Оформление        02.06.2023   

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются? Какие бывают способности у ребенка? Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Инструкция

Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у . Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.

Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – , аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.

Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.

Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился , быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или . У таких богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.

Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего ученого вы сможете распознать в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится собирать пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.

Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано интеллекта. Просто интереснее всего для него заниматься спортом, получать удовлетворение от физической усталости.

Полезный совет

Если у вас есть сомнения в каких-либо задатках ребенка, обратитесь за консультацией к психологу. Он поможет определить склонность к определенным занятиям с помощью специально разработанных тестов.

Источники:

  • определение способностей ребенка

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок вырос успешным и талантливым. Чтобы достичь цели, необходимо развивать способности детей. Благо, для развития детских талантов, одаренности и способностей существует множество методов.

Инструкция

Важно, чтобы ребенок получал радость от занятий любимым делом и не потерял интереса. Поэтому не следует давить на ребенка . Не проявляйте излишнюю настойчивость, когда поощряете за те или иные достижения.

На развитие талантов ребенка, положительно влияет знакомство с трудовой деятельностью родителей. Пусть он сам примет участие в ней.

Развитие способностей у ребенка происходит благодаря развитию различных органов чувств. Предлагайте малышу чаще рисовать красками, лепить пластилином и пр. Ребенку должны быть доступны материалы с поверхностью разной текстуры. Это стимулирует развитие восприятия ощущений.

Слушайте вместе музыку, читайте, общайтесь, участвуйте в общественно - полезной деятельности. Это способствует гармоничному становлению личности.

Ребенку должны быть доступны справочники и энциклопедии с информацией, соответствующей его возрасту.

Критика негативным образом отражается на развитии способностей у ребенка. Малыш чувствует постоянную оценку, поэтому боится проявить себя. Никогда не критикуйте сына или дочь.

Видео по теме

Источники:

  • развитие таланта детей

Задатки таланта в человеке заложены природой. Задача взрослых - выявить способности ребенка и развить их. Это происходит в процессе творческого развития и воспитания. Родители, развивая в своем ребенке способности, могут быть уверены, что в жизни он реализует себя и обязательно найдет дело по душе.

Инструкция

Часто родители в своих собственные нереализованные таланты и хотят, чтобы ребенок занимался тем или иным видом искусства лишь потому, что у них в свое время это не получилось. Не заставляйте ребенка заниматься нелюбимым делом. Пусть выберет сам, что ему интересно. У вашего ребенка не меньше талантов, чем у вас, просто они другие.

В каждом малыше нужно разглядеть то, чем он отличается от других, что он может делать гораздо лучше, чем остальные. Если ребенок ведет себя пассивно и выполняет лишь ваши желания, можно обратиться за помощью к психологу. Он протестирует ребенка и определит приоритеты в одной или нескольких сферах деятельности.

Важным моментом в выявлении способностей ребенка является похвала. Хвалите малыша при каждом удобном случае, говорите ему, что он молодец. Даже если что-то не получилось, помогите ему. У ребенка есть способности , но у него еще очень мало опыта.Часто родители одной фразой «неумеха» отбивают у ребенка интерес к занятию. Делать это категорически нельзя, так как это может стать причиной развития детских комплексов. И то, что у ребенка не получилось в этот раз, он не станет повторять, боясь вашего неодобрения.

Видео по теме

В каждом малыше есть уникальные способности, заложенные генетически и природно. Выявить и развить их - задача родителей. Чем раньше вы поймете, к чему ребенок питает склонность, тем больше шансов, что он вырастет успешным и будет заниматься любимым делом.

Инструкция

Чаще всего дети с удовольствием сами демонстрируют свои способности. Если замкнут и нелюдим, не проявляет интереса ни к танцам, ни к пению, ни к рисованию, стоит обратиться к , который поможет раскрепостить его и увидеть склонности к тому или иному занятию.

Если вы хотите выявить способности , не стоит заставлять ребенка реализовывать ваши мечты, если они ему не по нраву и не по силам. Даже если вы не успели реализоваться в каком-либо творческом направлении в , не беда. Существует много курсов и кружков для взрослых. Вы должны дистанцироваться от собственных желаний и внимательно наблюдать за ребенком. А принуждение к чему-либо может только отпугнуть малыша.

Не бойтесь перегрузить ребенка. Чем больше различных видов занятий, тем . Предлагайте малышу попробовать себя и в театральных постановках, и спорте, рисовании и музыке. Сходите на пробные занятия в различные кружки, поговорите с преподавателями и тренерами, попросите их оценить наметанным глазом вашего ребенка. Те увлечения, которые будут ребенку не по душе, со временем отсеяться. Главное, постоянно интересоваться, есть ли у малыша желание продолжать занятия. Необходимо поощрять интерес и инициативу, но ни в коем случае не наказывать за нежелание посещать кружок.

Если говорить о поощрениях, то необходимо постоянно хвалить ребенка. Это очень вдохновляет его на дальнейшее развитие способностей и навыков. Хвалите искренне и от всего сердца. Даже если он в творческом порыве изобразил картину на обоях, перепачкался или порвал кроссовки, гоняя мяч, не ругайте его. Его картины будут далеки от идеала, а стихи состоять из двух нерифмованных строк. Не стоит ждать от маленького человечка без особых навыков каких-либо сверх достижений с первого дня занятий. Ведь ваша задача - это не вырастить вундеркинда на зависть другим родителям, тем самым лишив его детства, а выявить и постепенно развивать его способности.

Правое полушарие мозга, отвечающее за творческую деятельность, начинает развиваться раньше и активнее чем логическое левое. Таким образом, не стоит с пеленок пытаться вырастить великого математика, однако счетом все же необходимо понемногу заниматься. Лучше развивать творческие способности и укреплять связь полушарий мозга ребенка, предлагать ему сделать привычные вещи (поесть, почистить зубы, порисовать) другой рукой. Таким образом, когда придет пора развивать логические способности малыша, все будет даваться ему быстрее и проще.

Видео по теме

Талантом называют природные способности человека к какому-либо виду деятельности. Если способности обнаружились в раннем возрасте, родители не имеют права игнорировать их и должны способствовать их развитию. Как соблюсти баланс и не переусердствовать в деле развития таланта у ребенка?

Вам понадобится

  • - дополнительные занятия;
  • - строгий распорядок дня;
  • - желание развивать своего ребенка;
  • - денежные вложения;

Инструкция

Поощряйте интерес к делу, которое у него получается. Никогда не унижайте его способностей в глазах родственников или сверстников. Если ребенок сделал что-то (написал стихотворение, слепил из пластилина фигурку, забил решающий мяч в дворовом футбольном матче, спел песню), хвалите его и рассказывайте о его достижениях окружающим. Пусть он видит, что его успехи интересны и значимы не только для него.

Отдайте ребенка в кружок или секцию, если у него обнаруживаются способности к какому-либо делу. Ведь только в благоприятных талант может по-настоящему. Кружки и секции хороши как раз тем, что такие условия предоставляют. У него появится наставник и окружение сверстников-единомышленников.

Найдите педагога для индивидуальных занятий с ребенком. Например, если у малыша обнаружились способности к пению, пригласите мастера, которого вы сами по-настоящему цените. Отдавать ребенка в кружок нужно тоже с оглядкой на то, кто преподает в этом . Известны случаи, когда педагоги «подавляют» способности ребенка собственным безвкусием или ограниченной культурой.

Помните, что одни из самых счастливых людей - те, кто всю жизнь осознанно занимаются любимым делом. Сделайте своего ребенка счастливым, помогите разобраться, в чем его одаренность. Ведь людей без таланта просто не существует. Главное, в своем усердии привить ребенку любовь к какому-то делу не переборщить. Свободу ребенка не должны подавлять многочасовые занятия музыкой, танцами, спортом и т.д. Помните, что даже от любимого дело можно уставать.

Помогите ребенку понять, что способности - только часть общего процесса. Необходимая и важная, но не главная. Т.к. талант дается природой, но поддерживать его в себе может только сам человек. Организуйте распорядок дня ребенка таким образом, чтобы развивающие занятия стали его естественной частью и не травмировали ребенка. Развивайте самодисциплину в ребенке, чтобы он занимался сам, без лишних напоминаний.

Давайте ребенку достаточно свободного времени. Ведь одного таланта мало. Нужно еще и свободное, не связанное стереотипами мышление, открытый ум. Поощряйте в своем малыше подобные качества, занимайтесь с ним развивающими играми, стимулируйте его фантазию и независимость суждений.

Видео по теме

Обратите внимание

Лучше всего в общении с ребенком избегать частого употребления выражения вроде «ты талантливый, поэтому должен заниматься ежедневно». Это поможет контролировать самооценку вашего чада.

Полезный совет

Предоставьте ребенку самому выбирать себе занятия. Не торопитесь выписывать его из кружка, который он посещает с удовольствием, даже если по мнению педагога он не особо успевает в деле. Возможно, его талант откроется позже. Главное, чтобы занятия были в радость.

Чаще всего проблема определения склонностей ребенка встает перед родителями, когда они выбирают заведение, где их сын или дочь будет учиться. Отдать малыша в специализированный детский сад или обычный, выбрать художественную школу, записать ребенка в «музыкалку» или в кружок английского языка? Поэтому так важно понять, к чему же у ребенка есть склонности.

Инструкция

Гении появляются крайне редко. Обычно ребенок рождается лишь с задатками (к примеру, гибкий опорно-двигательный аппарат – хороший задаток к занятиям гимнастикой или танцами), которые под чутким руководством взрослых превращаются в способности. Поэтому важно, чтобы ребенок мог попробовать себя во всех сферах . Ведь если вы никогда не сочиняли со своим малышом стихов, как вы сможете понять, есть ли у него к этому способности?

В возрасте процесс выявления склонностей ложится на плечи его ближайших родственников, которые проводят с ним все время – мамы, папы, бабушки, возможно, няни. В этой ситуации вам поможет только наблюдательность. Изучайте результаты творческой деятельности малыша, обсуждайте это со знакомыми, имеющие такого же , следите за тем, какие игры выбирает ваш малыш – предпочитает ли он побегать или поиграть в слова. Главное, чтобы у ребенка в этом возрасте был выбор, во что ему играть, какой творческой деятельностью заниматься: порисовать, погонять мяч или подпеть модному певцу.

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит вне дома, не под присмотром близких. Для определения склонностей ребенка в более старшем возрасте лучше прибегнуть к помощи педагогов и детских психологов. Именно они смогут предложить ему комплексные тесты, в которых будут оцениваться его интеллектуальные, академические, лидерские, двигательные и творческие способности, а также возможный потенциал. Малышу зададут ряд вопросов, предложат нарисовать фантастическое животное, повторить движение, и на основании его ответов скажут вам, в какой сфере деятельности он скорее добьется успеха.

Однако не все способности можно выявить с помощью тестов. Поэтому родителям было бы неплохо вести специальный дневник, в котором они описывали бы развитие их малыша, указывали игры, которые доставляют ему наибольшее удовольствие, отмечали совершенные малышом открытия, хранили его рисунки и поделки. Обладая полной информацией и заручившись поддержкой педагога, вы не упустите из виду склонности вашего ребенка.

Видео по теме

Совет 7: Как помочь ребенку реализовать свои способности

Люди рождаются со своими индивидуальными способностями. От того, сумеет ли человек реализовать себя, напрямую зависят его ощущения собственной ценности и значимости. Начинать реализовывать свои способности нужно с детства. А родители должны помочь своему ребенку и создать среду, способствующую развитию талантов, самостоятельности и ответственности.

Инструкция

Не делайте за ребенка его работу – пусть он учится самостоятельно находить решения в соответствии со своими индивидуальными способностями. Очень часто родители стремятся научить малыша, подсказать, как делать то или иное задание. В результате они сразу же помещают его в определенные рамки. Дайте ребенку подумать, и он, скорее всего, найдет собственно решение.

Поощряйте самостоятельность ребенка. Предоставьте его самому себе, а сами – наблюдайте. Если ребенок скучает, не спешите его занимать каким-нибудь развлечением – пусть он придумает игру самостоятельно. Так ваше чадо научится фантазировать, выдумывать, изобретать.

Способности или индивидуальные особенности ребенка делают его уникальным. Каждый родитель страстно желает своему любимому чаду успешной и яркой жизни, поэтому выявлением одаренности и развитием способностей маленького человека лучше заняться как можно раньше.

Правильное и, главное, своевременное выявление наклонностей малыша дошкольного возраста способствует наиболее полноценному их развитию. Как определить, что ребенок наделен выдающимися способностями, которые помогут ему достичь успеха в любой сфере деятельности?

Кто и где выявит способности ребенка

Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.

В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.

Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.

Замечательный факт

История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.

Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».

Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании.
Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.

Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.

Как выявить способности ребенка

Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.

  1. Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
  2. Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
  3. Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.

Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Именно благодаря индивидуальным способностям человек становится успешен в той или иной сфере жизни. Правильное определение творческих наклонностей детей – залог будущей счастливой жизни.

Существуют определенные признаки, которые позволят определить в какой сфере развитие более продуктивно.

Признаки высокого интеллекта

  • Заинтересованность окружающим миром: повышенное внимание ко всему происходящему. Долго наблюдает за прыгающей лягушкой, работающей машиной или дождем.
  • Усвоение информации в больших объемах. Легко выдерживает чтение больших рассказов, может пересказать сюжет, заостряет внимание на деталях.
  • Стремление к сбору и систематизации полученных сведений. Малыш задает большое количество вопросов о конкретном событии, строит логические цепочки, упорядочивает информацию.
  • Большой и быстро пополняемый словарный запас. Впервые услышав слово, поняв его значение, ребенок в дальнейшем часто и правильно использует это слово в повседневной речи.
  • Аналитические навыки: может просчитать развитие событий, установить причину и следствие, сделать выводы. Прошел дождь, асфальт стал мокрым, цвет потемнел, дождь – это вода, если вылить воду на асфальт, он потемнеет.
  • Признаки критического мышления. Ребенок не доверяет конкретному источнику, перепроверяет полученную информацию. К примеру, задав вопрос маме и получив ответ, с уточняющим вопросом подходит к отцу, бабушке или дедушке.

Признаки выраженных творческих способностей

  • Использование воображения. Любит фантазировать, добавляет яркие детали к рассказу о произошедшем событии, во время игры в куклы или машинки придумывает невероятные сюжеты.
  • Использование интуиции для решения творческих задач. Поступил правильно, но не может дать четкие объяснения, почему принял именно такое решение.
  • Быстрая реакция на события, умение подстраиваться под возникшую ситуацию. «Переобувается» на ходу и меняет свое решение в зависимости от ситуации. Например, мама не купила слишком дорогую игрушку, малыш не устраивает истерику, а просит купить более дешевый вариант.
  • Высокая эмоциональность, внимание к чувствам детей или взрослых, умение сопереживать или разделить радость.
  • Проявление интереса к творчеству – живописи, поэзии, музыке и т.п. Выделяет любимых авторов, художников или музыкантов, ориентируется в мире творческих людей.
  • Склонность анализировать свои чувства и поступки.

Признаки сенсорных (практических) наклонностей

  • Желание работать руками с использованием различных материалов и инструментов.
  • Легкое усвоение различных практических навыков. Для мальчиков – это интерес к строганию, паянию, конструктору. У девочек этот признак проявляется в любви к шитью, вязанию или вышиванию.
  • Повышенное внимание и уход за членами семьи или друзьями, стремление оказать помощь во время болезни.
  • Интерес к механизмам. Малыш с удовольствием помогает папе с ремонтом различной техники, с удовольствием собирает палатку во время похода.
  • Специальные способности, или правильный путь развития.

Теперь вы поняли, что ваш ребенок – маленький хранитель уникальных способностей. Следующий шаг – сузить круг поисков и выбрать путь развития для малыша. В зависимости от наклонностей детей нужно развивать конкретные способности.

Взаимосвязь наклонностей и способностей

Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.

Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.

Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.

Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.

Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.

С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.

Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.

Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.

Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.

Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:

  1. Отличная память на стихи и рассказы.
  2. Ребенок чувствует ваше настроение.
  3. Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
  4. Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
  5. Походке малыша позавидовала бы балерина.
  6. Любимое дело – слушать музыку.
  7. Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
  8. Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
  9. Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
  10. Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
  11. Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
  12. Отлично различает звук музыкальных инструментов.
  13. Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
  14. Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
  15. Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
  16. Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
  17. Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
  18. Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
  19. Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
  20. Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).

Ключ к пониманию

  • Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
  • Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
  • Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.

Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.

Одним из важнейших элементов всестороннего развития личности является воображение и фантазия человека. Именно эти качества помогают приобрести опыт построения отношений с окружающими людьми, выражать свои индивидуальные черты характера и достигать высот в разных жизненных сферах. К сожалению, большинство родителей не учитывают это, что в будущем приводит к ограничению возможностей, которые открываются в жизни перед детьми.

Художественное развитие — один из самых важных аспектов формирования личности

Как выявить и сформировать творческие способности дошкольников?

Единственным методом, который безошибочно проявить все интересы и наклонности дошкольников является игра. Но после того как выявлены интересы ребенка, необходимо создать правильные условия для поддержки ребенка в развитии этой заинтересованности, поработать вместе с ним над привитием желания заниматься любимым делом.

Совет родителям: предоставьте ребенку возможность развиваться, принимайте активное участие в этом процессе, но никогда не давите на ребенка, не заставляйте его заниматься прикладным искусством, если ребенок сам не изъявляет такого желания.


Обучение музыке надо начинать, когда ребенок сам этого хочет

Часто такая ошибка совершается, если родители желают развивать способности к музыке. Родители очень поспешно отдают ребенка в музыкальную школу, не привив ему интерес к занятию этим видом искусства.

Какими методами и средствами можно развить творческие способности дошкольников?

Начинать развитие творческих способностей детей целесообразно с самого раннего возраста. С этой целью можно использовать практически все, что окружает ребенка – разнообразные предметы, игры и ситуации общения. Основной целью творческого развития ребенка является умение придумать образ, с последующей его реализацией. Но гармоничное развитие должно происходить последовательно и методично.


Цели художественного развития

Совет: если вы играете с ребенком в развивающие игры, не доводите ситуацию до пресыщенности. Если вы почувствовали, что интерес к игре пропал, то ее лучше отложить.

Развивая творческие способности дошкольников, следует прибегнуть к наглядным, словесным и практичным методам развития. Наглядные методы предвидят рассматривание нарисованных или реальных картин. Словесные методы включают разные формы общения, истории, рассказы, сочинение сказок. Практические методы основаны на развивающих упражнениях, играх, создании и использовании разных моделей. Сочетание всех методов совместно поможет максимально развить интеллектуальные способности дошкольников.


Работа с цветом — одно из средств художественного развития

Особое внимание следует уделять развитию художественно творческих способностей детей. Начинать работать над этим можно уже с годовалым малышом.

Именно в этом возрасте происходит изучение детьми предметов и их свойств. Надо позаботиться о том, чтобы ребенку на глаза попадали яркие карандаши, фломастеры, белая и цветная бумага, картон.


Начинать занятия можно с 1 года

В 2 годика дети знакомятся с окружающей средой, любят яркие цвета, проводят по бумаге линии и формы.

Начиная с трех лет, дети начинают рисовать каракули. Родителям следует обращать внимание на эти рисунки и стараться их расшифровать. Это поможет ребенку учиться связывать рисунок с образами. Необходимо предоставлять свободу малышу в его творениях, поддерживать и хвалить. Когда ребенка проявиться заинтересованность рисованием, его можно отдавать в художественную школу.

Какова цель развития художественных способностей детей?

Среди всех видов одаренности, именно творческие способности проявляются раньше всех. Проявления художественно творческих способностей присутствуют во всех видах искусства, но наиболее актуальным является изотворчество. Причина этого состоит в том, что рисунки дошкольников могут храниться, экспонироваться и изучаться, свидетельствуя о присутствии художественных способностей у ребенка.


Художественные занятия учат образному мышлению. Аппликация из салфеток

С помощью воображения дети с признаками одаренности создают чувственные образы, которые помогают раскрыть внутренний смысл событий и явлений. С помощью цветовой гаммы дети выражают свое отношение к предмету: темный – значит плохой и страшный, а светлый – красивый, хороший, добрый. Именно выразительность цветовых решений и динамичность рисунков является отличительным признаком одаренности. Большинство дошкольников с признаками художественной одаренности располагают лист для рисования по вертикали.

Следует учитывать, что у изобразительной одаренности есть такое свойство как «возрастная талантливость». Объясняется это тем, что в определенный момент все детки начинают рисовать, но потом эта способность в большинстве случаев исчезает. Поэтому очень важно вовремя заметить и поддержать развитие творческих способностей у ребенка.

Совет: не выбрасывайте рисунки ребенка. Именно они могут рассказать о его проблемах, ощущениях и эмоциях.


Детские рисунки выражают мысли и желания ребенка

Также по рисункам можно узнать об интересах, об отношении к окружающему миру, творческой активности и об уровне формирования технических умений и навыков вашего малыша.

Художественное воспитание дошкольников и развитие творческих способностей предвидит разные виды деятельности: лепка, графика, живопись, оригами. Целью таких творческих занятий является формирование образного мышления детей, развитие фантазии, выражение своих эмоций и чувств.

Ребенок, который еще плохо говорит, именно в творческой деятельности может выразить свои мысли, она также является хорошим помощником, который помогает справиться с переживаниями, улучшает эмоциональное развитие малыша.


Рисование у детей развитие воображение, внимание и усидчивость

Отличным результатом занятий художественным творчеством является успокаивание нервной системы, развитие усидчивости, терпения и выдержки.

Какова роль родителей в развитии творческого мышления у детей?

В 2-3 года у ребенка начинает развиваться фантазия и воображение. Именно благодаря воображению ребенок придумывает себе вымышленных героев, с которыми он дружит. Роль взрослого в игре придает ребенку уверенности в себе и силы. Для полноценного развития творческого воображения наиболее оптимальным вариантом будет, если родители будут играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры. Именно в таких играх ребенок может попробовать себя в разных ролях. Приготовьте вместе атрибуты к игре.


Совместные занятия очень сближают родителей и детей

Для полноценного развития мышления необходимо использовать предметы, которые помогут придумать и сделать что-то новенькое и необычное, осуществить какой-то эксперимент.

Кроме этого для этой цели подойдет головоломка, бинокль, магнит, мозаика, природный материал. Очень полезными будут наблюдения за животными на ферме, в зоопарке. Можно вместе сделать игрушки из лоскутков, ракушек, шишек, листочков. Неплохо будет сходить с ребенком в музей, аэропорт, поехать в деревню.


Ручной труд в детском саду ведется по специальным методикам

Волшебство нетрадиционных техник рисования

Уже в самом раннем возрасте малыши стараются отобразить свои впечатления об окружающем мире, используя изобразительное искусство. Порою отпадает необходимость в присутствии красок, кисточек и карандашей. Творческое развитие можно осуществить, используя свои пальчики, на запотевшем стекле можно рисовать ладошками, для рисунков на песке можно взять палочку вместо кисточки, также причудливые рисунки можно создать, используя мамину помаду или зубную пасту.

Рисование на ткани одна из нетрадиционных методик

Детей можно и нужно вводить в волшебный мир нетрадиционных техник рисования. Это очень увлекательное и завораживающее занятие для детей.

Необходимо использовать любую возможность для развития творчества нетрадиционными способами. С этой целью можно использовать множество ненужных вещей, которые есть в каждом доме. Интереснейшие картины можно создать с помощью зубной щетки, поролона, пробок, пенопласта, катушки ниток, свеч. На улице можно рисовать палочками, создать композицию с помощью шишек, листьев, камушков, пуха одуванчика или тополя.


Рисование с цветным песком — отличный способ развития мелкой моторики

Преимущество нетрадиционных способов развития детского творчества в том, что не существует четких правил и рамок. Слова «нельзя» или «неправильно» отсутствуют. Такой вид творчества приносить детям огромную радость и положительно сказывается на психологическом состоянии здоровья детей. Ребенок избавляется от внутренних страхов, становиться уверенней в себе и в своих силах. Дети учатся выражению своего замысла, также они знакомятся, как работать с разными материалами. При работе в нетрадиционных техниках у детей развивается образное мышление, мелкая моторика рук, воображение и фантазия. Такой вид творчества стимулирует находить новые творческие решения.


Объемная аппликация из бумаги

Правила для родителей по развитию художественных способностей ребенка

Для дошкольников рисование — это одно из самых обожаемых видов деятельности. Таким образом, ребенок может выразить свои мысли и переживания, происходит его полноценное творческое развитие. Но для того, чтобы в этом процессе не происходило ошибок родителям необходимо учитывать несколько правил.

  1. Правило первое. Не критикуйте и не высмеивайте ребенка. Если у него не получается что-то — помогите ему, подскажите как лучше сделать.
  2. Правило второе. Не делайте ограничения для ребенка в средствах для рисования. У вашего ребенка всегда должно быть много разного вида красок, мелков, фломастеров, карандашей. Пускай рисует, сколько захочет.
  3. Правило третье. Следите, чтобы занятие не затягивалось по времени. Нельзя чтобы ребенок уставал. Это способствует формированию плохого отношения к рисованию. Однако если ребенок весь увлечен творческим процессом – не перебивайте его, дайте доделать работу до конца.

Аппликация орешками — нетрадиционное творчество

Художественные упражнения для совместной деятельности родителей с детьми

  1. Создание новых оттенков цветов с помощью размывания акварели.
  2. Использование штрихов для закрашивания крупных деталей, использование при рисовании цветных карандашей.
  3. Использование пальчиковых красок во время творческой деятельности.
  4. Сотворение фона, с помощью нетрадиционных методик. Для этой цели можно:
  • распылить с помощью зубной щетки акварель;
  • создать фактуру, используя соль;
  • украсить фон, используя штампы из подручных материалов (сырой картошки, картона);
  • создать фон с помощью мыльных пузырей (для этого мыло добавляется в гуашевые краски и выдуваются на лист).

Детский рисунок изонитью

Кроме этого, родители вместе с детьми могут освоить и другие интересные техники для творчества: коллаж, квиллинг, бумажная пластика, оригами, объемная аппликация, изонить.

Как создать условия для творчества ребенка?

Для создания условий с целью активного развития художественно-творческих способностей ребенка надо следовать некоторым требованиям:

  • создать обстановку для стимуляции творческой деятельности (в семье должна преобладать дружелюбная обстановка, ребенку должен быть предоставлен свободный доступ к максимально разнообразному изобразительному материалу);
  • силы должны использоваться по максимуму;
  • у ребенка должен быть выбор в том, какие способы деятельности использовать, продолжительность занятий, их частота и поочередность;
  • необходимо постоянно поддерживать ребенка, если что-то не получается, подбадривать, хвалить, стимулировать к творчеству.

Творческая обстановка дома

Организация детской творческой деятельности дома

Для художественной деятельности, как ни для какой иной существует необходимость в создании особой организации условий для занятий творчеством ребенком. Поэтому родителям очень важно создать отдельный уголок для ребенка и подобрать все необходимые средства рисования.


Детский набор для рисования
  1. Комната должна быть хорошо освещенной, свет должен попадать с левой стороны.
  2. Необходимо приобрести отдельный стол для творчества.
  3. Мебель должна соответствовать росту малыша.
  4. Желательно чтобы на столе было покрытие из клеенки.
  5. Бумага для творчества должна быть разного формата: альбомы для рисования и ватманы или обои. Именно такая бумага удобна в использовании: она не промокает и не коробится. Большой размер листов не стесняет движения рук ребенка.
  6. Для рисования необходимы гуашевые краски. Именно такие краски хороши для накладывания одного цвета на другой. В упаковке должно быть 6 или 12 баночек с цветными крышками и надписью «нетоксично».
  7. При покупке кисточек следует обратить внимание на номер, указанный на ручке. Чем тоньше кисточка, тем меньше номер. Для занятий творчеством необходимы толстые кисти (с 18 номера по 20). Для самых маленьких детей нужны специальные круглые кисти, с длинным ворсом.
  8. Емкость для промывания кисточки нужно выбирать устойчивую к падению и желательно, чтобы она была прозрачной.
  9. Также должны быть под рукой тряпочки изо льна для удаления лишней влаги.
  10. Также для изобразительной деятельности необходимы карандаши. В коробке должно быть 6,12 или 24 карандаша. Следует обратить внимание на мягкость карандашей. Лучше всего подойдут мягкие карандашики – М, 2М, 3М.
  11. Очень необходимым является стакан для хранения карандашей. Необходимо приучать ребенка ставить карандаши на место назад в стакан.
  12. Дети очень любят рисовать восковыми мелками и карандашами. Они очень удобны в использовании, так как рисуют легко и мягко.
  13. Также стоит приобрести фломастеры. Детям нравится рисовать ими, так как они оставляют яркий привлекательный след на бумаге. Но существенными недостатками фломастеров можно указать то, что они не позволяют проводить по смешиванию цветов и очень быстро высыхают, если не закрыть колпачок.
  14. Для занятий лепкой стоит приобрести пластилин в коробке с 6 или 12 кусочками.
  15. Отличным средством при обучении лепке считается глина.

Цветная глина — набор для лепки

Глина является природным пластичным материалом. По цветовой гамме она бывает желтовато-коричневая, красноватая, серовато-белая, зеленовато-голубая, бурая. Для того чтобы хранить глину необходимо в емкость налить немного воды, а сверху накрыть тканью. Также для занятий лепкой необходимо приобрести специальные пластиковые подставки или использовать для этой цели кусочки линолеума. Для того чтобы проверить готова ли глина к работе, ее необходимо размять с небольшим количеством воды, скатать в жгутик. Если она не трескается – можно приступать к работе.


Работа с глиной — лепка домика

Как оформлять детские работы и сделать из них презентацию?

    1. Прежде всего, обсудите с ребенком, какие работы ему больше всего по душе.
    2. Из белой плотной бумаги вырезается рамка. По размеру она должна быть чуть меньше рисунка. Затем необходимо наложить ее на рисунок.

  1. Картину необходимо повесить так, чтобы ребенку было удобно подойти к ней и рассматривать ее.
  2. Для хранения рисунков должна быть выделена отдельная полка.
  3. Не забывайте, перед тем как отправить рисунок на хранение подписать его, указав дату, возраст ребенка. Положите картинку в файл.
  4. Для фигурок, сделанных из глины и пластилина, тоже должно быть отведено специальное место.
  5. Если уже набралось много рисунков можно организовать выставку работ. На нее можно пригласить родных и близких и организовать настоящий праздник.
  6. Всячески поддерживайте ребенка. Не забывайте похвалить его при первой возможности. Это даст ему вдохновение для дальнейшей работы и будет способствовать развитию его художественно творческих способностей.

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Принято считать, что все дети талантливы с рождения. Но это известное высказывание справедливо лишь отчасти. Родившись, ребенок имеет задатки определенных способностей, которые обязательно нужно развивать. В противном случае, эти природные предпосылки не принесут заметных плодов. Важно их вовремя заметить, развить и не дать затеряться. Поэтому, правильнее было бы говорить, что талантливыми дети все-таки не рождаются, а становятся.

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Главную роль здесь призваны сыграть родители, которые много времени проводят с ребенком, лучше его знают, чувствуют и понимают. Наблюдая за тем, чем малыш предпочитает заниматься, в какие игры играет, чем интересуется и какие вопросы задает, можно составить представление об его интересах и способностях .

Теоретически все довольно просто, но в обыденной жизни сложно подняться над суетой. Детские интересы и наклонности часто мешают и даже раздражают взрослых. Например, мало кто обрадуется, если по дороге в садик сын остановится, чтобы наблюдать за работой грейдера или экскаватора. Еще меньше будет восторгов по поводу разобранного на запчасти планшета.

Но ведь таланта без интереса не бывает! А талантливый ребенок очень нуждается в великодушном проводнике, направляющем его способности в нужное русло. Поэтому родителям нужно смотреть и видеть, слушать и слышать и очень важно – не навредить.

Как помочь развитию таланта ребенка


Помня, что талант – это более высокая ступень способностей, необходимо разобраться к какой области деятельности человека относятся наклонности конкретного ребенка и исходя из этого их развивать.

У ребенка музыкальные способности, если он:

  • при звуке мелодии устремляется туда, где она звучит, пританцовывает, улыбается;
  • пытается повторить услышанную мелодию, легко ее запоминает;
  • чувствует ритм;
  • очень эмоционально поет;
  • учится играть на музыкальном инструменте;
  • сочиняет сам мелодию.

Для того, что развить музыкальный талант ребенка нужно знакомить малыша с различными музыкальными произведениями, ходить с ним на концерты, рассказывать о композиторах и музыкантах. Для детей постарше можно скачать программу для создания музыки, ведь очень важен элемент созидательности.

Ребенок обладает художественными способностями, если он:

  • любит рисовать, раскрашивать или лепить;
  • осознано комбинирует краски и материалы;
  • любит создавать предметы, имеющие прикладной характер;
  • со временем может высказать свое мнение о произведениях искусства.

В таких случаях родители могут показать малышу, как сделать интересные предметы или картины из подручных средств, и тем самым не только поспособствовать развитию художественного таланта ребенка, но и приобщиться к его интересам. Кстати, эти работы могут послужить хорошей основой для домашней выставки.

У ребенка – спортивные способности, если он:

  • очень энергичный, подвижный, ловкий и готов играть на детской площадке по нескольку часов подряд;
  • спокойно относится к синякам, ссадинам и шишкам;
  • любит различные состязания;
  • физически сильный;
  • чтению предпочитает соревнования или бесцельную беготню.

Имея такого ребенка, имеет смысл познакомить его с различными видами спорта и предоставить ему возможность выбора. Кроме того, для того чтобы развить спортивный талант ребенка, а также еще больше объединить семью, можно ходить в бассейн, совершать велосипедные прогулки или смотреть спортивные программы по выходным дням всей семьей.

Литературное дарование ребенка может проявляться в том, что он:

  • любит слушать, читать и листать книги;
  • имеет богатое воображение, фантазирует и сочиняет сказки;
  • обладает богатым словарным запасом, интересуется значением новых слов.

Для дальнейшего развития литературного таланта рекомендуется записать ребенка в библиотеку и ходить туда с ним. Но книги малыш должен выбирать самостоятельно. Уместны разговоры о литературных произведениях и их героях. Можно и нужно устраивать семейные чтения вслух и сочинять стихи, придумывая рифмы.

Ребенок имеет очевидный артистический талант, если он:

  • умеет говорить ярко и эмоционально;
  • владеет выразительной мимикой и жестикуляцией;
  • любит подражать героям сказок, фильмов, обычным людям, изменяя голос;
  • хочет и умеет вызывать эмоции у людей, рассказывая о чем-то;
  • любит, чтобы его слушали.

Как развивать артистический талант ? Можно создать домашний театр, читать детские произведения по ролям, посещать всей семьей театральные и школьные спектакли.

Ребенку присущи технические способности, если он:

  • обожает собирать и разбирать механические предметы;
  • старается самостоятельно найти причину поломки механизмов;
  • может отремонтировать игрушки, применить имеющиеся запчасти для сборки других поделок;
  • конструирует;
  • увлекается специальной литературой.

Отметим, что способности к технике проявляется, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Занятия с отцом в разных технических кружках или совместные ремонтные работы по дому будут способствовать дальнейшему развитию технического таланта , а также еще больше сблизят друг с другом папу и сына.

Способности к научной работе можно распознать, если ребенок:

  • демонстрирует неподдельный интерес к числам и счету;
  • увлекается настольными играми и ребусами;
  • разбирает игрушки, выясняя, как они функционируют;
  • может легко концентрироваться;
  • обладает способностью к абстракции и обобщениям.

Чтобы развить научный талант нужно постоянно вовлекать ребенка в хозяйственную деятельность, где требуется что-то считать. А еще желательно совместно с ним решать головоломки, играть в настольные игры, складывать пазлы, придумывать математические игры, что-то строить из разных геометрических фигур. Можно скачать бесплатные компьютерные математические игры для соответствующего возраста.

Что еще нужно учитывать при развитии природных способностей ребенка?


Активная деятельность по выбранному направлению поможет развитию способностей ребенка. Важную роль в этом процессе играют не только воспитание и характер, но и отношения в семье.

Занятию творчеством детей лучше всего мотивируют совместные с родителями мероприятия. Семейные праздники, походы, экскурсии в музеи, театры и выставочные залы, совместное прослушивание музыки, чтение книг, игры и многое другое помогает прогрессу творческой активности . Благодаря этому ребенок становится уверенным в себе и более склонным ко всем начинаниям. Талант останется нераскрытым, когда между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Если родители равнодушны к занятию ребенка, то у него может легко пропасть интерес к своему увлечению. Но, если семья поддерживает его, то способности получат быстрое развитие и могут перерасти в нечто большее – в талант.

При выборе кружка, секции, студии нужно учесть способности ребенка, не забывая об его пристрастиях и желаниях. Если малыш не имеет определенных способностей к занятию, которое для него выбрали взрослые, то у него может развиться комплекс неудачника. Чем больше старшее поколение будет заставлять ребенка, тем больше вероятность того, что они сами будут недовольны полученными результатами. Очень важно – не совершить ошибку и не выдать собственный выбор за выбор ребенка .

Каждому возрастному периоду соответствуют определенные умения. Уже в первые два года ребенок начинает проявлять первые задатки творческих способностей. В возрасте трех или четырех лет малыш расположен к знаниям и охотно занимается многими видами творчества. В пять - шесть лет происходит формирование интересов и способностей в результате каких-либо занятий. Поэтому приветствуется посещение различных студий по интересам. Достигнув семи - восьмилетнего возраста, ребенок, как правило, уже определяется с увлечением к какому-либо одному виду деятельности. Подростковый возраст характеризуется формированием устойчивых интересов и самостоятельного творческого мышления.

Однако важно отметить, что иногда способности проявляются не в детские, а в юношеские годы. И к этому тоже нужно быть готовыми.