: хорошо, чтобы стиль ее носил легкий, веселый характер, родственный основному цвету. Это значит, что поверхности должны быть мало структурированы, лучше всего гладкие, мягкие и шелковистые. Летом согласно теории времен года господствует в качестве основного цвета ГОЛУБОЙ. Это он придает всем тонам лета холодный голубоватый подтон. Типична для лета дымчатая вуаль, придающая многим краскам сдержанную элегантность. Летние нюансы, определяющие характерное цветовое настроение при обустройстве квартиры, - линялый голубой, старая роза, бутылочная зелень, светящийся серебристо-серый, нежный сиреневый и в качестве контрапункта едко-розовый флоксов, роз и гортензий или красный малины и вишни. Приветливый лучистый желтый превращается в летней палитре в прохладный ванильно-желтый. Металлы и природные материалы должны быть при этом скорее серебристыми и голубоватыми, довершая в комнате цвета тканей, обоев и ковров. Мебель по форме и по структуре поверхностей должна быть сдержанно-элегантной. Осенью определяющий цвет - КРАСНЫЙ. Ковры, обои и ткани в осенних тонах - насыщенные и выразительные. Такие цвета, как яично-желтый, каштановый, медный и сливово-фиолетовый с их сильным световым излучением расставляют теплые акценты. При обустройстве квартиры в осенних тонах важно: в уютную мягкую цветовую картину не должны вмешиваться никакие яркие или слишком легкие тона. Дерево, камень и металл очень хорошо вписываются в осень, поскольку их природные красновато-золотистые тона автоматически связаны с этим временем года. Мебель может быть при этом барочно-пышной и уютной. Поверхности должны быть структурированы или иметь "природный" вид. Холодный СИНИЙ - основной цвет зимы. Хотя тон задают чисто-белый и густой черный, но все же прохладный цветной мазок ощутим повсюду - в ледяных тонах светлых красок-таких, как светящийся красный, синий, едко-розовый и желтый, - типичных для зимы. Теплые "уютные" краски из осенней палитры кажутся рядом с зимними цветами неуместными и тяжелыми. Весенние же цвета, напротив, не всегда оказываются при этом ошибочными. Сияющий голубой, лучистый желтый и оживленный красный - тона, которые одинаково подходят и для весенней, и для зимней картины. Что касается обстановки квартиры, то для зимнего стиля весьма проблематично все вычурно-витиеватое, матовое или легкомысленное. Дерево плохо вписывается в цветовую картину зимы. Ясные, стилизованные формы, лаковые поверхности, синтетические материалы, серебристый металл и поблескивающий холодом камень - вот идеальное довершение картины. Все цвета разрешены, если нюанс выбран правильно Для полной определенности еще раз скажем: тот факт, что вы предпочитаете какое-то одно время года с его основным цветом, вовсе не значит, что другой цвет для вас табу. Пусть вы выбрали для себя, например, весну, но ваш любимый цвет красный - что ж, применяйте его сколько душе угодно, лишь бы нюанс был выбран правильно: из весенней палитры.

Время года и тип

Определение личного цветового типа тоже опирается на теорию времен года. Подбирая одежду или косметику, исходят из того, что природа комбинирует цвет волос, кожи и глаз человека также из трех основных красок: желтого, красного и синего. В зависимости от генетического склада человека образуются четыре основных типа, которые удивительным образом соответствуют цветовому настроению природы в разные времена года.

Весенний тип с его золотисто-медовым оттенком кожи и волос четко согласуется с основанными на желтом веселыми тонами этого времени года.

Летний тип с несколько голубоватым подтоном кожи и пепельно-светлыми волосами гармонирует с голубоватыми, благородными красками лета.

Осенний тип, часто веснушчатый и рыжеволосый, своей выразительной пигментацией напоминает о красноватых оттенках осенней листвы и урожая.

Зимний тип со светлой кожей, темными волосами и лучистыми светлыми или черными глазами являет в своем облике такой же контраст, какой мы находим в зимнем состоянии природы.

Однако цвета, наилучшим образом гармонирующие с вашей внешностью, совсем не обязательно должны преобладать в оформлении вашего жилища. Заметьте: ваш психический тип и цветовой тип могут существенно отличаться друг от друга!

КАКИЕ ЦВЕТА ПОДХОДЯТ К КАКОМУ ПСИХИЧЕСКОМУ ТИПУ?

Меланхолик:

Это рассудительный человек, ценит упорядоченные отношения, скрытен. Склонен к бездействию. Цвет, родственный ему по сути, - голубой. Действует успокаивающе, сдержанно, пассивно, прохладно. Дает меланхолику гармонию, удовлетворенность, расслабление. Время года, родственное ему по сути, - лето. Компенсирующие цвета: дополнительные нюансы - из красной, оранжевой или желтой области спектра. Они придают меланхоликам импульс к действию, активизируют их.

Флегматик:

Любит покой и устойчивость. Обладает уравновешенным стабильным темпераментом. Интроверт и часто пассивен. Цвет, родственный ему по сути, - зеленый. Действует успокаивающе, стабилизирующе, придает равновесие, а) В желтоватых нюансах: приветливый, веселящий, б) В голубоватых нюансах: прохладный, способствует сосредоточенности, дистанцирует от внешнего. Время года, родственное ему по сути, - при варианте а) - осень, при варианте б) - лето. Компенсирующие цвета: теплый, активный и оживляющий красный и желтовато-красные тона.

Сангвиник:

Это веселый и открытый человек. Способен испытывать одновременно небесный восторг и смертную печаль. Настроен все же оптимистически. Цвет, родственный ему по сути, - желтый. Действует на сангвиника солнечно, воздушно, весело, легко, приветливо, оптимистично. Время года, родственное ему по сути,- весна. Компенсирующие цвета: дополнительный фиолетовый дает равновесие. Также неяркие, темные тона могут несколько приглушать фонтанирующий темперамент сангвиника.

Холерик:

Экстровертный, общительный, часто очень темпераментный. Отлично уживается с красным цветом, даже в самых интенсивных его формах. Цвет, родственный ему по сути, - красный. Действует динамично, активно, темпераментно, броско. Время года, родственное ему по сути,- зима. Компенсирующие цвета: голубовато-красный приглушает слишком общительный темперамент, в то же время не доводя холерика до пассивности. Уравновешивающе действует дополнительный зеленый.

СМЕШИВАНИЕ КРАСОК

Ниже показано, в каких соотношениях нужно подмешивать краски к белому, чтобы получить типичные нюансы белого, желтого, красного, голубого, зеленого и коричневого.

Чисто-белый, лимонно-желтый, рубиново-красный, голубой, умбра, коричневый, черный



Белый

1. Белый с добавлением желтого или умбры дает цвет яичной скорлупы.

2. Белый и немного черного дают молочно-белый.

3.Из белого, желтого и красного получается холщовый.

4. Чистый незамутненный снежно-белый.

Желтый

1. Желтый и немного белого дают рапсово-желтый.

2. Желтый и много белого дают ванильно-желтый.

3. Из желтого, коричневого и белого получается кукурузно желтый.

4. Чистый лимонно-желтый.

Красный

1. Красный и немного желтого и белил дают маково-красный.

2. Из красного белого и черного получается малиновый.

3. Красный, желтый и черный дают томатно-красный.

4.Чистый, голубоватый рубиново-красный.

Голубой

1. Голубой с белым и красным дают васильково-синий.

2. Голубой, белый немного черного дают небесную синь.

3. Из голубого с черным получаете -петроль.

4. Чистый, ледяной голубой.

Зеленый

1. Желтый и немного голубого дают майскую зелень.

2. Голубой с желтым и белым дают смарагдово-зеленый.

3. Голубой, желтый и умбра дают оливковый тон.

4. Голубой и немного желтого дают голубовато-зеленый.

Коричневый

1. Желтый, красный, коричневый становятся желто-коричневым.

2. Красный, голубой, белый и черный дают шоколадно-коричневый.

3. Желтый, красный, черный смешиваются в ржаво-коричневый.

4. Желтый, красный, голубой, черный дают черно-коричневый.

ДЛЯ КАЖДОГО ВРЕМЕНИ ГОДА СВОИ МАТЕРИАЛЫ

Правильный подбор цветов еще не гарантирует, что обстановка жилья будет выдержанной в стиле и гармоничной. Структура, рисунок и прожилки разнообразных материалов - от древесины мебели до ковровых покрытий, а также форма и выделка мебели и аксессуаров - все это очень важно.

Сочетания материалов по принципу времен года.

Весна.

Основной цвет времени - желтый, настроение в целом - от нежного до оживленного. Ткани: тонкий лен, репс, велюр и шелковые ткани, равно как и другие ткани с гладкой или тонкой поверхностью, легко драпирующиеся. Ковровые покрытия и другие настилы для пола: густой велюр с матовым отливом и тонкой структурой поверхности, изменяющий цвет под воздействием освещения, но не настолько, чтобы цветовое настроение становилось другим. Поверхность паркета, досок, поливиниловых покрытий, натурального камня и плиток тоже должна обладать тонкой структурой и быть если не матовой, то лишь со слабыми отблесками. Оформление стен: обои, обивка из ткани или покраска с гладкой, тонкой структурой и матовой поверхностью или с очень легким блеском. При многоцветном узоре следите за тем, чтобы все краски происходили из весенней палитры. Древесина: оптимальный весенний тон - желтоватый или с легким красноватым оттенком коричневого, какой бывает у хвойных пород, ясеня, лиственницы, кедра или вишневого дерева. Подходящий материал также - тонкое плетение из светлых прутьев. Металлы: латунь и другие сплавы с золотистым отливом теплых тонов. Если вам хочется применить серебристый металл, он должен быть серебристо-никелевого оттенка. Камень: мрамор и гранит теплых тонов. Лучше всего мелкозернистый и с тонкими прожилочками. Подходящие тона бывают у юрского мрамора, испанской терракоты, травертина или у зольнховерских плиток.

Лето.

Основной цвет лета - голубой, настроение - прохладно-элегантное, от сдержанного до свежего. Ткани: такие, как шелк, муар, сатин, велюр или очень тонкий лен. Гладкие ткани сдержанных летних оттенков подходят лучше всего. Ковровые покрытия и другие настилы для пола: здесь тоже следует придерживаться тонких, слабо структурированных фактур - таких, как шелковистый мягкий велюровый драп, блестящий велюр или грубый стоячий велюр. Паркет, доски, поливиниловые покрытия или камень лучше всего шелковисто-матовой полировки или с пленочным покрытием. Оформление стен: предпочтительнее всего тонко структурированные обои или ткани либо шелковисто-матовая лакированная покраска. Летний стиль хорошо подчеркивается мелким рисунком - в полоску, в клетку, в цветочек - или неярким бордюром. В случае крупного узора нужно придерживаться пастельных тонов из летней палитры. Древесина: светло-желтая, белая или с оливковым натуральным оттенком. Неподходящие цвета древесины можно привести в соответствие лаковым покрытием сероватых нюансов. Красновато-коричневые оттенки тикового дерева или травленый красноватый махагон тоже хорошо вписываются в летнее оформление. Металлы: все серебристое: хром, алюминий, серебряное легирование вплоть до чистого серебра, а также темная медь. Лучше всего металлы со сдержанным блеском поверхности. Камень: мрамор или гранит во всех холодных оттенках, лучше всего с тонкими прожилками или зернистый. Типичные летние тона ванильных и серых нюансов встречаются у юрского мрамора, травертина и ракушечного известняка.

Осень.

Основной тон - красный. Цветовой фон - энергичный, начиная от светящихся тонов листвы до насыщенных, теплых нюансов урожая и почвы. Ткани: все материалы грубой выделки, мягкой или имеющей барочно-пышную структуру. Таковы буклированные ткани, бязь, габардин, хлопок, твид или корд, а также пышная парча или бархат. Ковровые покрытия и прочие настилы для пола: мягкие многоцветные, а также двухцветные буклированные грубой структуры. Хорошо подходят для осеннего оформления циновки из натуральных материалов. Доски, паркет, камень и плитки должны иметь структуру поверхности, близкую к природной или матово-полированную. Оформление стен: рельефные обои или ткани, шероховатая штукатурка, рыхлая окраска или деревянная обшивка - вот идеальное обрамление для уютной осенней обстановки. Узоры тоже должны быть ярко выраженными и крупными. Блестящие поверхности могут подойти лишь для барочно-элегантной обстановки. Но, как правило, для уютной осени характерны матовые или шелковисто-матовые поверхности. Дерево: типичными осенними тонами обладают вишня, тис, палисандр, махагон красноватого травления, тик или натуральный дуб. Естественный вид при этом лучше, чем полированная поверхность. Наряду с древесиной применимо также и плетение темных натуральных тонов, особенно для стульев и кресел. Металлы: латунь, медь, бронза с матовым блеском или с рыхловатой поверхностью хорошо сочетаются с осенним стилем. Камень: наряду с мрамором и гранитом всех почвенно-теплых или красновато-коричневых нюансов хорошее применение находят розоватый травертин, порфир, красноватая итальянская терракота или керамические плитки подходящего цвета. Очень оживляют осеннее оформление природные жилочки и зернистость материала.

Зима.

Основной цвет - голубой (чисто белый или черный), создающий деловое холодное цветовое настроение. Ткани: выразительная сила зимних красок настолько однозначна и ясна, что применимы почти все материалы: от атласа, муара, шелка и сатина до льна, тика, корда или репса. Ковровые покрытия и другие настилы для пола: как и летом, однотонные, тонкоцветные велюр, велюровый драп или стоячий велюр. Блеск поверхности усиливает "зимний" эффект. Доски, паркет, поливинил или плитки могут быть и блестящими, и полированными. Оформление стен: выразительные структуры и крупный экспрессивный узор, грубая штукатурка или объемная техника покраски так же возможны, как и гладкие, лакированные поверхности. Древесина: дерево натурального вида мало подходит к зимней обстановке, применимы только очень темные красноватые или оливковые тона. Правильным решением будет дерево, покрытое бесцветным или серым лаком либо цветным лаком. Поверхности могут быть при этом и шелковисто-матовыми, и полированными. Металлы: с холодным блеском - такие, как серебро, хром и алюминий, подходят для зимнего оформления лучше всего. Камень: хороши холодные, сильные оттенки натурального камня - такого, как черный или снежно-белый мрамор, голубоватый или серебристо-серый гранит.

Подбор материалов в зимнем оформлении

Гизела Ватерман "Дизайн вашей квартиры"

Залог гармоничного жилища - грамотно выстроенная цветовая концепция.

Разработать эту концепцию не так уж и сложно, если знать критерии, которые помогут правильно сориентироваться даже дилетантам. Эти критерии предлагает так называемая теория времен года, уже прижившаяся в области моды. С ее помощью можно детально спланировать цветовую организацию или переорганизацию квартиры.

Природа является нам во всех мыслимых цветах и оттенках. Сочетания, которые она бесплатно показывает человеку во все времена года всегда гармоничны. В этой гармонии человек живет испокон веков и она радует его больше, чем другие цветовые эффекты.

Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. В каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной - это желтый, летом - голубой, осенью - красный, зимой - снова голубой.

Красный и желтый воспринимаются в общем как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето - холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст практическую помощь в овладении умением ориентироваться в цветах четырех времен года.

Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и про цвета обоих "холодных" сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии.

Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.

Издавна ведется спор о том, должны ли существовать твердые правила эстетической оценки цветов или нет. Вряд ли он разрешим, даже если краски можно подвергнуть "объективированной" оценке - например, при помощи точно измеренной длины волны отраженного света или силы его излучения. Все же научные анализы нечто иное, чем цветовое впечатление. Анализы дают измеримые результаты, впечатление же у каждого свое, субъективное. И все же в этом следует найти консенсус - как всегда, когда люди хотят понять друг друга. Этот консенсус и предлагает теория времен года. У нее нет притязаний считаться научной, однако она базируется на полученном из опыта знании об эстетически-гармоничном сочетании цветов и его воздействии на организм в целом. Если вы не уверены в сочетании цветов, очень удобно ориентироваться на времена года и их цветовое настроение. Кто усвоит этот принцип, может позволить себе некоторые отклонения. Они могут быть очень пикантными и сообщат вашему жилищу индивидуальную ноту.

Облик природы неповторим и разнообразен, даже обычное дерево в саду или небольшой куст видоизменяются в цвете разного времени года. Как каждому времени года присуще строго определенные цвета, так и женщине на каждый сезон подойдет определенный цвет в одежде, нужно лишь тонко подобрать верный нюанс. Природа, как и все женщины по временам года самых разных темпераментов, красива и непредсказуема, капризна и ласкова.

Весна

Весна это время года, когда вся природа оживает, пробуждается после долгой зимней спячки, умывается долгими дождями и заливается ярким солнечным светом. Вся природа радуется, кажется, будто травинки и листочки улыбаются ласковым лучикам весеннего солнца, а веточки тянутся выше к самому небу. От того и весна представляется нам в розовых и ярких оттенках распускающихся цветов, цветущей сирени с добавлением зеленых пастельных тонов, ведь к маю появляется первая зеленеющая травка.

Цвета весной - яркие и энергичные, как лучи солнца, броские и бодрящие, как сверкающие в лучах ручьи талой воды. Это могут быть сочные основные цвета радуги и мягкий контраст.

Лето

Лето самое теплое время года, именно в этот период растения больше всего растут, и вся природа находится в постоянном движении. Весь живой и растительный мир, кажется, занят важными делами, вот муравей тянет соломинку, а здесь шмель забрался в самый центр цветочка, а травинки перешептываются друг с другом от легкого дуновения теплого ветра. Цвет лета - зеленый. Самый насыщенный, мягкий и приятный цвет, поэтому и на природе в лесу густые зеленые листья деревьев успокаивают, дарят легкость, отдых и наслаждение чарующей красотой. А еще у лета есть голубой цвет. Это цвет неба, воды, а в долгих сумеречных вечерах, еще и ночного неба.

Цвета летом - спокойные, слегка приглушенные тона с легкими оттенками голубого, также, как полные красок цвета благоухающих садов тесно гармонируют с голубыми оттенками неба. При этом цвета могут быть затуманенными дымкой без резкий контрастов.

Осень

Осень - задумчивая пора, когда растительный мир замедляет темп роста, вся природа уставшая, и начинает долгую подготовку к зимнему сну. Птицы перестают петь и все больше собираются в стаи, чтобы покинуть ненадолго родные края в поисках тепла, а деревья покрываются с макушки позолотой и начинают свой таинственный танец сбрасывания листьев. Так начинается листопад, осенняя пора, которую называют золотая осень. Вот и цвета осени пастельные, спокойные, как и сама природа в это время года. Преобладают желтые, золотистые, словно на солнышке опадающие листья цвета и тихие коричневые. А ближе к ноябрю, когда погода все сильней хмурится, появляются и приглушенные серые тона. Все ближе природа готовится к холодам, ветрам и застыла в ожидании снега.

Цвета осени - насыщенные и пестрые, сочетание самых глубинных красок. Цвета в этот период приглушенные и задумчивые, как и сама природа осенью, пестрые и мягкие, близкие к романтическому настроению прогулок по осеннему лесу.

Зима

Вот и приходит зима, одевает деревья в белые шубки, накрывает поля белоснежными простынями, засыпает скамейки в парке белым пухом, а когда ударят совсем лютые морозы, на стеклах зима нарисует расписные узоры. Зима - белая красавица с суровым характером, но с загадочной душой. Ведь зима это еще и ожидание праздника нового года. Вроде холодно, сурово быть на улице, долго и не простоишь, тут же краснеет нос, а настроение становится веселым и задорным и так и хочется прокатиться на санках, слепить снеговика, да побаловаться снежками.

Цвета зимы - холодные и кристально ясные, прозрачные, как лед, яркие, как снег на морозном солнце и контрастные, как голубое небо на белом фоне. Хорошее сочетание чистых и светлых контрастов с холодными ледяными нотками.