Оформление        02.06.2023   

Как выбрать ранец. Исследовательский проект "правильный портфель" Фурнитура и внутреннее устройство

Выбор ранца для ребенка, идущего в первый класс, дело ответственное. Родителям нужно учесть множество факторов и подумать не только о внешнем виде первого портфеля своего чада, но о его безопасности, долговечности и удобстве.

Один из наиболее значимых параметров - вес

Полностью укомплектованный ранец, согласно советам медиков, должен весить не более 1,5 кг. Поэтому из всех понравившихся моделей выбирайте те, которые весят не более 800-900 г.

Жесткая ортопедическая спинка

Она грамотно распределяет нагрузку на позвоночник школьника и помогает сохранять правильную осанку. Жесткая спинка качественного ранца не только «упакована» в более мягкий, комфортный для ребенка материал, но и дополнена эргономичными подушечками, противоскользящей сеточкой и даже системой вентиляции. Снижают нагрузку на позвоночник и дополнительные нагрудные и поясные ремешки с защелками, которые фиксируют ранец в самом удобном положении и не дают ему болтаться при ходьбе.

Количество и качество карманов

Их не должно быть ни мало, ни много. Оптимально наличие у ранца одного основного отделения (с разделителем или полуоткрытыми карманами) для учебников, тетрадей и пенала, одного среднего отделения для некрупных предметов или еды, 1-2 небольших кармашка для бутылки воды или игрушек. Внутренние карманы должны быть обязательно: в них деньги, ключи, справки, сотовый телефон и другие ценные предметы останутся в неприкосновенности.

  • вертикальные ранцы, в целом, удобнее горизонтальных, т.к. они не выступают из-за плеч школьника и лучше распределяют нагрузку, но горизонтальные лучше для невысоких детей, так как при движении не давят им на поясницу;
  • выбирайте портфели с мягкими лямками шириной более 4 см и обязательно проверяйте удобство регулировки их длины;
  • часть ранцев имеет жесткое пластиковое дно и ножки, что несколько увеличивает вес, но делает конструкцию более долговечной;
  • застежка или молния? И то, и другое прочно, это скорее дело вкуса и привычки;
  • обратите внимание на ранцы-трансформеры. Их конструкция позволяет расстегнуть сумку вместе с боковинами, чтобы первоклашка мог легче сориентироваться в содержимом.

Научно - исследовательский проект о выборе "правильного" портфеля

Просмотр содержимого документа
«научно - исследовательский проект»

Районная научно – практическая конференция школьников «Эврика»

Научно – исследовательский проект

Выполнен ученицей 3 класса

МОУ ООШ №8

Приморско – Ахтарского района

х. Свободного

Головко Марией Вячеславовной

Научный руководитель-

учитель МОУ ООШ №8

Головко И.Н.

г. Приморско -_Ахтарск

Введение____________________________________________ 3

1.Изучение литературы________________________________ 4-5

2.Социологический опрос _____________________________ 5-6

3.Результаты исследования­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________ 6-8

5.Заключение________________________________________ 9

Литература___________________________________________

Введение.

Ранцы, рюкзаки, портфели и сумки служат школьникам для переноски книг, тетрадей и канцелярских принадлежностей. К 1 сентября у всех родителей и детей стоит проблема выбора школьной сумки. Каждая семья подходит к этому вопросу по – своему: кто-то выбирает портфель по форме, кто-то по цвету, кто-то по стоимости или по совету знакомых. Интересно, задумывались ли родители о том, какая школьная сумка соответствует младшему школьнику? Очевидно, что для ребёнка она должна быть и красивой, и удобной, а главное, не приносящей вред здоровью, потому что возрасте 7 – 9 лет формируется осанка человека. Ведь в научной литературе врачи напоминают о том, что особенно вредно, когда «тяжелый портфель не за спиной, а в руке или на одном плече». Это приводит к искривлению позвоночника» (1). В магазинах продаётся много разных школьных сумок. Мне стало интересно исследовать, какой нужно купить портфель младшему школьнику, чтобы он был «правильный»? Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи : 1.Изучить необходимую литературу. 2.Провести социологический опрос: «Какой портфель «правильный»?» 3.Провести исследования: - разнообразие школьных сумок в начальной школе МОУ ООШ №8; -соответствие массы пустых школьных сумок учеников начальной школы нормам; соответствие массы школьных сумок вместе с содержимым рекомендациям учёных и врачей. 4. Сделать выводы и дать рекомендации ученикам и их родителям. Методы исследования. Анализ научной литературы, интервью, социологический опрос, опыт, наблюдение. 3

1.Изучение литературы.
1.1 Интервью с врачом СЭС г. Приморско -_Ахтарска Заборским С.В. « В настоящее время действуют санитарные требования 2.4.7.1166 к школьным сумкам от 1981 года. Речь идёт только о ранцах для учеников 1 -4 классов, т.е. ни портфели, ни сумки, ни рюкзаки под действие этого документа не попадают. Никаких официальных документов, ограничивающих массу школьных ранцев, не существует. Зато есть физиологические нормы «грузоподъёмности» для детей. Масса пустого ранца носит рекомендательный характер и касается их производителей. В рекомендациях по возрастной физиологии школьников сказано: «Пустой портфель младшего школьника должен весить не более 500-700 граммов. А вместе с учебниками его масса не должна превышать 10% от массы тела ребенка, т.е. 2 – 2,5 кг» (1)

1.2 Учёные и врачи о «правильном» портфеле. «В отличие от портфеля, школьный ранец не вредит позвоночнику, наоборот, приучает его находится в правильном положении, так как имеет твердую ортопедическую спинку . Это помогает ребенку сохранить хорошую осанку» (1)

«Рюкзак - не лучший выбор для малыша, поскольку у него мягкая спинка» (1) Этот вариант больше подойдет для старших школьников.

Что уж говорить о сумке на одной лямке или портфеле, где «нагрузка приходится на одну сторону туловища. Это является серьезной причиной нарушения осанки». (1) 4 «Лучше остановить свой выбор на ранце из лёгкой, прочной водонепроницаемой ткани » (1) Тогда ему будут не страшны любые дожди и снегопады, к тому же в случае загрязнения его можно будет без проблем постирать.

Кроме того, на ремнях ранца и на его кармашках должны быть светоотражающие полосы , благодаря которым ребенок становится хорошо заметным на дороге в темноте.

1.3 Интернет о «правильном» портфеле (2)

Лямки хорошего ранца должны иметь возможность регулировки. Это важно, поскольку их придется подтягивать или отпускать в зависимости от одежды и по мере роста ребенка. При этом ремни должны быть отрегулированы так, чтобы «ранец находился строго на спине, - никак не ниже поясницы».(1)

«Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребенка. Верхний

край не должен быть выше плеч, а нижний - ниже бедер».(1)

Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании

школьных принадлежностей. Чем больше в портфеле отделений - кармашков, тем лучше-

благодаря этому его маленькому хозяину будет проще найти нужную ему вещь.

Вывод: по нормам САНпина «правильный» портфель для младшего школьника –

масса с содержимым 2- 2,5 кг».(1) Важными параметрами являются материал для

изготовления, светоотражающие полосы, регулируемые лямки, соблюдение размеров,

наличие карманов.

5

2.Социологический опрос.

Мы провели опрос родителей и детей о том, знают ли они, какой портфель для младшего школьника «правильный»: ранец, рюкзак, портфель или сумка? В опросе приняли участие 60 родителей и 60 учащихся нашей начальной школы.

Участники/Выбор

Ранец

Рюкзак

Портфель

Сумка

Родители

17

20

6

17

Дети

12

15

10

23

Итого

29

35

16

40

портфели) Из таблицы видно, что только 4-я часть участников опроса знают, что такое

«правильный» портфель.

без них?» ответ был отрицательным практически у всех участников опроса.

Вывод : многие взрослые и дети не имеют точного представления о «правильном»

доказывает необходимость изучения данного вопроса и информирование учеников и их

родителей по этой теме.

3.Исследования.

3.1Сначала мы выяснили, какие школьные сумки носят дети в нашей начальной школе в соответствии с рекомендациями по возрастной физиологии. В исследовании приняли участие 63 учащихся начальной школы.

Портфель

Вывод: из таблицы видно, что половина учащихся имеют «неправильный» портфель, т.е. не

3
.2 Далее мы провели наблюдение по соответствию массы пустых школьных сумок 63 учеников начальной школы рекомендациям по возрастной физиологии:

Вывод: у 30% ребят, т.е. у 19 учащихся масса пустых школьных сумок не соответствует нормам, т.е. их масса более 700гр. В эту категорию вошли 19 ранцев из 32, сшитые, на ощупь, из более толстой ткани с резиновыми цветными проклейками впереди, по бокам и внизу для украшения. Их масса составляла от 900 гр до 1,2 кг.

3.3 Наблюдение по соответствию массы школьных сумок вместе с их содержимым

Вывод: наглядно видно, что в каждом классе в 2, 3 раза больше детей, у которых превышены нормы массы школьной сумки. При этом у многих учащихся в портфелях были: дополнительная литература к урокам, принадлежности к урокам ИЗО и трудового обучения, настольные игры и даже игрушки. Самый тяжёлый портфель в 1 классе - 3,3 кг, во 2 классе – 3,7 кг, в 3 классе- 4кг, в 4 классе – 4,5 кг. 7

Общая диаграмма учеников начальной школы по соответствию массы

в
ыглядит так.

Вывод: из 63 учащихся у 46, т.е. у 73 % масса школьной сумки вместе с содержимым превышает допустимые нормы из рекомендаций по возрастной физиологии.

Заключение.

Наша работа показала, что многие родители и ученики - невежды в вопросе выбора «правильного» портфеля и соблюдения рекомендаций по нормам его массы. А ведь речь идет о здоровье ребенка, а не просто о сумке для переноса книг и тетрадей.

Изучив мнения учёных и врачей, информацию в интернете, данные социологического опроса, результаты исследований мы составили следующие рекомендации для родителей и учащихся по выбору «правильного» портфеля и способах соблюдения рекомендаций по его массе для младшего школьника:

1.Залог здоровья – лёгкий ранец с жесткой ортопедической спинкой.

2. Ширина не должна превышать ширину плеч ребенка, верхний край не должен быть выше плеч, а нижний - ниже поясницы.

3.Материал – лёгкая водонепроницаемая ткань со светоотражающими полосками. 4. Регулируемые лямки.

5. Масса пустого ранца 500-700 граммов, вместе с содержимым - 10% от массы тела (2-2,5 кг).

6.Контроль родителей за содержимым ранца. 7.Хранение принадлежностей для уроков ИЗО и трудового обучения в школе. 8.Наличие двух комплектов учебников. О рекомендациях по выбору «правильного» портфеля и соблюдению норм его массы я сообщила ученикам нашей начальной школы и выступила на общешкольном родительском собрании. Планирую оформить стенгазету в школе и написать статью в газету для родителей будущих первоклассников «Залог здоровья – лёгкий ранец».

Литература.

1. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. «Возрастная физиология и школьная гигиена». –М., Просвещение, 2000, -319с

2. Интернет

www.med52.ru

www.nedelya.efactory.ry

www.forum.sibmama.ry

nttp://www.goroda.ry

nttp://sscadm.nsy.ry

nttp://s23.miass.edu.ru

Просмотр содержимого презентации
«Каков он «правильный» портфель»



  • Какой нужно купить портфель младшему школьнику, чтобы он был «правильный»?

  • Изучить научную литературу
  • Провести опрос по теме
  • Провести исследования:
  • -о разнообразии школьных сумок в нашей начальной школе;
  • - о соответствии массы школьных сумок с книгам и без них МОУ ООШ №8 рекомендуемым нормам.
  • Сделать выводы и составить рекомендации

Санитарные требования2.4.7.1166 к школьным сумкам от 1981 г.

«Правильный» портфель-



  • Масса пустого до 700гр
  • С содержимым 10% от массы тела (до 2,5 кг)
  • Водонепроницаемая ткань
  • Светоотражающие полосы
  • Регулируемые лямки
  • Ширина ранца – ширина плеч ребёнка, верхний край не выше плеч, нижний – не ниже поясницы.
  • Отделения - кармашки

Какой портфель «правильный»: ранец, рюкзак, портфель, сумка?

Участники/

Родители

Портфель


Разнообразие школьных сумок в МОУ ООШ №8 (63уч.)

Портфель





  • Залог здоровья – лёгкий ранец с жёсткой ортопедической спинкой.
  • Ширина ранца- ширина плеч ребёнка, верхний край –не выше плеч, нижний – не ниже поясницы.
  • Материал- лёгкая водонепроницаемая ткань со светоотражающими полосками.
  • Регулируемые лямки.
  • Масса пустого ранца- до 700гр., вместе с содержимым 10% от массы тела
  • Контроль родителей за содержимым ранца.
  • Хранение папок для уроков ИЗО и труда в школе.
  • Наличие 2-х комплектов учебников.

Ещё недавно малыш учился сидеть, ходить, есть с ложечки, казалось бы, прошло совсем немного времени, и вот уже пришла пора отправлять его в школу. К такому важному и волнующему дню, как 1 сентября, родители готовятся особенно тщательно. Одним из важных вопросов является покупка сумки для учебных пособий. Как выбрать портфель для первоклассника, чтобы он подходил ребёнку по всем характеристикам?

Для того чтобы понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для всё ещё маленького ребёнка, попробуем разобраться в достоинствах и недостатках разных аксессуаров:

  1. Портфель, как правило, имеет одну ручку, дополнительно у него может быть длинная лямочка, поэтому ребёнку придётся носить его либо в одной руке, либо на плече. То и другое нежелательно, так как нет равномерной нагрузки на позвоночник. А это повышает риск его искривления. Поскольку даже в первом классе детям требуется достаточно много школьных принадлежностей, вес портфеля будет усугублять и без того неправильную нагрузку.
  2. Рюкзак представляет собой мягкую сумку значительного объёма, снабжённую несколькими отделениями и двумя лямками, которые можно регулировать. Носится он на спине, может быть предназначен для девочек и мальчиков по своей форме и расцветке.
  3. Ранец, практически, тот же рюкзак, только с жёстким каркасом. Часто из-за этого он имеет дополнительный вес. Несмотря на то, что он хорошо распределяет нагрузку на плечи и позвоночный столб малыша, покупка его нежелательна, так как, помимо лишнего веса, он имеет только одно, максимум два отделения.

Логично сделать вывод, что для семилетнего ребёнка предпочтительней лёгкий и мягкий рюкзак, в котором можно удобно разместить книги, пенал, упаковку фломастеров, ручки и карандаши. Поскольку в нём до трёх отделений и много вспомогательных карманов, в нём всегда можно найти место и для завтрака, который малыш возьмёт с собой. Можно выбрать и ортопедический ранец, если он лёгкий, но для этого, как и в случае с рюкзаком, потребуется придерживаться некоторых требований.

По каким критериям выбирать ранец или рюкзак

Надёжная молния нужна, так как расстёгивать и застёгивать свою экипировку ребёнок будет часто. Желательно, чтобы она была широкой, прочной, функциональной, с двумя «собачками».

Родителям обязательно нужно обращать внимание на наличие смягчающей вставки в виде сеточки, которая не допускает скольжения рюкзака, лучше, когда таким же материалом обшиты и лямки с внутренней стороны. Когда сумка удобно прилегает к спине, двигаться с ней гораздо удобнее.

Хорошо, если дополнительно на школьном портфеле будут нашиты светоотражающие элементы. Особенно это актуально в условиях больших городов, где много автотранспорта, а в осенний и зимний период школьникам иногда приходится добираться из школы домой уже в темноте. Конечно, первоклашкам это может и не понадобится, но знать об этом стоит.

Как правильно выбрать рюкзак/портфель для школьника: видео

Наличие анатомической спинки рюкзака

Приобретая рюкзак, следует подумать не только о комфорте ребёнка, но и о безопасности для его здоровья, хотя в этом случае два этих понятия неразделимы. Школьная принадлежность обязательно должна иметь физиологичную спинку, чтобы не навредить позвоночнику малыша.

Педиатры рекомендуют покупать первокласснику рюкзак весом не более 700-800 грамм, а накладывать в него, максимум 1-1, 3 килограмма. При этом всё равно необходимо выбирать аксессуар, оснащённый специальной спинкой, которая представляет собой каркас, обтянутый мягким и, в то же время, амортизирующим материалом. Подобные модели дают возможность оптимально распределять нагрузку, делают давление на спину минимальным, предотвращают дегенеративные изменения позвоночника.

Кстати спинки у таких сумок могут быть разными:

  • Мягкая вставка приводит к тому, что рюкзак всё время болтается, так как провисает из-за тяжести;
  • Жёсткая форма может несколько уменьшать давление на позвоночный столб, но в целом уступает более удобным моделям;
  • Спинка в виде алюминиевого каркаса сохраняет центр тяжести и надёжно прилегает к спине;
  • Наиболее подходящая для ребёнка спинка – анатомическая, она состоит из твёрдого остова и снабжена контурной вставкой, не позволяющей ребёнку сутулиться, однако недостатком её является приличный вес.

Родители должны помнить, что правильно подобранный школьный аксессуар может существенно снизить риск детского травматизма, избавить малыша от боли в шее, плечах, пояснице, от онемения рук и неправильной походки. Все эти патологические явления происходят из-за ошибок при покупке рюкзака.

Зная, как выбрать портфель для первоклассника, и отправляясь вместе с ребёнком в магазин, не стоит сразу же приобретать понравившееся изделие. Можно обойти несколько точек и рассмотреть все наилучшие варианты. При покупке следует проверить фиксирующие крепления лямок, механизм молнии, осмотреть вставки и спинку модели. Примерка должна происходить в обязательном порядке – для этого можно положить в рюкзак что-нибудь из своих вещей, иначе невозможно будет правильно оценить все его достоинства и минусы.

Папе и маме важно помнить, что малышу должна понравиться его школьная сумка, но, кроме этого, она должна быть удобной и безопасной для детского здоровья. Тогда малышу ничто не помешает осваивать новые территории и впитывать необходимые знания.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 городского округа город Михайловка Волгоградской области»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

« Правильный» портфель.

Выполнили ученики 3 г класса:

Высочинская Анастасия

Лиманская Кристина

Руководитель:

Мещерякова Наталия Владимировна,

учитель начальных классов

2018г.

Тема проекта: «Правильный» портфель.

Проблема: выяснить какой рюкзак можно назвать «правильным.

Цель: узнать влияние школьного ранца на здоровье школьников

Задачи:

    Изучить историю портфеля.

    Как правильно выбрать ранец.

    Исследовать портфель учеников 3г класса в соответствии с требованиями.

    Сделать выводы соответствия веса портфеля и его содержимого норме.

Гипотеза : нашей работы стало предположение о том, что чрезмерно перегруженные портфели могут негативно сказаться на состоянии здоровья школьников.

Практическая значимость - результаты исследования помогут взрослым пересмотреть свои требования при выборе школьного портфеля.

Немного истории.

Самому древнему рюкзаку около 5000 лет, он принадлежал доисторическому человеку. Рюкзак древнего человека был кожаным, носили его на спине. Рюкзак состоял из двух деревянных вертикальных брусков, для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками.

В конце 18 начале 19 века рюкзак становится очень распространенным среди военных. Рюкзак- это заплечный мешок с карманами без жесткой спинки.

Ранец –это сумка для ношения при себе вещей, надеваемая при помощи лямок. Ранцы по-прежнему актуальны- теперь их не только делают из облегченного материала, но и снабжают ортопелическими спинками, колесиками и выдвижными ручками.

Почему мы стали заниматься этим проектом?

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих детей и их родителей. Одной из причин формирования неправильной осанки является наш школьный портфель. Вес школьных ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч.

Главный вопрос : «Сколько должен весить школьный ранец?»

Чтобы провести исследование, необходимо знать основные правила, которыми должен обладать школьный рюкзак.

1. Вес ранца для обучающихся начальных классов не должен превышать 600-700 грамм.

2. Заполненный портфель должен весить не более 10 процентов от веса ребенка.

3. Для детей начальных классов ранец должен быть снабжен формоустойчивой спинкой.

4. Предпочтение следует отдавать ранцам, спинки которых имеют специальные массажные профили.

5. Длина плечевого ремня, не менее 600-700 мм

6. Ремни должны быть снабжены регулировочным устройством применительно к росту ребенка.

7. Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм.

8. Высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм.

9. Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм.

10. Длина ранца не должна превышать 300-360 мм.

11. Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность.

Ознакомившись с гигиеническими требованиями к школьному ранцу, мы начали исследование.

На первом этапе проанализируем соответствие веса пустого ранца утвержденным гигиеническим требованиям. Полученные данные занесли в таблицу.

Самый легкий рюкзак оказался у Юры, так как он без жесткой спинки. Вес его 200 грамм. Самый тяжелый- у Даши-1,5 килограмма.

Данные показали, что 74% школьных изделий соответствуют утвержденным нормативам, а 26% превышают рекомендуемый вес. Самым легким школьным изделием оказался рюкзак весом 200 грамм, а самым тяжелым – 1, 5 килограмма.

На втором этапе исследования проанализируем, соответствие размеров ранца утвержденным гигиеническим требованиям. Измерим высоту и ширину школьных рюкзаков. Сопоставим полученные данные, с требованиями, утвержденными СанПином. Полученные данные занесли в таблицу.

80 процентов рюкзаков соответствует норме, 20%- незначительно превышают ее.

На третьем этапе исследуем, чем наполнен школьный портфель.

На предыдущих двух этапах мы выяснили, что лишь у 26 % ребят вес пустого ранца превышает допустимое значение.

Однако наполнив портфель школьными принадлежностями, учебниками и тетрадями допустимое значение увеличилось.

Чтобы выяснить причину отклонений, мы рассмотрели расписание уроков во вторник и в пятницу.

Во вторник 5 уроков: русский язык, математика, чтение, окружающий мир, английский язык. У 90% учащихся вес превышает нормы.

Было принято решение в этот день носить не все учебники. Половина учащихся класса приносят учебники по русскому языку и математике, другая половина по окружающему и чтению, папку по английскому языку носят все учащиеся.

В пятницу: русский язык, окружающий мир, изо, физкультура.

У 99% вес соответствует норме, только у 1 % превышает.

На 4 этапе необходимо было измерить вес учащихся и проследить соответствие веса рюкзака и веса ребенка.

Медицинские работники взвесили всех учащихся 3 г класса. На слайде вы можете видеть самый маленький и самый большой вес девочек и мальчиков.

После выполненных измерений мы пришли к выводу, что у 72 % учащихся, вес рюкзака не соответствует нормам, так как он не должен превышать 10% веса ребенка. У Поповой Арины при ее весе рюкзак должен быть не более 2,5 кг, а весит он 3-4 кг. У Лесовского Матвея рюкзак весит 4 кг. У ребят, вес которых больше 35 кг, рюкзак соответствует нормам.

Как же уменьшить негативное влияние?

Необходимо придерживаться определенных правил:

1.Ранец должен плотно прилегать к спине.

2.Ремни -8 сантиметров.

3. По ширине ранец не должен быть шире спины.

4. По длине не выше уровня плеч и не ниже линии бедер.

5. Не забывать выкладывать лишние школьные принадлежности.

6. Можно договориться с соседом по парте и носить разные учебники.

Заключение.

Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу:

чрезмерно перегруженные портфели могут негативно сказаться на состоянии здоровья школьников. Между школьным ранцем и здоровьем существует прямая связь, так как вес многих рюкзаков превышает нормы.

Учащиеся нашего класса заглянули в будущее. По их мнению рюкзаки будут легкие, оснащенные электронными приложениями.

Эти устройства постепенно заменят традиционные печатные книги. Их преимущества не столько в малом весе (10-дюймовый планшетный ПК имеет массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения.

Кроме того, в таком компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания.

Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией.