Для детей        14.07.2023   

Информация о рождестве богородицы. Рождество Богородицы: история, традиции и приметы праздника

Согласно Церковному Преданию, Дева Мария родилась в галилейском городе Назарет. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Долгое время они были бездетны.

Однажды Иоаким, будучи уже в преклонном возрасте, во время одного из еврейских праздников пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, однако первосвященник отклонил дары, поскольку Иоаким не имел детей (как считалось раньше, по причине своей греховности).

Иоаким и Анна долго молили Господа послать им дитя и однажды супругам явился ангел и сообщил о том, что их молитва была услышана, и у них скоро родится ребенок. По прошествии положенного срока праведная Анна родила дочь и назвала Марией, как повелел ей Ангел.

Когда и как празднуется Рождество Богородицы в 2019 году?

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство.

Предпразднство - один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

В этот день поста нет, то есть верующим разрешается употреблять любую пищу.

Рождество Пресвятой Богородицы 2019: традиции

В православных храмах в день Рождения Пресвятой Богородицы совершается богослужение. В службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Народные традиции празднования и приметы

Праздник Рождества Богородицы в народном календаре связывают с приходом осени и праздником урожая. Этот праздник еще называют Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками.

В этот день устраивали гуляния на целую неделю и ходили друг к другу в гости. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и укрепления добрых отношений между членами семьи.

В это время также убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба. Все летние работы заканчивались и крестьяне благодарили Богородицу за урожай и просили ее помощи на год будущий.

В народе говорили:

  • На Пречисту в поле чисто.
  • Придет Пречиста, будет чисто-чисто.
  • Пречиста - картопля чиста (укр.).
  • На вторую Пречистую заготавливают калину» (укр.).
  • Если в этот день хорошая погода - будет теплой осень.

Что нельзя делать в Рождество Пресвятой Богородицы

Одним из важных моментов является то, что на Рождество Пресвятой Богородицы не следует употреблять мясо и непостную пишу, а также алкоголь. В этот день нужно соблюдать пост, отказаться от физической нагрузки, домашней работы, ссор с близкими людьми, осуждения.

Близкие, родственники, друзья собираются вместе на Рождество Пресвятой Богородицы. Праздничный пирог кушают с особой осторожностью. Даже крошки сметать со стола нельзя. Если крошек много, их отдают домашним животным.

Этот день требует абсолютной чистоты помыслов от всех православных людей. Нельзя ругаться, кричать друг на друга, портить свое настроение плохими мыслями, желать кому-то зла.

Рождение Богородицы олицетворяет светлые понятия христианства. В этот день важно много молиться, посещать богослужения, преклоняться пред могуществом высших сил и благодарить Всевышнего за все, что есть в доме.

Что делают в Рождество Пресвятой Богородицы

Дева Мария олицетворяет семейную гармонию, плодородие и благополучие в семейной обители. К этому празднику люди завершали основную работу на поле. Поэтому Богородицу часто благодарили за урожай и уже собранные осенние богатства.

В храмах традиционно проводят торжественные службы. В домах православные хозяйки выпекают хлеб с инициалами «Р» и «Б». Этот хлеб хранят под иконами. Во время горестей, падения духа или хворей от выпечки отламывают небольшой кусочек и съедают.

На Рождество Пресвятой Богородицы (приметы и обычаи отличаются особой толерантностью и позитивным настроем) разрешают употреблять рыбу, не смотря на то что празднование всегда приходиться на один из самых строжайших постов в христианстве.

На стол также подают грибную юшку с пирогами. Выпечкой угощают не только гостей, но и раздают всем нуждающимся. Это своеобразные ритуал привлечет еще больше богатства в дом.

В этот день посещают молодоженов, которые должны радужно принимать гостей и накормить всех досыта, выслушать со смирением советы и наставления гостей и старших родственников.

Считается, что если в праздник Рождество Пресвятой Богородицы женщина умоется до восхода солнца - то красота сохранится до самой старости, а если девушка умоется до восхода солнца - то быть ей в том году просватанной. Правда для этого нужно пойти на речку и умываться речной водой.

На Рождество Пресвятой Богородицы женщины рано утром шли в церковь и ставили свечки, обмотанные бумажными цветами, на которых были написаны просьбы Пречистой Деве. Какая бумажка обгорит первой,та просьба и исполнится. Если же бумажные цветы сгорали полностью, значит все пожелания будут услышаны.

В этот день девушкам с именами Анастасия, Алена и Анна не рекомендуется носить косу или по-другому собирать волосы.

Существует еще одна примета: если в этот день вы испачкаете руки в чем-то черном, то ждите хорошего предложения на работе. Правда чтобы примета сбылась, нужно встать на веник обоими ногами и постоять хотя бы пару минут.

21 сентября наблюдали за погодой. Обычно день радовал солнцем и теплом. Это считалось хорошим знаком. Значит вся осень будет теплой и комфортной.

Что приготовить на праздничный стол

— легкий вкусный супчик;

— вкусные и мягкие;

— пышная и ароматная в духовке;

— вкусный и нежный десерт к праздничному столу;

Рождество Пресвятой Богородицы, как и Рождество Христово, - один из важных православных праздников. С этим торжеством связаны важные традиции, которые должен соблюдать каждый православный верующий.

21 сентября во многих храмах нашей страны будут проходить торжественные службы в честь Рождения Великой Божией Матери. Именно в этот день родилась Дева Мария, которая впоследствии подарила миру Спасителя — Иисуса Христа.

Рождество Пресвятой Богородицы, как и другие церковные праздники, имеет свои традиции. Испокон веков люди чтили и соблюдали их. Для верующих этот день обладал особой духовной силой.

Женщины и девушки 21 сентября шли рано утром на речку. Считалось, что если женщина умоется до восхода солнца, ее красота сохранится до старости. Если незамужняя девушка умоется до восхода, то в этот год будет сосватана.

Молодожены звали своих родителей в гости. Считалось, что родители должны в этот день давать советы по хозяйству невесте и жениху. Молодая жена готовила праздничный пирог и угощала гостей. Если пирог подгорал, то ее мужу вручали кнут, чтобы он наказал жену за испорченное блюдо. В свою очередь жених показывал, как он ведет хозяйство во дворе. Если в завершение праздника гости были довольны, они вручали подарки молодым и благодарили за гостеприимство.

Для женщин в этот праздник было обязательной традицией посещать церковь, чтобы поставить свечку Пресвятой Богородице. Свечку обматывали бумажкой, на которой заранее писали свои просьбы. Какие желания сгорят, те и будут исполнены. Если сгорали все желания, значит, все просьбы исполнятся.

Приметы на Рождество Богородицы

Помимо традиций , которые было необходимо соблюдать, с этим праздником было связано множество народных примет, большая часть которых касается погоды.

Чтобы узнать, насколько холодной будет зима, в этот день наблюдали за птицами. Если они летают низко и жмутся друг к другу, ожидали холодную зиму, если летали высоко в небе — теплую.

Если Рождественское утро туманное, значит, осенью погода будет дождливая, а если небо утром безоблачное, то следует ожидать сухой и холодной погоды.

Считалось, что в Рождество Богородицы Солнце и Месяц играют в прятки. С этого времени наступало осеннее равноденствие, когда длина дня оказывалась равной длине ночи. После день будет становиться короче.

Женщины, которые в Рождество не подадут просящим, могли не надеяться в ближайший год родить детей. Это связано с особой символикой праздника и значением Богородицы в православной культуре, которая всегда считалась покровительницей матерей и материнства.

Не только наши предки уделяли внимание важным церковным событиям, но и в настоящее время люди с уважением относятся к православным праздникам. В этот день в церквях и храмах вы можете увидеть много верующих людей, которые пришли помолиться, попросить у Святой Девы прощения , благословения и, конечно же, здоровья. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

19.09.2017 04:23

Успение Пресвятой Богородицы - единственный праздник в честь блаженной и благочестивой Девы Марии. Именно в...

Рождество Пресвятой Богородицы - большой праздник верующих всего мира, который входят в число двунадесятых, то есть самых важных после Пасхи. Он связан с библейской историей двух праведников, Иоакима и Анны - они вели благочестивую жизнь, но не имели детей, и постоянно молили Господа о том, чтобы он даровал им первенца. Через некоторое время у них родилась дочь Мария, которой и было предначертано стать матерью Иисуса. Важно знать, как празднуют Рождество Пресвятой Богородицы, а также приметы и обычаи, что можно и нельзя делать в этот день.

Когда и как празднуют Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы приходится на 21 сентября, а в народе его называют второй Пречистой. На Руси до наступления этой даты земледельцы старались убрать урожай (на это счёт есть поговорка: «Придёт Пречистая, и будет чисто».), а пасечники начинали готовить пчёл к зимовке. Обязательно нужно было выкопать картофель и засеять землю рожью, чтобы успеть до похолодания и отпраздновать вторую Пречистую, не отвлекаясь на насущные заботы. Длительность празднования зависела от собранного урожая - если он был богатым, отмечание длилось две недели, а если скудным, то всего три дня.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая», «Аспосов день»

Праздник у верующих считается светлым и радостным, поэтому его широко отмечают все христиане и католики. В храмах проводятся торжественные богослужения, а после посещения церкви прихожане отправляются домой (на выходе следует подать нищим, чтобы в доме был достаток), накрывают стол и приглашают гостей.

Говорят, что если угощение богатое и разнообразное, следующий урожай будет на славу.

На стол обязательно нужно поставить блюда из зерна и корзину с осенними плодами - яблоками, сливами, виноградом и грушами в качестве благодарности природе за её дары, а также блюда из зерновых.

Когда-то хозяйки пекли к этому празднику специальный хлеб с «выгравированными» на нем буквами «Р» и «Б» (Рождество Богородицы) и угощали им всех, кто заходил в дом. Кусочек такого хлеба обязательно клали за икону, после чего он приобретал целебные свойства - если кто-то из членов семьи заболевал, угощение давали в качестве лекарства.

Перед застольем нужно обязательно прочитать молитву, а разговоры можно вести только на добрые и позитивные темы. Старики в этот день передавали накопленный опыт младшему поколению, а молодые люди, особенно молодожёны, ходили к своим старшим родственникам и внимательно слушали их советы.

Что нужно делать

В народе считается, что в день Рождества Богородицы небеса наклоняются близко к земле, поэтому Господа можно попросить об исполнении любого желания. Особенно Дева Мария благоволит к незамужним девушкам и бездетным парам - если искренне молиться о семье или ребёнке, молитвы обязательно будут услышаны. Кроме того, можно попросить о здравии и благополучии для близких людей интересным способом - написать просьбу на листке бумаги, прикрепить его к церковной свече и зажечь её. Если свеча прогорит полностью, значит, всё написанное сбудется.


В некоторых храмах после божественной литургии совершают крестный ход

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы девушки на выданье старались встать пораньше и сразу же отправлялись к источнику воды.

Считалось, что если успеть умыться до рассвета, обратившись лицом к востоку, то женская красота не увянет до конца жизни, а к незамужней красавице обязательно придут сваты.

Чтобы укрепить здоровье и не болеть весь следующий год, 21 сентября было принято сжигать изношенную одежду и обувь, а детей выводили на крыльцо и обливали водой. А на случай неожиданной болезни предки заготавливали калину и пили приготовленные из неё отвары и настои – «если выпьешь калины на Пречистую, будешь от всякой хвори чистый».

Если в день рождения Девы Марии с человеком случилось что-то необычное, нужно сразу же схватить веник, положить его на пол и постоять на нем несколько минут - это сулит доход и карьерные успехи. К неожиданному смело можно отнести любое происшествие.

Что запрещено делать 21 сентября


Постный ли день или разрешено вкушение скоромной пищи, необходимо выяснять с учётом дня недели
  • На Рождество Пресвятой Богородицы нужно отказаться от тяжёлой работы и домашних дел: мытья полов, уборки и сжигания мусора, рубки дров и т. д.
  • Женщинам не стоит брать в руки иголку и ножницы, шить, вышивать и резать, причём запрет распространяется даже на хлеб.
  • Нельзя конфликтовать с окружающими, повышать голос, желать кому-то зла и даже допускать негативные мысли - все помыслы должны быть чистыми и светлыми.
  • Во время празднования второй Пречистой не рекомендовалось употреблять мясо (готовили постные блюда) и категорически запрещался алкоголь. В современной православной культуре, если день не попадает на постные среду и пятницу, то ограничений нет.

Так как 21 сентября 2018 года выпадает на пятницу, то день считается постным, однако православный календарь оповещает, что в случае такого большого праздника разрешено употребление блюд из рыбы и морепродуктов.

  • Со стола в этот день нельзя стряхивать крошки и тем более выбрасывать хлеб - всё нужно аккуратно собрать и отдать домашним животным или птицам.

Приметы

21 сентября считается днём, когда осень становится полноправной хозяйкой, а по погоде можно сделать прогноз на будущее:

  • если день выдался солнечный, значит, до конца октября за окном будет светить солнце, а если небо затянуто облаками, можно ожидать осенних холодов с дождями;
  • если с утра льёт дождь, следующие 40 дней будут дождливыми;
  • если трава покрыта утренней росой, то ровно через месяц её место займёт иней и наступят первые заморозки, а если солнце взошло рано и высушило росу - зима будет бесснежной.

Все сельскохозяйственные работы к этому времени заканчивали, наступала луковая неделя - период сбора лука

Есть в день рождения Пресвятой Богородицы и другие приметы, не связанные с погодой.

Считается, что все младенцы, появившиеся на свет 21 сентября, будут здоровыми и счастливыми, так как сама Дева Мария укроет их от врагов, болезней и несчастий.

Обряды и ритуалы

День рождения Пресвятой Богородицы – «сильный» день, который подходит для проведения всевозможных ритуальных действий. Единственное условие заключается в том, что все обряды должны быть направлены исключительно на добро - наводить порчу или каким-то другим образом вредить окружающим нельзя, иначе Дева Мария может разгневаться.

Оберег для всей семьи

В день рождения Девы Марии можно сделать мощный оберег, который будет защищать дом от врагов, дурного глаза и бед. Предки использовали для его изготовления ожинковый (последний) сноп, но можно просто пойти на поле и сорвать несколько колосков. Вместе с ними нужно подготовить веточку рябины, калины, сосны или ели, церковную свечку, красную нить и лоскут натуральной ткани. Срывая ветки с деревьев, обязательно попросить у них прощения. Из всех выбранных материалов собрать красивый букет так, чтобы в центре была свеча, обмотать его тканью, обвязать нитью и побрызгать святой водой.


Над готовым оберегом следует прочитать молитву «Отче наш» и три раза окропить его святой водой

Получившуюся композицию нужно повесить возле входной двери.

Обряд на исполнение желания


Яблоня в православии считается символом удачи, рождения чудес и новой жизни

Ещё один обряд, который можно провести 21 сентября, нацелен на реализацию заветного желания. Взять по три веточки с трёх разных деревьев: яблони, орешника и берёзы, а также ленту зелёного цвета и ёмкость с чистой родниковой водой. Все прутики собрать вместе, обвязать зелёной лентой, после чего загадать желание и обмакнуть их в воду, думая о своей мечте. Далее композицию нужно закопать под яблоней и желание вскоре сбудется.

Ритуал на замужество

Девушки, которые хотели как можно скорее выйти замуж, проводили ритуал с ветками орешника. Их нужно связать в круг с помощью красной нити, положить его на большую круглую тарелку и зажечь, произнося заговор: «Как быстро огонь идёт по кругу, так быстро и я пойду под венец». Когда веточки полностью прогорят и останется только зола, её нужно смести в лоскут ткани, вынести на улицу и пустить по ветру. Девушка, которая провела этот ритуал, должна встретить свою судьбу в течение года.

Обряд на беременность

Следующий обряд предназначен для женщин, которые мечтают о ребёнке. Нужно набрать в ёмкость чистой ключевой воды и умыться ею, после чего жидкость освящали в церкви. Если пить эту воду по глоточку на протяжении 40 дней, долгожданная беременность не заставит себя ждать.

Рождество Пресвятой Богородицы - светлый и позитивный праздник, который нужно провести с чистыми помыслами и намерениями, и тогда Дева Мария обязательно подарит вам своё благословенье и будет защищать от неприятностей на протяжении всего года.

История праздника

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка. «Из Назарета может ли быть что доброе?» - презрительно отзывались евреи о нем. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом.


Родителями Девы Марии были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна - младшая дочь священника от племени Ааронова Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетны, так как святая Анна была неплодна. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.

Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и 40 дней со слезами молился Господу о даровании дитяти.

Узнав об этом, жена его, бывшая дома, сильно скорбела. Как-то Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария.»

С той же вестью явился ангел в пустыне и Иоакиму. Благодаря всем сердцем Бога, тот с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой с твердой верой в исполнение обетования Господа.


После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда» . Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

Место Рождества


Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. На этом месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.

О католическом догмате «Непорочного зачатия»

Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы, называя это зачатие преславным и святым. Однако она не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь , которая в XIX веке провозгласила догмат «Непорочного зачатия». Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы

Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом - от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, «из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.»

Установление праздника

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот день празднуется рождение Той, через Которую пришёл Христос Спаситель.

Этот праздник установлен Церковью уже в древности. Первоначально он возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви. Cв. равноапостольная Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы.

Текст праздничного тропаря «Рождество Твое, Богородице Дево» имеется и в римско-католической службе, что является едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей. Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России - ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом.

Значение праздника

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

Ветхий Завет по преимуществу был временем Божиих обетований о спасении и человеческих упований на грядущее спасение. Господь из всех народов земли избирает Себе народ израильский и из всех родов израилевых - род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Господь Иисус Христос. Последним звеном цепи Божественных избраний и началом нашего спасения было Рождество Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы , которое Святая Церковь празднует в начале церковного года.

Рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества . Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы:

Лестница Иакова (Быт. 28:10-17);
- Пророчество Иезекииля (Иез. 43:27, Иез. 44:1-4);
- Слова Книги Притчей Соломоновых (Притч. 9:1-11).

В Рождестве Богородицы заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего не чем иным, как приготовлением пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель. Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была раскрытием на земле великой и страшной тайны любви Божией к миру и человеку, а затем Ее служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Поэтому и годичный богослужебный круг развертывается в пределах земной жизни Божией Матери: начинается он с Ее рождества и кончается Ее Успением. Весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только через благоговейное почитание Его Пречистой Матери и следование по Ее пути, ведущему в жизнь вечную.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Документальный фильм. «РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати ти: неплоды раждает Богородицу, и питательницу жизни нашея.

Величание Рождеству Пресвятыя Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва в день Рождества Пресвятыя Богородицы
О, Пресвятая и Богоизбранная Дево, Владычице наша Богородице, Небеси и земли Царице, на радость и утешение всему миру от безплодных и безчадных родителей Богом дарованная! Родившися Божиим промышлением, Ты разрешила еси неплодствие рождшия Тя, и ныне неплодное сердце мое плодоносно сотвори предстательством Твоим у Престола Вседержителева, неплодствовати же соделай мя злыми делы, гнилыми словесы и нечистыми помышленьми. О, Всеблаженная, да явлюся чадо Божие, добродетелей благоплодие присно приносящее. Ты утолила еси пречистым рождеством Твоим плач праматери нашея Евы, и праведныя родители Твоя избавила еси поношения безчадства, и ныне утоли плач и воздыхания многоболезненныя и любогреховныя души моея и избави всех нас поношения злосмрадных дел наших, страстей безчестия и от всякаго порабощения вражескаго. Наипаче же даруй нам, Пресвятая Богородице Дево, во всесветлый день рождества Твоего чистым сердцем разумети и памятовати, с коликою радостию и благодарением неплодная утроба святыя праведныя Анны ношаше Тя, да и мы не точию словесы, но наипаче делы своими выну будем со умилением сердечнем прославляти Тя, вопиюще: Слава пришествию Твоему, Чистая. Слава рождеству Твоему. Слава девству Твоему, Мати Безневестная. Купно же с Тобою сподоби нас непрестанно славити и величати Всесвятый Плод Твой, Слово воплощенно, во чреве Твоем неопально носимо, Емуже слава подобает, честь и покланение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. А минь.

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

«Услышана молитва твоя!.. У тебя родится дочь!» Рождество Пресвятой Богородицы

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим — Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

— Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!.. У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время, и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Рождество Пресвятой Богородицы – не давнее событие, а чудо вечности

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – .

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.

Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ .

Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.

В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.

Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.

Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.

А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Все же остальное отметается и бросается в огонь – во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует»(1).

Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.

Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и Небесного. «В творении его, – говорит Григорий Богослов, – художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной»(2).

Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам – верящим в Него, но и всей видимой твари.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.

Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя . (3)

Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью – небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.

Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь ? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.

Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5), – нам открываются врата вечности.

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру (6).

Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7), вводящий нас в вечность.

Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: . Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков , и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.

И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.

А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением.

И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.

И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.

Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.

И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.

Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня – чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.

И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

(1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2 // Творения. Ч. 1. С. 127.
(2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Творения. Ч. III. С. 9-200.
(3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я.
(4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я.
(5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь.
(6) Там же. Икос.
(7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь.