Сценарии        15.09.2023   

День семьи, любви и верности. День Петра и Февронии Муромских

Традиция праздновать 8 июля День семьи, любви и верности появилась у нас не так давно. Поэтому, думаю, не лишним будет рассказать вам историю этого праздника.

Идея праздновать в России день семейных ценностей возникла в городе Муроме Владимирской области. В этом городе в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, которые считаются покровителями христианского брака.

Петр и Феврония являются образцами семейной любви и верности. Они жили долго и счастливо в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, и умерли в один день и час 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.

И вот в 90-х годах прошлого века в Муроме решили объединить празднование дня города с Днем Петра и Февронии.

А в 2002 г. жители Мурома выступили с предложением празднования Дня Петра и Февронии не только в их городе, но и по всей России.

Праздник этот решено было назвать Днем семьи, любви и верности. Инициативу эту поддержали и многие общественные организации, и Русская Православная церковь, и все религиозные организации России. Оргкомитет празднования возглавила Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Владимировна Медведева.

Так с 2008 г. День семьи, любви и верности стал всероссийским праздником. Депутаты Государственной Думы официально учредили этот праздник и решено было его отмечать ежегодно 8 июля.

А символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка.

Почему выбор пал именно на нее? Во-первых, этот полевой цветок наиболее распространён в это время года в России и является ее ярким олицетворением (разве можно представить Россию без ромашковых полей?), а во-вторых, она является символом мечты о любви и верности (не зря, издавна распространено гадание на ромашке "любит - не любит").

С каждым годом День семьи, любви и верности становится все популярнее. Растет число населенных пунктов, где широко отмечается этот праздник, причем везде он отмечается по-своему.

Оргкомитет праздника учредил медаль "За любовь и верность", которая вручается заслуженным супружеским парам, прожившим в браке не менее 25 лет, подающим пример крепости семейных устоев и воспитавшим детей достойными членами общества.

Такова кратко история возникновения Всероссийского праздника - Дня Семьи, Любви и Верности.

А сейчас я расскажу историю любви и жизни Муромских Петра и Февронии, которая легла в основу легенды.

История Петра и Февронии

История эта берет начало во времена, когда в Муроме княжил Павел, старший брат Петра. Но случилась в семье Павла беда - по наваждению дьявола стал летать к супруге Павла змей. Об этом она рассказала своему мужу. А Павел велел ей выведать у змея тайну его смерти. Выяснила она, что гибель злодею "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Узнав об этом, Петр решил убить насильника. Он раздобыл Агриков меч, выследил змея и поразил его. Но змей обрызгал Петра своей ядовитой кровью, и от этого все тело Петра покрылось язвами и струпьями.

Никто не знал, как вылечить Петра от тяжелой болезни. А сам Петр, смиренно перенося мучения, во всем положился на Бога.

И вот на Рязанской земле нашлась простая крестьянская девушка Феврония, имевшая дар исцеления. И сказала она слуге Петра, что если князь будет чистосердечен и смиренен в словах своих, то будет он здоров. И велела привести князя к ней.

Петр обещал тому, кто его вылечит, большую награду. Однако Феврония от награды отказалась, но поставила условие: "если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его".

На словах Петр пообещал жениться, а на деле слукавил. Княжеская гордость не позволяла ему жениться на простой девушке.

Феврония разгадала лукавство и гордость Петра. Она велела ему вымыться в бане и смазать все струпья на теле, кроме одного. Мудрая девушка знала, что болезни даются за грехи и через телесные недуги должна лечиться душа. Для излечения Петр должен был перебороть свою гордыню.

Петр практически вылечился (остался лишь один струп), и обещания своего не выполнил.

Но вскоре от этого струпа вся болезнь снова вернулась, а Петр вынужден был опять обратиться к Февронии. На этот раз он уже сдержал свое слово и вернулся здоровый с женой в Муром.

Когда Павел умер, править в Муроме стал Петр. Но бояре, и особенно их жены, невзлюбили Февронию, не желая, чтобы обычная крестьянка правила ими. Предложили бояре Февронии уйти из города, взяв с собой все, что ей угодно. Но Февронии нужен был только ее муж. А Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, отказался от власти, и ушел вместе с ней в изгнание.

Супруги сели в лодку и поплыли по Оке. Жили они как простые люди, но были счастливы от того, что были вместе.

А тем временем в Муроме началась смута. Многие бояре претендовали на престол. Пролилась кровь и начались убийства. Во имя мира и спокойствия бояре послали послов просить Петра вернуться.

Петр с Февронией вернулись в Муром и правили там долго и счастливо, а Феврония смогла заслужить любовь горожан.

Когда пришла старость, супруги приняли монашество в разных монастырях, и молили бога, чтобы он разрешил им умереть в один день. А еще они завещали похоронить себя в заранее приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Петр и Феврония умерли в один день и час каждый в своей келье. Но люди посчитали неправильным хоронить монахов в одном гробу и разнесли их тела по разным храмам. Однако на утро их тела чудесным образом оказались в одном гробу. Так и пришлось похоронить их вместе.

В 1547 году Петра и Февронию канонизировали на церковном соборе. С тех пор святые супруги и почитаются как покровители семейных уз, а теперь День святых Петра и Февронии, отмечаемый 8 июля, стал еще и светским праздником.

Поздравляю вас с Днем семьи, любви и верности!

В этот день вспомните о ваших родителях, супруге, детях, братьях, сестрах... Скажите им самые теплые и нежные слова любви, ведь в этом мире нет ничего более дорогого, чем близкие и родные люди! Берегите их!

Несколько лет назад, ещё в бытность свою президентом, Дмитрий Медведев навязал России в качестве полуофициального очередной церковный праздник - день "святых" Петра и Февронии из Мурома, отмечаемый православными 25 июня по юлианскому, а по новому стилю - 8 июля. Теперь в российском календаре эта дата значится как День любви, семьи и верности. Ранее церковь очень настаивала на введении некой своей, доморощенной альтернативы западному Дню святого Валентина, который якобы развращает нашу молодёжь. К тому же, в стране надо всеми силами укреплять семью, а сии муромские "святые-чудотворцы" мол, почитаются на Руси именно в качестве покровителей семейной жизни и супружеской любви...

Конечно же все слышали об этом новом празднике, многие даже гордятся, так сказать нашим доморощенным "днем Св. Валентина", однако практически большинство россиян имеют смутное представление о самоей сути этого "святого" праздника, равно и о его виновниках - Петре и Февронии, но раз уж не только православная церковь, но и сам бывший глава государства, известный своей любовью к " продвинутым гаджетам" и прочим электронным технологиям, Медведев освятил своим авторитетом празднование в России дня Петра и Февронии, то значительное число простых наших сограждан на полном серьёзе посчитали эту пару "святых" из Мурома подлинным идеалом семьи, супружеской любви, дружбы и т. д. и т. п.
При этом по обычной лености или наивности люди не пытаются даже заглянуть в первоисточник - церковное житие Петра и Февронии, - а доверяют благозвучной церковной версии данной истории. Православные же попы и их фанаты из числа мирян не устают расписывать в современных СМИ парочку муромских "чудотворцев" в самых привлекательных тонах.

Как звучит история Петра с Февронией можно узнать, ознакомившись с первоисточником этой истории - "Повестью о Петре и Февронии Муромских" или в "Академических исследованиях повести о Петре и Февронии", которые были сделаны под редакцией академика Панченко, в которых есть и прилукская, и причудская редакция, и муромская редакция, которые считаются наиболее полными. На самом деле в тексте жития сих "чудотворцев" из Мурома, - по крайней мере, подлинном, восходящем к ХVI веку, - вы как раз именно о любви, семейной жизни, супружеской верности и прочем не найдёте фактически ничего. Давайте же вспомним, о чем идет речь, когда идёт разговор о Петре и Февронии.Нужно заметить, что уже сами попытки современных клерикалов выдать Петра и Февронию за неких реальных исторических лиц, якобы живших в ХIII веке, - по сути ложь - никакого князя Петра, равно как и его упоминаемого "житием" брата Павла, которые правили бы в Муроме ни в том столетии, ни до, ни после него, история не знает. Тем более молчат летописи о какой-то там чудотворице Февронии, якобы умудрившейся стать муромской княгиней.

На самом деле в ХIII веке Муромским княжеством правили Святославовичи, ветвь Рюриковичей - Юрий Владимирович, князь муромский имел троих сыновей - Владимира, Давыда и Юрия. После смерти Юрия Муромского на престол взошел сначала Владимир Юрьевич, а после его смерти уже Давыд Юрьевич, который правил Муромским княжеством в течении 13 лет. Как видим никаких Павла и Петра на престоле Муромского Княжества в первой половине ХIII века мы не наблюдаем. Павел, Пётр и Феврония - вымышленные персонажи.

Однако по большому же счёту, чтобы убедиться в явной надуманности "Повести о Петре и Февронии", необязательно даже вникать в историю: достаточно просто ознакомиться с текстом этого жития, и всё станет на свои места.

Начинается эта повесть с абсолютно сказочного сюжета, - а именно, с рассказа о победе главного героя, Петра, над неким летающим "змеем", посланным самим дьяволом. Сам по себе такой сюжет, как поединок со Змеем, является классическим для фольклора самых различных народов с древнейших времён, - есть он и в христианстве, где его воплощает Георгий Победоносец и в русских народных былинах, где подобных гадов вовсю " мочат" богатыри типа Алёши Поповича или Добрыни Никитича... Но если в большинстве таких фольклорных историй герой избавляет свою землю и соотечественников от действительно страшного врага, опасного чудовища, приносящего зло множеству людей, то в "Повести о Петре и Февронии" с самого начала мы встречаемся с довольно жалкой и нелепой профанацией такого образа Змея, - даже можно сказать, с некой скабрезной карикатурой на него. Ибо тамошний "змей" являет угрозу не для рода человеческого в целом, или же всей Руси, или же отдельно взятой Муромской земли и города Мурома, а предстаёт врагом лишь одной, конкретно властвующей там княжеской семьи. Этот опереточный змей не сжигал огнём города, не жрал людей и не брал в полон прекрасных девиц: вместо всего этого он повадился всего лишь " наставлять рога" муромскому князю Павлу, - старшему брату того самого Петра, о котором пойдёт речь ниже... Притом, согласно сюжету Повести, змей сей являлся в спальню к жене князя (неназванной по имени княгине) в человеческом обличье, принимая личину её законного мужа Павла, так что никто из посторонних ничего и не мог заподозрить. Из рассказа неясно, в какой именно момент сама княгиня обнаружила такое скандальное обстоятельство, но упомянуто, что до того, как она рассказала обо всём своему мужу, "много времени преидоша". Надо думать, что поначалу жену князя её сатанинский любовник вполне удовлетворял. Далее, когда князь Павел узнаёт скандальную правду, он призывает свою супругу решительно порвать со змеем, дабы она смогла наконец "освободиться... от злого его дыхания, и сипения, и прочей мерзости, о которой стыдно сказать". Правда, из текста неясно, откуда муромский князь смог узнать такие интимные подробности близости его жены со "змеем", - можно подумать, он при этом лично присутствовал, - однако же, забегая вперёд, скажем, что подобное упоминание вообще является единственным моментом во всей этой якобы любовной Повести, хоть как-то непосредственно касающимся темы семейной жизни...

Но это ещё не сама сказка, а только "присказка", где речь идёт пока не о собственно Февронии или Петре, а только о злоключениях его брата Павла. Мало того, что никакой историчности в данном сюжете нет и быть не может, сей мистический анекдот про "скандал в благородном семействе" надо признать довольно пошловатым началом для истории об идеальной любви и супружеской верности, - не правда ли?

Но пойдём дальше: как же повёл себя православный князь города Мурома, сведав наконец про то, что некое дьявольское отродье, всё из себя такое вонючее и сипящее, " пользует" возлюбленную супружницу под его же собственной личиной?
Может Павел, как подобает средневековому герою-рыцарю, осенил себя крестным знамением и встал с мечом в руке на охрану и оборону своего супружеского ложа? Вовсе нет, - судя по тексту "Повести...", сей благоверный муж не на шутку струхнул, сразу почему-то решив, что ему самому такого грозного супостата ни за что не одолеть! Поэтому решил он действовать не спеша, а согласно коварному плану. - Своей жене он велел продолжать, как прежде, сношаться с гадким змеем для того, чтобы, усыпив бдительность гада, выведать у того способ, которым можно его убить. - Конечно, данный сюжет для сказочного фольклора тоже является классическим, встречаясь уже в библейской легенде про Самсона и Далилу... Жена успешно выполнила задание князя: когда змей после очередных любовных утех с нею расслабился, то рассказал на свою беду княгине, что смерть ему суждена "от Петрова плеча, от Агрикова меча".

Тут в дело впервые, собственно, и вступает пресловутый Пётр, - брат князя, которому Павел, на основании полученных от жены разведданных, поручает ради спасения своей супружеской чести выступить против коварного змея, как следует "раззудевшись плечом". Для этой цели Пётр вскорости вооружается, соответственно, "Агриковым мечом", который очень кстати обнаружился буквально рядом - за городом в церкви женского Воздвиженского монастыря, - " и с того дня стал искать удобного времени, чтобы убить змия." Тут, правда, встала та проблема, что последний, как уже говорилось в начале, являлся в покои княгини, приняв образ её мужа Павла. В связи с этим обстоятельством перед Петром маячила опасность невзначай снести "Агриковым мечом" по ошибке жбан собственному братцу, богопомазанному правителю города Мурома, притом прямо на ложе его законной жены, - что большинством простых муромцев было бы явно неверно истолковано, как цареубийство с целью узурпации престола. По идее, самым разумным вариантом в такой щекотливой ситуации для Павла было бы во время охоты на змея вообще полностью воздержаться от посещений своей супруги, - дабы Пётр, застав её в объятьях князя, мог бы сразу рубить с плеча, будучи уверен, что сей муж - ненастоящий...

В общем, долго ли, коротко ли, но Петру удалось благополучно избежать такой путаницы: выследив подлого змея в княжеских покоях, он прикончил его в два счёта своим чудесным Агриковым мечом. - Подлый сатанинский гад, хоть и пытался сперва прикинуться князем Павлом, непосредственно перед смертью принял своё истинное обличье: но, подыхая, успел забрызгать Петра своей ядовитой кровью. Последнего же, судя по всему, не учили, что после убийства принято мыться, или же ещё лучше заранее окроплять себя святой водой, - и вот из-за этой своей оплошности Пётр вскоре покрылся струпьями и язвами. При таких, совершенно немыслимых и фантастичных обстоятельствах, он "серьёзно заболел".

На этом первая, вступительная часть " Повести...", эксплуатирующая избитый сюжет о победе над змеем, кончается, и начинается основная часть этой истории, - надо признать, куда менее фантастичная, но зато намного более пошлая.

Итак, страдающий от своей тяжкой болезни Пётр стал искать врача, могущего его исцелить, но никто в Муромском княжестве не оказался на это способен. Тогда герой-змееборец поехал в соседнюю, Рязанскую землю, и начал поиски врачевателя там. И вот один его слуга наткнулся в селе Ласково на "зело премудрую" крестьянскую девицу Февронию, владевшую уникальным даром целительства. Убедившись в её способностях, "отрок" поведал Февронии о беде своего господина, упомянув и о причине его болезненного состояния, т. е. свершённом им убийстве летающего змея. Однако же, вопреки ожиданию, на эту простолюдинку рассказ о таком чудесном подвиге никакого особого впечатления не произвёл, ибо когда слуги привезли изъязвлённого героя в её деревню, она поставила совершенно циничное и наглое условие: что вылечит его, только если Пётр возьмёт её в жены.

Как гласит "Повесть...", он сперва и мысли не допускал о том, чтоб взять в жёны какую-то там деревенщину, однако, мечтая о скорейшем излечении, притворно обещал стать её мужем, если она уврачует его язвы. Таким образом, оба главных персонажа сей истории, почитаемые ныне РПЦ как "святые", ведут себя в данной ситуации абсолютно цинично и безнравственно, руководствуясь подлым расчётом: Феврония жаждет воспользоваться уникальным случаем, чтоб заиметь богатого знатного мужа, а Пётр с его стороны надеется любой ценой отвертеться от подобного "счастья", пытаясь откровенно надуть возомнившую о себе крестьянку. Но в итоге предвидевшая всё это Феврония обхитрила надменного княжича, и обманула его самого.

Пётр соглашается и обещает жениться. Феврония, будучи девочкой неглупой, судя по всему понимает, что её могут надуть, и она, совершая эти все манипуляции по излечению струпьев: «И един струп остави непомазан». То есть она оставляет одну язву, один струп на развод, её план оправдывается. Потому что, естественно, отказавшийся после излечения жениться, князь Пётр уезжает, но он не успевает доехать до своего Мурома: «И от того струпа начаша многи струпы расходиться на теле его. И весь оструплен многими струпы и язвами яко же и в первый раз». И тут он снова возвращается к Февронии, она снова ставит ему условие: либо ты берёшь меня в жёны, либо я тебя не лечу. Он соглашается, понимая, что другого выхода нет. И действительно, после второго случая, когда она его лечит, он, опасаясь, вероятно что где-то что-то ещё осталось незалеченным и третьего раза уже не будет, действительно, женится на ней.

Затем всё ещё происходит смешнее. То есть ни о какой любви, ни о каких чувствах, ни о каких отношениях не идёт речи - чистый шантаж. Феврония резко улучшает своё социальное и материальное положение таким образом. Пётр - жертва шантажа, причём, объектом шантажа является здоровье и жизнь.

Затем, эта пара в течение некоторого времени живёт в Муроме. О дальнейшей супружеской жизни Петра и Февронии за годы их правления в Муроме "Повесть..." говорит совсем кратко, буквально в нескольких фразах. Причём это описание не содержит ровным счётом никакой конкретики, касающейся именно семейного быта княжеской пары, а даёт только набор черт, свойственных идеальным правителям и вообще христианским праведникам в средневековой литературе, - мол, они много молились, блюли заповеди Господни, заботились о своих подданных, помогали странникам и нищим, кормили алчущих и т. д. и т.п.

Детей у Февронии и князя Петра, равно как и у его ранее умершего брата Павла, не было: по крайней мере, "Повесть..." о них почему то абсолютно ничего не упоминает. А ведь у Давыда Муромского, чья персона считается прообразом князя-змееборца Петра было трое детей - Евдокия, будущий князь Юрий Муромский и Святослав.

Дожив до преклонных лет и чуя приближение смерти, Пётр с Февронией постриглись в монахи: он под именем Давида, а она - Евфросинии. Каждый из них ушёл в свою обитель, - таким образом, их несуразное, вымученное супружество всё же закончилось, в понятиях того времени, разводом, ибо в монастыре, разумеется, никаких семей, никаких жён и мужей существовать не может. Эта бездетная, сошедшаяся на почве шантажа, пара разводится, супружеская же преданность Петра и Февронии, дескать, выразилась в их желании умереть одновременно друг с другом, о чём они и молили усиленно бога...

А затем наступает некий мифологический цирк в стиле зомби-апокалипсиса...

Сцена смерти описывается житием в лучших традициях религиозного фольклора. Инок Пётр-Давид из своего монастыря присылает монашке Евфросинье-Февронии весточку, что он уже помирает, но она ему отвечает: мол, погоди, дай мне дошить для церкви узорный платок! Тот опять сообщает, что "отходит", но его бывшая жена снова говорит, что не закончила шитьё, и так повторяется ещё раз... В третий раз, наконец, Феврония плюнула: так не дошив на платке святые образа, она воткнула в него свою иголку и так отослала Петру в его обитель, после чего оба они, как и желали, умерли в один день, 25 июня (по старому стилю) невесть какого года, - когда и отмечается православной церковью праздник в их честь. Перед своей кончиной Пётр и Феврония завещали похоронить их в одном гробе.

Хоронят же их в разных гробах, естественно. Потому что инока и инокиню, даже в наше время, пока ещё никому не пришла в голову светлая мысль, положить в один гроб. Поэтому Февронию решено было захоронить в загородном женском монастыре Воздвижения, а Петра, который всё же был раньше князем, - в соборной церкви города Мурома. Как только происходит это захоронение, вдруг, наутро, муромчане обнаруживают инока и инокиню в одном гробу, совершенно в другом месте. Каким образом и как они сползлись, с тем, чтобы улечься в один гроб, и история, и житие умалчивает.

Изумлённые муромцы, а изумиться было чему - не каждый день по столице ночью ползают трупы умерших правителей, их вытащили оттуда и снова переложили в отдельные гробы, но на следующий день снова нашли мертвецов в одной могиле...
И так происходит несколько раз. Православные жители города Мурома в итоге решили, что лучше с этими ходячими трупами не связываться, и оставили тела Петра и Февронии в покое, в общем гробу, раз уж им там так нравится. - Непонятно только, зачем им нужно было разводиться, чтобы потом с таким упорством добиваться своего воссоединения после смерти. Кончается сие благочестивое повествование заверением, что мощи этих "святых", разумеется, обладают чудесным свойством исцелять приходящих к ним паломников...

Что можно сказать обо всей этой полубезумной истории? - Что она, как и множество других церковных сказок, была бы крайне гнусна, если б по счастью, не являлась полностью вымышленной! Ведь фольклором здесь являются все главные составляющие сюжета: и Петр с Павлом как князья Мурома, и летающий змей, и сползающиеся и самоукладывающиеся в один гроб мертвяки, - да и сама возможность простой деревенской холопки, пусть и обладавшей большой "разумностью", стать княгиней на Руси средневековья могла иметь место разве что только в сказке..

Но "сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!". А какой же намёк, какая такая мораль раскрывается в "Повести о Петре и Февронии"? Чему она может научить современных "молодцев" и особенно "девиц"? .. Выходить замуж по расчёту и благодаря шантажу? Жить с супругом без любви и без детей? Оканчивать свою семейную жизнь разводом, уходить затем в монастырь, чтобы потом совместно захораниваться? Однако хороший пример...

Выходит символом российской любви, семьи и верности стала эта бездетная, разведенная, сошедшаяся из-за шантажа пара, которая после смерти зачем-то по муромской грязи собирается в одном гробу. Ничего более дикого и не представить нельзя. И эта пара почему-то сделана ныне символом любви, семьи и верности в России. Тут очень сложно говорить серьёзно, потому что, расчёт на дикую серость, на то, что никто никогда не прочтёт, даже хотя бы формально, даже церковного жития. Уж не говоря о каких-то более основательных источниках. Опять-таки расчёт на серость.

День Петра и Февронии в 2020 году отмечается 8 июля. Это народно-христианский праздник. Он приурочен ко дню памяти в Русской православной церкви благоверного князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.

Содержание статьи

История жизни святых Петра и Февронии

Князь Петр жил в Муроме в XII веке. Он болел проказой. Однажды ему приснилось, что крестьянская девушка Феврония исцелила его при помощи целебных трав. Петр отыскал ее в Рязанских землях. После исцеления он взял в жены свою спасительницу. Пара прожила в мире и согласии до старости.

В преклонных годах они приняли таинство монашеского пострига и попросили Бога умереть в один день. Петр и Феврония скончались 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Их тела разместили в разных обителях, но на следующее утро они оказались вместе.

Петра и Февронию канонизировали в лик святых в 1547 году. Они стали покровителями семьи и брака. Православная Церковь почитает их 8 июля. В России с 2008 года этот день считается Днем семьи, любви и верности.

Традиции и обряды праздника

В этот день в храмах совершается богослужение. Прихожане посещают службы. Супруги молятся святым Петру и Февронии о семейном благополучии, а вступающие в брак просят благословения. Христиане совершают паломничество в Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, где хранятся мощи святых.

В этот день многие влюбленные пары заключают браки или устраивают помолвки. Считается, что такие семьи будут жить в мире и согласии. Влюбленные и незамужние девушки верят, что 8 июля на земле властвуют магические силы. В этот день они гадают на суженых и делают любовные привороты.

Что можно и что нельзя кушать в День Петра и Февронии

Праздник приходится на Петров пост. Если он выпадает на вторник, четверг, субботу или воскресенье, то Православная Церковь в этот день разрешает употреблять в пищу рыбу, на понедельник - горячую пищу без масла, на среду или пятницу - невареную пищу растительного происхождения (сухоядение).

Что нельзя делать в День Петра и Февронии

Приметы и поверья в День Петра и Февронии

  • Погода в этот день предсказывает погоду на ближайшие 40 дней.
  • Если помолиться перед иконой святых Петра и Февронии, то семью будет ожидать благополучие и счастливая жизнь.
  • Если 8 июля посвататься, то будущая семья будет крепкой и дружной.
  • В День Петра и Февронии можно просить у святых здоровья и благополучия для своих детей.
  • Кто проведет этот день в заботах бок о бок с супругом, у того достаток и лад будет в семье.

В понедельник, 8 июля 2019 года, россияне в 12-й раз отметят День семьи, любви и верности. Этот государственный праздник был учрежден в 2008 году Советом Федерации по предложению Светланы Медведевой, супруги Дмитрия Медведева, который с 2008 по 2012 годы занимал пост президента РФ. Ежегодно 8 июля Русская православная церковь чтит память Муромских чудотворцев святых Петра и Февронии, которые являются покровителями семьи и брака.

Почему многие пары женятся в День семьи, любви и верности?

Большое количество пар считает, что заключение брака 8 июля сулит долгую и счастливую семейную жизнь. Обвенчаться в День памяти святых Петра и Февронии нельзя, так как этот день приходится на Петров пост, во время которого церковное таинство не проводится. Но гражданские церемонии в ЗАГСах в День семьи, любви и верности с каждым годом приобретают все большую популярность.

Несмотря на то, что в 2019 году 8 июля приходится на понедельник, традиционно выходной день в ЗАГСах, в Москве расписаться в этот день смогут 16 пар. Церемонии пройдут во Дворце бракосочетания № 3, который перешел на ежедневный режим работы, как рассказала агентству городских новостей «Москва» начальник управления ЗАГС Москвы Елена Ефремова. Она также отметила, что большой ажиотаж у желающих пожениться вызвали предпраздничные даты: пятница, 5 июля, и суббота, 6 июля. На эти дни столичные дворцы бракосочетания приняли более 1,3 тыс. заявлений.

Почему Петр и Феврония считаются покровителями брака?

Сведения о святых происходят из «Повести о Петре и Февронии Муромских», которую в середине XVI века составил инок Ермолай Прегрешный по заказу митрополита Макария. Этот памятник древнерусской литературы был создан в связи с канонизацией Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году, в его основе — муромские устные предания.

Согласно сказанию, Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр убил огненного змея. На месте следов крови змея, попавшей на тело Петра, образовались язвы, будущий князь заболел страшной проказой, излечить которую не мог никто. Однажды Петру приснился сон, в котором ему открылось, что исцелить его сможет дочь бортника, крестьянка села Ласково в Рязанской земле по имени Феврония. Князь отыскал девушку, и она его вылечила.

После этого Петр женился на девушке, однако местные бояре отказались признать княгиню в простолюдинке. Они поставили условие перед Петром: либо оставь жену, либо откажись от княжения. Князь не смог оставить Февронию и вместе с ней отправился в изгнание. После этого в Муроме началась смута, и бояре сами попросили Петра вернуться и продолжить княжение. Князь восстановил порядок в городе, а Феврония со временем смогла заслужить любовь его жителей.

Княжеская чета вела праведную жизнь, а в преклонном возрасте они приняли монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Они молили Бога о том, чтобы умереть в один день, и завещали положить их тела в один гроб. 8 июля (по старому стилю — 25 июня) 1228 года Петр и Феврония скончались в один час, каждый в своей келье. Их тела положили в разных обителях, так как погребение в одном гробу было невозможно из-за монашеского статуса. Но, как гласит сказание, произошло чудо: на следующий день их тела обнаружили лежащими в одном гробу. Петр и Феврония были погребены в Муроме, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Предания о чудесах муромского князя и его жены были очень популярны и передавалась из поколения в поколение, а сами святые стали почитаться как покровители семьи.

Петр и Феврония Муромские. Фото: Public Domain

Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с князем Давидом Юрьевичем, правившем в Муроме с 1205 по 1228 годы, и его супругой Евфросинией . Согласно летописям, Давид принял монашеский постриг с именем Петра.

Как отмечают праздник?

Православные христиане в этот день ходят в храмы, чтобы помолиться Петру и Февронии о благополучии в семье. Паломники устремляются в Муром, чтобы поклониться мощам этих святых: они находятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого женского монастыря. В Муроме и других городах России в День семьи, любви и верности проходят концерты, организуются театральные представления, реконструкции сцен из жизнеописания Петра и Февронии, различные ярмарки и фестивали.

В День семьи, любви и верности также принято дарить ромашки. Этот цветок стал символом праздника по предложению Светланы Медведевой. Ромашка является самым распространенным летним цветком на русских просторах и олицетворяет чистоту, надежность и верность. Ежегодно 8 июля семейным парам, прожившим вместе четверть века и более, вручается памятная медаль «За любовь и верность». На ее лицевой части изображен цветок ромашки, а на обороте — святые Петр и Феврония.

Как День семьи, любви и верности будут отмечать в Москве в 2019 году?

По словам руководителя Департамента культуры Москвы Александра Кибовского, с 7 по 9 июля в столице пройдет 314 мероприятий. Праздничная программа запланирована в парках, домах культуры, музеях и библиотеках.

В воскресенье, 7 июля, основное празднование состоится в музее-заповеднике «Царицыно». Там будут организованы спортивные эстафеты и различные мастер-классы, например, по росписи сувениров, фигурному вырезанию овощей, мыловарению. Кроме того, в «Царицино» пройдет концерт с участием популярных исполнителей, среди которых — семья Маликовых и Лариса Долина . Закончится праздник церемонией вручения медали «За любовь и верность».

Также 7 июля в парке «Зарядье» пройдет исторический бал. В понедельник, 8 июля, в девяти столичных кинотеатрах бесплатно покажут мультфильм про жизнь Петра и Февронии. Во вторник, 9 июля, в музее-заповеднике «Коломенское», в храме Воскресения Господня, пройдет уникальный концерт хорового пения. Расписание праздничных мероприятий в столице опубликовано на

Не все то, что приходит к нам из Европы, несет в себе пользу. Европейский образ жизни, стремление быть похожими на «них», привели к тому, что институт семьи в последние 30 лет утратил свое первоначальное значение для многих молодых людей. На первое место вышла карьера, материальная обеспеченность и нежелание брать на себя ответственность за других людей.

Все начинается с семьи

Вариант праздничного сценария

Ведущий: "Бабушки и мамы, братья, сестры и папы, дедушки, дяди и тети! Добрый день! Как же замечательно вместе провести День любви, семьи и верности! И наш праздничный концерт начинают самые маленькие!"

Выходят дети и поют песню о семье

В: "Дорогие взрослые, для каждого из вас в слове «семья» есть свой смысл, давайте послушаем, что о семье говорят ваши малыши!"

На экране нарезка видео с высказываниями детей о семье.

В: "У каждого праздника обязательно должен быть свой знак, символ. Есть он и у нашего, семейного торжества".

Выходит девочка в костюме ромашки и рассказывает стихи:

"Белая ромашка - солнце в серединке,

По краям белеют лепесточки-льдинки.

Я сорву ромашку, сяду, погадаю,

Что меня он любит, теперь точно знаю!

(раздает всем гостям ромашки)"

Р: "Пусть у каждого из вас теперь живет маленькое солнышко и согревает вашу семью!"

В: "Утро всегда доброе, когда в доме пахнет выпечкой, когда за большим столом собираются все самые родные! А чтобы застолье было вкусным, давайте попросим у бабушки наши любимые оладушки!"

Выходят дети и поют песню «Бабушка, испеки оладушки»

В: "В семье всегда принято помогать. И поскольку мы - это тоже большая семья, давайте посмотрим, как ребята умеют помогать друг другу".

Конкурс на лучшее повязывание галстука мальчикам и на лучшую прическу для девочек.

В: "А теперь наши ребята расскажут, как сильно они любят своих пап и мам".

Выходят дети и читают стихи про родителей.

В: "И в завершение нашего праздника давайте вспомним самые трогательные моменты из истории каждой семьи".

На экране появляется презентация, созданная из семейных фотографий всех участников праздника, сопровождается песней о семье.

Праздник любви, семьи и верности в детском саду - очень ответственное событие, впрочем, как и другие праздники. Воспитывать любовь к семье нужно не только у детей, но и у их родителей. Чем чаще будут проходить подобного рода мероприятия, тем скорее в наших семьях будет мир и гармония.